ФОРУМ МУЗЫКИ МОЛОДЫХ

Поделиться
С возвращением… Герой тот, кто восстает против отеческой власти и выходит победителем. Зигмунд Фрейд А может, ее нужно прокладывать через невообразимые тернии?..

С возвращением…

Герой тот, кто восстает против отеческой власти и выходит победителем.

Зигмунд Фрейд

А может, ее нужно прокладывать через невообразимые тернии? В такой ситуации пребывает наше молодое независимое искусство. Вместо того чтобы всецело отдаваться творчеству, молодым приходится пробивать брешь в стене, выстроенной старшим поколением.

Семь лет назад под крылом осеннего музыкального фестиваля «Киев Мюзик Фест» открылся весенний - «Форум музыки молодых». Можно было заливаться умильными слезами, созерцая идиллическую картину того, как музыкальные патриархи с любовью и заботой опекают своих преемников. Но вместо слов благодарности строптивая молодежь проявила непослушание, отказавшись от навязчивой «опеки». Дескать, мы молодые, а значит, выбор - за нами. Тут-то добрые наставники и сказали: «Раз так, то выкарабкивайтесь сами, а мы умываем руки». И остался «Форум молодых» один-одинешенек в безбрежном океане своих проблем. Таким образом, два года назад пятый «Мюзик Фест» открылся, а пятый форум не открылся. Чья тут вина? Проблема ли это отцов и детей? Похоже, нет. Тут, скорее, дело в том, что имеющим какие-то возможности, выходы к финансовым источникам и непосредственное отношение к культуре по большому счету все равно, будет ли звучать музыка и будут ли проводиться фестивали. Конечно, современное молодое искусство (ввиду того, что его всеобщее признание - дело будущего) остается элитарным и доступным не всякому. Однако, господа, публика нуждается в воспитании.

Тем более приятно констатировать факт, что «Форум музыки молодых» возродился к жизни в весеннем сезоне этого года после двухлетнего молчания.

Проблем у него, конечно же, не убавилось, открылся фест на свой страх и риск, без реальных средств, обещанных Министерством культуры. На мой вопрос, что будет, если средств не окажется вообще, директор фестиваля Игорь Щербаков весело и одновременно слегка нервозно сообщил, что «будем проводить фестиваль».

И это горькая правда. Форум и музыканты живут в кредит. Многочисленные трудности, постигшие организаторов, время от времени всплывали на поверхность и даже были заметны рядовым слушателям: к примеру, концерты не записывались, поэтому звучавшее просто отзвучало. А ведь уровень этого фестиваля заметно вырос по сравнению с предыдущими: и по музыкальному содержанию, и по качеству исполнения, и по международному значению.

Параллельно с фестом проходила международная музыкально-теоретическая конференция, так что ее участники могли услышать современную украинскую музыку, музыканты из разных городов и стран имели возможность общаться друг с другом. Сегодня, как никогда, актуальна проблема интеграции в музыкальной среде и вообще в мире искусства. У нас это еще достаточно слабая сторона, хотя и одесские «Два дня и две ночи», и «Форум молодых» этого года - начало сложного и очень важного пути преодоления закрытости от внешнего мира, так называемого «консервирования» национальной культуры, которое неизбежно стопорит развитие искусства, науки и в худшем случае - приводит к полной деградации и вырождению.

Невозможно объять все звучавшее в течение недели. Поэтому я остановлюсь на некоторых моментах.

Был введен целый блок, посвященный новейшим композиторским технологиям. Он включал двухдневный семинар «Электронный синтез звука и компьютерные технологии в музыке» и концерт, где звучали сочинения, демонстрирующие эксперименты и различные изыскания в области звука. Конечно, невозможно было раскрыть тему и охватить ее в столь короткие сроки в должном объеме, но заразить этой идеей за отведенное время удалось.

Музыканты и любители музыки познакомились с недавно организовавшимся киевским ансамблем - трио «Спектры» в составе: Ольга Шиляева (флейта), Юрий Конрад (фагот), Елена Леонова (фортепиано) - она же композитор, пишущий очень интересную музыку.

В Киев на фестиваль приехал молодой, но уже знаменитый во всем мире львовский камерный ансамбль «Кластер». Это высочайшего уровня музыканты, идеально знающие специфику ансамблевой игры. Их концерт, прошедший в Доме ученых, явился настоящим музыкальным приношением. Достаточно назвать исполняемых композиторов: Янис Ксенакис, Леонид Грабовский, Александр Щетинский, Джордж Крамб, Иван Небесный (он же руководитель «Кластера»). Но более всего меня поразила вокалистка ансамбля. Исключительно музыкальная, с красивым тембром голоса, большим диапазоном, а главное - с мастерским умением использовать все возможные современные исполнительские приемы. Музыканты «Кластера» - уникальный ансамбль, имеющий все: талант, молодость и неограниченные возможности.

Организаторы феста в этом году смогли воплотить счастливую идею исполнения произведений композиторов - выпускников Музыкальной академии. Вечерний концерт в среду в зале ДЗЗ был отдан музыке для большого симфонического оркестра молодых и очень талантливых музыкантов: Даниила Перцова, Ольги Петруниной, Вероники Тормаховой, Евгения Дондука. Меня все время сопровождала мысль о том, что это ничуть не ученические, а зрелые и выдающиеся произведения. С таким потенциалом Украине не нужно переживать за свою музыкальную культуру. А слышать свою музыку в отличном исполнении оркестра Гостелерадио под руководством Владимира Сиренко было для композиторов лучшей наградой.

На форуме этого года, наряду с уже известными авторами, звучало много музыки композиторов, только что вступивших на независимый профессиональный путь, и еще студентов академии: Богданы Працюк (выпуск 97-го г.), Елены Ильницкой, Елены Волох в дневном концерте в Доме ученых с участием камерного ансамбля «ARCHI». По сути, эти музыканты несли основную нагрузку концертов фестиваля. В вечерней программе этого дня звучали оркестровые произведения композиторов Украины, Германии, Польши и Литвы. Примечательно было знакомство с представителем современной прибалтийской школы Шарунасом Накасом - чрезвычайно интересным и тонким музыкантом.

Финальный аккорд фестиваля воплотился в авторском концерте Евгения Громова - широко известного пианиста, пропагандиста современной музыки. Этот музыкант неуемной энергии и беспредельной увлеченности не может не вызывать к себе любви и прочих трепетных чувств, потому как в том, что он делает и несет слушателю, и есть смысл его существа. В этот раз звучали Валентин Сильвестров, Виктория Полевая, Александр Кнаифель, Людмила Юрина, Галина Уствольская и Сергей Зажитько.

Заключительный концерт форума был представлен музыкой для большого симфонического оркестра и камерными операми. Отрывок «Сцены из «Фауста» Борислава Стронько - пример удивительной и стройной по стилистике передачи пушкинского текста. «Час покаяния» Александра Козаренко - удачный синтез современного языка и ярко выраженных национальных традиций. Симфонический этюд «Зеркало музыки» Марины Денисенко - хрупкий оркестровый эскиз. И, конечно, «Летаргия» Святослава Лунева. Нет смысла говорить о ярчайшем таланте этого музыканта, о том, что всегда с нетерпением мы ждем его концертов, достаточно просто слушать его музыку.

Форум отзвучал. Конечно, не все было ровно и хорошо. Но я умышленно умолчала о неудачных сторонах фестиваля, потому что считаю большим достижением то, что он свершился. Я желаю его организаторам и лично Игорю Щербакову больших моральных и физических сил, очень надеюсь, что фестиваль откроется в следующем году, ведь мы все убедились, что он необходим.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме