ФЕСТИВАЛЬ ЗРИТЕЛЬСКОГО ЖЮРИ В ИНТЕРЬЕРЕ СЛАВУТИЧА

Поделиться
Город В Славутиче не покидает ощущение то ли возврата в благополучное прошлое, то ли полета в желанное будущее.....

Город

В Славутиче не покидает ощущение то ли возврата в благополучное прошлое, то ли полета в желанное будущее... Прямые кварталы благоустроенных домов и коттеджей, чистота, тишина... Нет очередей, стихийных толкучек на каждом углу, засилья коммерческих киосков. Не слышно ругани и мата. Поздней ночью по городу ходить совсем не страшно, а днем на улицах поражает обилие детей (оказывается, здесь самая высокая рождаемость в Украине).

В Славутиче бесплатные детсады и питание в школах, скидки при оплате коммунальных услуг, зарплата - гораздо выше, чем в среднем по стране, не только у вахтовиков с Чернобыльской АЭС, но и у всех других работающих: учителей, библиотекарей, врачей и т.д., и т.п. (доплачивает та же станция).

Даже проблемы - и те здесь совсем не современны: очередь на места в детсады (!), очередь на квартиры - с реальной перспективой получить их от государства... Словом, Славутич - это остров благополучия среди разоренной и обнищавшей страны. Есть здесь и фактор, объединяющий славутчан в одно целое: борьба за выживание ЧАЭС, в чем кровно заинтересован каждый житель 26-тысячного городка.

Фестиваль

Уже сама по себе идея кинофестиваля зрительского жюри - свежа и оригинальна: такого фестиваля больше нет нигде. Ну а идея провести подобный форум именно в Славутиче - просто гениальна. Где еще в наше время пустых кинотеатров с 10 утра и до 10 вечера будут полные аншлаги в двух залах на 300 и 450 мест? И так - на каждом из 17-ти конкурсных фильмов. Где еще жители столь привыкли к бесконечному карнавальному фейерверку фестивалей и праздников, что без них уж просто не мыслят своей жизни и быта? Только за последние несколько месяцев в городе побывали фестивали «Стожары», «Романсы Славутича», «Золотая осень Славутича», телешоу «Украина. Весна. Славутич», певцы Патрисия Каас и Ла Тойя Джексон, Валерий Леонтьев, Таисия Повалий и др.

С другой стороны - обилие «звезд» вносит в сознание славутчан некий снобизм, и чтоб «разогреть» их, надо изрядно потрудиться. Что и сделала команда Первого международного кинофестиваля «Славутич-96», объединившая санкт-петербургскую кинокомпанию «Mirror films», российскую и украинскую Гильдии киноактеров, Министерство культуры и искусств Украины, администрации города Славутича и ПО «ЧАЭС» (последняя взяла на себя все финансовое обеспечение форума). За три фестивальных дня в Славутиче выступили с концертными номерами и программами Наталия Варлей и Сергей Шакуров, Лариса Удовиченко и Леонид Куравлев, Дмитрий Харатьян и Татьяна Абрамова, Андрей Соколов, Лилия Зарецкая, Никита Джигурда, Богдан Бенюк, Анатолий Хостикоев, Аркадий Инин, Виталий Соломин, Владимир Меньшов...

В конкурсную программу вошло восемь российских, восемь украинских и один белорусский фильм. Российская часть программы, по заверениям ее директора, кинокритика из Санкт-Петербурга Ирины Павловой, была составлена по результатам нескольких социологических опросов, определивших наиболее кассовые ленты 95-го года. Что этот принцип был выдержан россиянами до конца - сомнительно, одно из свидетельств тому - присутствие в конкурсе фильма Романа Балаяна «Первая любовь» - явно не зрительского кино, и явно неудачного для самого режиссера, а, с другой стороны, отсутствие в Славутиче хитов Дмитрия Астрахана. Как объяснил мне генеральный продюсер фестиваля Даниил Мишин (Санкт-Петербург), у них был и еще один принцип: каждую картину должен был представлять кто-то из съемочной группы. Под Астрахана приехать в Славутич в данный момент никто не мог.

Что касается украинской части программы, то здесь, судя по всему, принцип отбора был один: взяли почти все, что есть. Причем, снятое и в 94-м, и в 93-м, и... Впрочем, и здесь удивило отсутствие таких зрительски ориентированных картин, как, скажем, «Шамара» Наталии Андрейченко или «Вишневых ночей» Аркадия Микульского. Подходить к отбору конкурсных картин более объективно, логично и социологически обоснованно - это, пожалуй, главное пожелание организаторам фестиваля на будущее.

Впрочем, скажем прямо: и в нынешнем виде программа фильмов не разочаровала. «Особенности национальной охоты» А.Рогожкина (Гран-при «Кинотавра-95») и «Барышня-крестьянка» А.Сахарова (Гран-при «Киношока-95»), уже ставшая знаменитой комедия В.Меньшова «Ширли-мырли» и «Любить по-русски» Е.Матвеева, «Дикая любовь» В.Новака с Ксенией Качалиной в главной роли - лидер российского и украинского проката 94-95 годов, «Сын за отца...» - режиссерский дебют Н.Еременко-младшего, «Любовь - предвестие печали» В.Сергеева (предыдущие его картины «Гений», «Палач», «Грех» сплошь становились зрительскими хитами), «Охота» - дебют в режиссуре еще одного популярного актера - В.Соломина, и т.д. Короче, посмотреть было что.

После каждого сеанса все зрители проставляли фильмам оценки по пятибальной системе, а компьютер выводил среднюю с подсчетом до тысячных... Как говорится, комар носа не подточит: объективность полученных фильмами баллов не вызывает сомнений.

Конкурс

Вердикт коллективного зрительского жюри был сенсационно неожиданным. Кинокритики и журналисты, уверенные в победе комедийных «Ширли-мырли» или «Особенностей национальной охоты», в очередной раз доказали, насколько далеки они от народа. Был явно удручен всего лишь шестым результатом своего фильма и Владимир Меньшов, имевший нескрываемые претензии на роль тонкого знатока вкусов публики. А картина Александра Рогожкина и вовсе заняла лишь девятое место.

Среди украинской делегации самоуверенные надежды питал Николай Засеев со своим «Москалем-чарiвником» - киноводевилем по известному произведению И.Котляревского. Фильм снят в предельно условной, отстраненной манере - что хорошо. Но без особых режиссерских находок, со штампами, отработанными уже неоднократно в национальном украинском театре, и без той бенефисной искрометности в игре актеров, которая только и могла спасти подобный проект. Увы, начавшись в первых двух частях фильма совсем неплохо, действие затем начинает пробуксовывать, провисать, музыкальные номера становятся все менее органичными в ткани картины, а актерская игра - все более монотонной, и в итоге - лишь десятое место фильма в конкурсном марафоне.

Замедленность типа и явный перебор в морализаторстве, как для современного ироничного зрителя, подвел и весьма любопытную по интриге (герой «протягивает ноги» и оказывается во вполне социалистической по духу и принципам жития коммуне загробного мира) и режиссерской фантазии картину «Будем жить» киевлянина Дмитрия Томашпольского (11-е место).

Две ленты - «Любить по-русски» (7-е место) и «Сын за отца...» (4-е) засвидетельствовали появление в российском кино новой сюжетной тенденции: экранной борьбы обыкновенных порядочных людей - отнюдь не суперменов - с мафиозными структурами. В обоих фильмах поначалу мы застаем главных героев - выходцев из номенклатурного прошлого - спивающимися и опустившимися, выброшенными переменами в обществе на его обочину. В обоих на помощь главным героям приходят честные «новые русские» - фермеры ли, бизнесмены ли... В обоих органы демократической власти бессильны либо куплены мафией, в обоих борьба «хороших» с «плохими» приобретает характер партизанской войны, в обоих в конце концов добро побеждает зло...

И хотя работа Евгения Матвеева в большей степени напоминает фильм-лубок, а картина Николая Еременко снята в несколько более современной манере - обе они претендуют на звание «Просто Марии» в чуть американизированном и русифицированном варианте. Тому подтверждение - и весьма благосклонная оценка публики.

А вот две, без сомнения, профессионально сделанные «лав стори» произвели разное впечатление на зрителя Славутича. Думается, что третий призовой результат «Дикой любви» в отличие от восьмой позиции фильма «Любовь - предвестие печали» объясним более упрощенной схемой любовного конфликта и наличием выпирающей социальной подоплеки: молодой человек предает не просто девочку, а воспитанницу детского дома, ради не просто соперницы, а юной американки, дружба с которой сулит престижное образование в Америке, материальный достаток и т.д., и т.п. В фильме же Виктора Сергеева конфликт насколько глубже, настолько и менее контрастен, без предательств и лжи, развивающийся в богемной среде художественной интеллигенции с ее вечной раздвоенностью, сомнениями и... обостренной совестливостью и чувством вины. Герой фильма - Мохов - новый вариант Бузукина из «Осеннего марафона», решившийся-таки ради любви на разрыв с женой, которую безумно жалеет и тоже по-своему любит. Гибель для него - единственный выход из замкнутого круга, а режиссер Виктор Сергеев оказывается прекрасным мастером, умело сочетая некую условность, надбытийность рассказанной им истории с тонкой мотивацией поступков героев. Хорошая картина - ежели найдется в нашем прокате на нее покупатель, сходите - не пожалеете.

«Барышня-крестьянка» А.Сахарова (5-е место) - тоже про любовь. Великолепные декорации и натурные съемки, стилизация под наивно-романтическую сказку, традиционно-реалистичная режиссерская манера - как обычно, добротно сделанная по всем законам жанра мелодрама находит путь к сердцу зрителя.

И, наконец, на два первых места зрительское жюри Славутича вывело украинскую картину «Выкуп» и российскую «Волчья кровь». Последняя получила на шесть сотых бала больше, и Гран-при фестиваля - «Белого ангела Славутича» в бронзе - увез с собой ее режиссер Николай Стамбула, оставив киевлянину Владимиру Балкашинову лишь воспоминания об успехе его кинодебюта в соавторстве со сценаристом Юрием Рогозой (до «Выкупа» господин Балкашинов работал режиссером в театрах Днепропетровска и Мариуполя).

О чем говорят именно такие результаты первого фестиваля зрительского жюри? Пожалуй, об одном: публика по-прежнему предпочитает: а) вестерн; б) яркую индивидуальность главного героя, сыгранного в «Выкупе» Анатолием Хостикоевым, а в «Волчьей крови» - Евгением Сидихиным (кстати, интересная деталь: изначально роль в «Выкупе» также предназначалась Сидихину, который не смог принять предложение по причине занятости). Но если «Выкуп» выстроен сугубо по американским схемам непритязательных фильмов «Экшен», то Никита Стамбула снял стильное, очень кинематографичное кино (простите за каламбур), в котором важен не столько сюжет, сколько язык, которым он рассказан и который отрывается от чисто литературных способов воздействия на зрителя. От «Волчьей крови» веет мощью необузданной, непредсказуемой России - олицетворенной в фильме роскошной сибирской природой, на фоне которой разворачиваются события революционных времен: погоня большевиков за вражеской бандой, разборки среди самих чекистов, естественная, неприкрытая никакими этическими законами цивилизации борьба за существование - на уровне генов, на уровне самой природы человека.

От «Волчьей крови» веет мощью характера: в Евгении Сидихине сочетаются и мужское достоинство, и мужская сила, решительность, сексуальность, уверенность в себе - с ироничным прищуром глаз. Герой Сидихина - тот, кому будут подражать мальчишки, а интеллектуалы-кинокритики увидят в нем образ мужика-хозяина, что приходит и наводит порядок, по которому так соскучился бывший советский народ. Ну а некоторая неоднозначность в коллизиях фильма и поступках героя, а, главное, экстремальность революционной ситуации, в которой правдоподобно выглядят самые невероятные приключения, придают картине вкус достоверности, чего нет, скажем, в тех же «Любить по-русски» и «Сын за отца» - вестернах на современном материале.

Будущее

В Славутиче с солидным научным обоснованием разрабатывается программа развития социальной инфраструктуры до 2005 года. Проще говоря - модель будущего города. Причем, дотошно предусматриваются три варианта хода событий: если ЧАЭС будет досрочно закрыта; если станция отработает положенный по проекту термин, и, наконец, если в условиях работающей ЧАЭС начнется интенсивное создание новых технологий энергетического комплекса, что приведет к увеличению числа жителей городка до 34-х тысяч.

Что ж, если с таким же усердием и научной скрупулезностью отнесутся здесь и к Фестивалю зрительского жюри - у форума будут все перспективы стать масштабным полигоном для изучения вкусов и пристрастий аудитории постсоветского кинематографа. В необходимости и жизнеспособности такого фестиваля сомневаться не приходится. Он нужен и самим киношникам, всерьез задавая определенные ориентиры, и прокатчикам, и всем тем, кто занимается маркетингом, постпродажей фильмов. Думается, в будущем году вместе с кинематографистами и журналистами приедут в Славутич и социологи, и киноведы, и ученые, и кинопромышленники, и продюсеры... Поле деятельности на этом фестивале для них обширное. Так что пожелаем форуму удачи и делового, рабочего настроя.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме