5 декабря 1830 года в консерватории Парижа состоялся концерт, на котором впервые прозвучала «Фантастическая симфония» Гектора Берлиоза. После премьеры 27-летний композитор написал в письме своему другу Феррану: «У меня был зверский успех».
13 мая 2003 года в Киеве Симфоническому оркестру Национальной филармонии под управлением Н.Дядюры удалось добиться похожего эффекта, что подтверждает достоверность слов, сказанных в конце позапрошлого века: «Для исполнения музыки Берлиоза дирижер должен быть таким же пламенным и темпераментным, как и сам композитор».
100 лет назад такой же неимоверный успех и ажиотаж сопровождали «Фантастическую» в Киеве, Полтаве, Николаеве и Харькове во время гастролей знаменитого оркестра Берлинской филармонии под управлением прославленного Артура Никиша…
Этой симфонией открылся в Киеве фестиваль по случаю 200-летия гениального француза. Неделя музыки Берлиоза — такой роскошный подарок столице сделали Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины, Национальная музыкальная академия Украины совместно с Посольством Франции в Украине, Французским культурным центром в Украине при содействии Французской ассоциации поддержки художественной деятельности. Финансовым патриотом музыкальной культуры Франции выступила компания «Электриситэ де Франс», ставшая генеральным спонсором фестиваля Берлиоза. Для почитателей искусства это была редчайшая возможность погрузиться в фантастический мир художника, которого Генрих Гейне назвал «соловьем орлиного полета». На трех симфонических вечерах в Национальной филармонии звучали шедевры берлиозовской музыки. Некоторые из них — Te Deum и драматическая симфония «Ромео и Джульетта» — в Украине исполнялись впервые.
Как мне кажется, два первых музыкальных вечера фестиваля составили своеобразный диптих о большой романтической любви самого композитора: образ идеальной женщины из первой части «Фантастической», сменяющийся в финале симфонии жутким гротескным шабашем ведьм, среди которых герой узнает любимую, превращается в «Ромео и Джульетте» в гимн чистой земной любви. Возможно, соединение этих двух симфонических полотен в грандиозную драматическую фреску входило в замысел дирижера. Из трех композиторских версий этой симфонии Н.Дядюра выбрал наиболее полную, наиболее близкую к жанру оперы. Музыканты раскрывали именно оперную сущность оркестровой драматургии Берлиоза: образ-персонаж воплощается через определенный оркестровый инструмент или группу инструментов.
Главными участниками грандиозного художественного действа стали Симфонический оркестр Национальной филармонии под управлением Н.Дядюры, Национальная академическая капелла «Думка», возглавляемая Е.Савчуком, хор имени П.Майбороды под руководством В.Скоромного, детский хор «Щедрик», неизменно возглавляемый И.Саблиной, солисты И.Бутрий (альт), Е.Бойко (орган). Приглашенные к участию в фестивале солисты из Франции Сильви Сюлле (меццо-сопрано), Ги Флештер (тенор), Жан-Филипп Куртис (бас) явили эталон взаимопонимания Украины и Франции на языке музыки. Диалог стран продолжался и в четвертый фестивальный вечер — на концерте камерной музыки, состоявшемся в малом зале Национальной музыкальной академии. В исполнении двух европейских певцов — И.Вежневец (Украина) и Ги Флештера (Франция) — впервые в Украине прозвучали романсы и песни Берлиоза (автор идеи концерта А.Москалец, исполнявший также партию фортепиано). Как признался Ги Флештер, он специально выучил эти произведения для киевского фестиваля, открыв для себя новую страницу берлиозовской музыки. Диалог стран продолжится во Франции: в августе в городке Ля Шаз Дьё состоится фестиваль, посвященный юбилею Берлиоза. Туда поедут украинские музыканты — филармонический оркестр, хор «Думка», которые удостоены чести представлять вокально-симфоническую музыку композитора. (Эта поездка на ежегодный фестиваль на юге Франции станет для наших музыкантов уже четвертой). Солистом в одном из их концертов будет выступать Юрий Башмет. Таким образом, фестиваль в Киеве войдет в мировой океан музыки Берлиоза.
Для специалистов юбилейные мероприятия стали возможностью продолжить дискуссии, не утихающие вокруг творческой личности композитора вот уже свыше полутора века. В рамках фестиваля состоялась научная конференция «Гектор Берлиоз и мировая культура». Ее проводила Национальная музыкальная академия совместно с Французским культурным центром при поддержке Британского совета в Украине, посольства Бельгии, Российского центра Международного научного и культурного сотрудничества при правительстве Российской Федерации. Гектор Берлиоз объединил ученых Украины, России, Великобритании, Франции, Бельгии, которые в очередной раз подтвердили космический масштаб творчества композитора и мировое присутствие его музыки. В фойе филармонии экспонировалась организованная Французским культурным центром выставка, посвященная жизни и творчеству Берлиоза.
Много лет господствует мнение, что композитора не признавали у него на родине. И даже авторитет выдающегося Артюра Онеггера не смог опровергнуть это. Имею в виду его статью «Берлиоз, этот непризнанный…» Так вот, оказывается, еще до получения престижной Римской премии композитору удалось исполнить свою «Мессу» и организовать состоящий из собственных произведений большой концерт. Впечатление от него композитор описывает так: «Огромный, огромный успех! Внезапный успех и энтузиазм среди артистов… Зал Королевской музыкальной школы впервые видел оркестрантов, положивших свои инструменты сразу же после последнего аккорда и аплодировавших громче публики. Удары смычков, как град, сыпались по виолончелям и контрабасам; хористы, женщины и мужчины, все аплодировали; один взрыв аплодисментов накатывался на другой, кричали, топали». Продолжая, Онеггер писал: «Три исполнения новой симфонии («Гарольд в Италии») между ноябрем 1834 и 10 января 1835 г.! Многие ли композиторы в состоянии реализовать сейчас похожую мечту?!»
Установилось мнение, что Берлиоз более европеец, нежели француз. Хотя Ромен Роллан именно в Берлиозе видел «национальный музыкальный символ французского гения». Наследник европейских художественных традиций и вместе с тем смелый новатор, композитор вынужден был преодолевать, как отметил ученый из Франции Р.Стрикер, «академические вкусы и обычаи, сдержанную, так называемую французскую манеру восприятия». В свое время М.Глинка был убежден, что «гениальную музыку Берлиоза французы не понимают и не поймут. Слишком много серьезного для Парижа. Новое — на каждом шагу». Возможно, снобов, которых имел в виду М.Глинка, раздражала глубокая демократичность музыки композитора, которая, по словам Р.Вагнера, «во всей своей глубине должна была быть понятной каждому уличному мальчишке в рабочей блузе и красной кепке». Напомним, что, работая в 1830 г. над «Фантастической» с ее образами-грезами, Берлиоз одновременно создавал аранжировки «Марсельезы» — официального гимна Франции. Он первый оркестровал знаменитый «Ракоци-марш», открыв ему таким образом двери всех концертных залов. Этот марш стал музыкальным символом Весны народов Европы 1848 года, когда, возможно, впервые были высказаны идеи объединенной Европы в современном понимании. В некоторых странах, например Бельгии, празднование революционных событий тоже связывали с именем Берлиоза.
Творчество композитора опережало эпоху на несколько десятилетий. Климат его музыкального мира — резко континентальный, чувства героев находятся на границе экзистенции. В тогдашних журналах появляются такие неизвестные ранее для музыки определения, как «экзальтированность, нервность, бестелесность» или «нежность впечатляющая», «кошмары, сотканные из эксцентричности» и т.п. Равнодушное отношение со стороны публики и критики Берлиозу испытать не пришлось. При жизни и после кончины его творческую личность сопровождают полярные суждения — от самых высоких эпитетов до сокрушительных. Он был революционером прежде всего в области драматургии, оркестра (оставил после себя известный «Трактат по инструментовке»); смелый синтез жанров породил так называемую «программную музыку». В нем видели мессианское предназначение и вместе с тем обвиняли в декадансе.
Уже с первых шагов творчества композитора определилась эта оппозиция: солидные члены жюри по присуждению Римской премии молодым представителям искусства, пораженные и вместе с тем раздраженные его дерзким новаторством, присудили ее только после третьего представления. Ему отказывают в возможности быть профессором Парижской консерватории, но притом он становится руководителем и дирижером Большого парижского филармонического общества, созданного по его инициативе. Берлиозу пришлось испытать наивысшие взлеты славы и падения, провалы и триумфы как у себя на родине, так и за ее пределами. Его упрекали в постоянном стремлении «влиять на нервы слушателя», в «деградации мелодии» и вместе с тем называли «гениальным предвестником музыки будущего» и устраивали фестиваль его творчества.
В России он имел «успех — самый большой в его жизни» (по свидетельству самого композитора). Но, с другой стороны, критик В.Стасов утверждал, что у Берлиоза «решительно нет никакой музыки, никакой способности к музыкальному творчеству». И тут же называл музыку французского композитора гениальной. Выступление на конференции бельгийского ученого, профессора М.Стокема подтвердило: и в Бельгии композитор испытывал и отчаяние провала, и триумфальный успех. Полярные отклики вызвало его творчество и в Киеве. Профессор О.Зинкевич привела оценки в прессе конца ХІХ—начала ХХ ст. разных слоев публики, свидетельствующие, что воспринять новшества способны далеко не все. В Киеве большим почитателем Берлиоза был украинский композитор Б.Яновский, который сам плыл по новаторским течениям. Своеобразным ответом оппонентам Берлиоза может быть творческая судьба композитора В.Вейта, написавшего пародию на «Фантастическую симфонию», перефразировав авторское название «Эпизод из жизни артиста» на «Эпизод из жизни портного». Только такой след он и оставил после себя в истории музыки. По-видимому, справедливы слова А.Серова в защиту композитора: «Искусство — это широкая дорога. Всем хватит места».
Посол Франции в Украине Филипп де Сюремен на открытии фестиваля Берлиоза в Национальной филармонии подчеркнул космополитизм своего гениального соотечественника. Принадлежность творчества композитора всему миру стала красной нитью всех юбилейных мероприятий в Киеве.
…17 мая Украина отмечала День Европы. В Киеве на Европейской площади происходила мощная эстрадная гала-манифестация. А на следующий день на той же площади, в Национальной филармонии, зал которой рассчитан, в принципе, на исполнение камерной музыки (в столице нет большого европейского концертного зала), происходило действительно грандиозное по масштабу и значению действо: впервые в Украине исполнялся Te deum Гектора Берлиоза. Композитор, считавшийся мастером организации массовых музыкальных мероприятий, рассчитывал на исполнение своего произведения колоссальным составом — два 100-голосых хора, орган, оркестр из 200 музыкантов, детский 600-голосый хор. Вот для чего понадобились бы смонтированные специально ко Дню Европы металлические конструкции, большая сцена, современные усилители, светотехника! Но все же настоящий День Европы прозвучал в Киеве Неделей музыки великого европейца Гектора Берлиоза.