Земфира недавно снова побывала в Киеве. И показалось, что она снова «не в себе». Устоявшийся имидж слегка расхлябанной бунтарки рушится. Теперь это свингующая декадентка — элитная, иконообразная, упакованная в клубные интерьеры, где стадионная разнузданность в музыке, поведении и пр. совсем неуместна. И в этом убедились все, кто посетил концерт культовой певицы в киевском клубе FreeДом.
Сам факт подобного выступления на «малой» сцене вызывает любопытство. Ведь адаптации больших звезд к малым залам зачастую удачными не назовешь. Но случай с Земфирой оказался приятным исключением. Не зря в середине концерта в творческом запале певица позволила себе дружескую иронию, завершив одну из песен джорджмайкловским лозунгом «Freedom! Freedom!» (в обойме слухов о предстоящем концерте гей-идола в Украине это весьма концептуально).
Как это ни смешно, сегодня к музыке и образу Земфиры более применим термин элегантность. А ее, как известно, рок-звездам прощают редко и далеко не все поклонники. После удивительного и совершенно неожиданного альбома «Вендетта», чье пронзительно грустное и умудренное (в лучших традициях декаданса) настроение создал электронщик Игорь Вдовин, работавший над аранжировками, от Земфиры логично было бы ждать ухода в гиперминор, надрывность и эстетизацию. Собственно так и поступают все талантливые люди в момент взросления. Ник Кейв пишет баллады к Богу, Мадонна страдает о любовных идеалах, а Илья Лагутенко уходит в «Непокой». Но артист есть артист и ничто лицедейское и эпатажное ему не чуждо. Любовь миллионов завоевывается в одночасье узнаваемостью и переменами. Отлично это понимая, Земфира впрягла в одну упряжку коня и трепетную лань и вышла на публику со… старым репертуаром, но в совершенно новой трактовке-аранжировке.
Так бывает, когда перегоришь какой-то злостью или болью, и она начинает приобретать причудливые формы: «Дежавю» — неслучайное название нынешнего тура певицы. И тешит уже сама эта форма. А содержание остается за бортом — и для тех, кто «еще не болел». Восемь лет назад песни о «трещинках» и «маечках» от 23-летней уроженки Уфы задевали за живое таких же уроженцев прочих провинций и столиц. Прерогатива молодости — естественный драйв, необузданный выплеск чувств и эмоций. Они и создали Земфиру Рамазанову — угловатую, бесбашенную, очень понятную, но одновременно отчужденную и крайне поэтичную. Из всего набора сегодня осталась лишь поэтичность знакомых песен. Музыка заметно повзрослела. И «теперь я знаю, кому поет певица…» Земфира.
На сцене уже не стояли привычные гитарные аккомпаниаторы Андрей Звонков и донецкий самородок Корней. Гитара как таковая ушла из аранжировок. А вместо нее появился удивительный тандем клавишных и духовых. Удивительный в первую очередь тем, насколько они гармонично вписались со своими оригинальными прочтениями: клавишник «с именем» и трубач, по слухам, пришедший к Земфире практически из подземного перехода. Последний — Константин Куликов действительно темная лошадка и, зная, как к Земфире попадают таланты (а случай с Корнеем — жил в Донецке, писал музыку, послал записи и был принят — весьма показателен), удивляться не приходится ни переходам, ни кабакам, ни работе со звездами фрик-сцены наподобие Сосо Павлиашвили (поговаривают, будто барабанщик Земфиры как раз из таких).
Что касается клавишника, только ленивый сегодня не написал о серьезном карьерном пути Димы Шурова. Экс-участник «Океана Эльзы», действующий музыкант «Esthetic Education» теперь разрывается на два фронта. Тем паче, что в обновленной концертной программе Земфиры его партия лидирующая. Именно благодаря клавишам ни одной привычной песни — от «Почему» до «Прогулки» нельзя было узнать с первых аккордов. С ними же Земфира сбалансировала эмоциональность своих чересчур интимных композиций вроде «Хочешь?» или «Небо Лондона» и рок-н-ролльный пафос «Ненавижу», «Небомореоблака» или «Ракеты».
Одним словом, рояль в кустах оказался очень кстати. «Кстати» как в прямом, так и в переносном смысле…
…Притаившись на балконе киевского клуба, загадочно восседала дама под черной вуалью с видеокамерой. «Серого кардинала» по имени Рената Литвинова могло бы и не быть собственной персоной, ее тень и без того присутствовала в новом имидже Земфиры. Уже во времена клипа «Прогулка», который, как известно, Рената и снимала, в облике певицы был заметен взмах волшебной палочки Литвиновой, перекроившей по своим эстетским лекалам и колючую прическу Земфиры, и небрежность костюма, и угловатость движений уфимского самородка. Влияние ее огромно и по сей день. Описанная всеми таблоидами болезненная худоба певицы, опять же прическа и стиль сделали из Земфиры абсолютно литвиновского персонажа. Недаром Рената на концертах собирает материалы для фильма о подруге, а в ее творчестве все работает только по ее законам.
Взаимовлияние близких подруг — особая тема. Но без этой дружбы, видимо, не было бы совершенно особенной в земфировском репертуаре песни «Любовь, как случайная смерть», написанной для литвиновской «Богини» и каждый раз исполняемой с посвящением. Прекрасна «Любовь» и тем, что именно в ней, по моему глубокому убеждению, Земфира закодировала искренность повзрослевшего человека, переставшего болезненно удивляться абсурдности быта и бытия.