Так ласково румыны называют кукол. И именно это слово наиболее часто звучало на Международном фестивале театров кукол в румынском городе Ботошань. Этот фестиваль, проводимый раз в два года, имеет хорошую славу и за границей, и в своей стране, где, кстати, существуют еще три международных кукольных фестиваля — в Бухаресте, в Галаце и в Констанце.
В этом году Ботошаньский кукольный театр «Василаке» в седьмой раз гостеприимно предоставил свою сцену участникам, и на три дня, по словам художественного руководителя театра — директора фестиваля Валентина Добреску, город превратился в сказочное государство, где ожившие «папуши» стали дюймовочками, снежными королевами, озорными бесенками, кошками и собачонками, микки маусами и смешными мультяшными человечками.
Любой фестиваль есть некая фиксация творческого процесса, и даже при том, что составление фестивальной программы отражает влияние множества факторов, включающих возможность участия одних театров и отсутствие других, все же тенденции процесса в рамках определенного явления можно проследить достаточно четко. В предыдущих фестивалях география участников была более обширной, приезжали театры из Германии, Франции, России, Испании, Италии. В этом году в силу объективных причин показать свое искусство собрались, так сказать, ближайшие соседи — Молдова, Украина и румынские коллеги из Бакэу, Галаца, Крайовы. Все спектакли были по-своему интересны и своеобразны, но как в любом соревновании, несмотря на сложность оценки творческого явления числительными пьедестала, лидеры определились. Гран-при авторитетное жюри, состоящее из ведущих театральных деятелей Румынии, присудило спектаклю «Ожившая анимация» (реж. В. Добреску) театра «Василаке» г. Ботошань. Первая премия «уехала» в Украину, ее получил актер Владимир Завальнюк за спектакль «Вертеп». Кукольное представление «Ожившая анимация» — пример спектакля высочайшей художественной культуры, совершеннейшей техники кукловождения, изобретательности и фантазии. Казалось бы, чем может удивить маленькая фигурка человечка, вырезанного из поролона и бодро шагающего по планшету сцены? Да и человечек, в общем-то, условный, лишь контуры фигуры. Но как трогательно, с любопытством и надеждой он познает этот незнакомый огромный мир!
Для Владимира Завальнюка награда на представительном фестивале — не диковинка, к наградам он привык. Кукольный моноспектакль «Вертеп» имеет целый ряд наград. Спектакль «Вертеп» состоит из двух частей — средневековой рождественской мистерии и бытовых сцен украинской жизни. Действо разыгрывается на основе подлинных аутентичных источников. Завальнюк виртуозно перевоплощается в персонажей вертепа, хорошо узнаваемых, так как уже стали символами и знаковыми фигурами. Актером используется 32 куклы. Видеоряд спектакля поражает изобретательностью и органикой исполнения, механизм движения кукол близок к совершенству, а существование актера рядом с куклами удивительно естественно и поэтично.
Эти два спектакля, ставшие победителями фестиваля, показали художественные направления, достаточно отличающиеся друг от друга. Своеобразными и непохожими были и другие спектакли фестиваля, но хочется отметить общие тенденции, то, что объединяет этих различных мастеров. Это прежде всего их живое творчество, страсть к эксперименту, возможности для которого в кукольном театре огромны как ни в каком другом виде искусства. Результаты творческого эксперимента, в основе которого лежит желание исследовать природу куклы в ее проекции на природу человека, наиболее интересно проявились в спектаклях Ботошаньского театра «Василаке» —«Асмодей» (реж.В.Добреску) и «Джазовые фантазии» (реж. М.Рогозински). Именно в этих спектаклях с использованием различных техник, с демонстрацией чудес изобретательности для достижения совершенной пластики куклы и удается рассмотреть тенденцию того творческого поиска, который рождает поступательное движение и делает спектакль явлением искусства.
Чем замечательны фестивали? Возможностью познания, сравнения и удовольствием от встречи с искусством. Все эти требования Ботошаньский фестиваль выполнил. Впереди два года до будущей фестивальной встречи. Занавес закрылся. Замерли движения резвых, симпатичных, озорных «папушек». Они оживают лишь от прикосновения рук артиста. Но может, это не совсем так на самом деле?