Можно бесконечно полемизировать по поводу того, что происходит в стенах Национальной оперы Украины. Но одним из самых важных вопросов всегда будет оставаться вопрос о будущем нашего театра. Кто завтра будет олицетворять отечественное оперное искусство? Кем мы будем гордиться, кого любить?
Заглянуть в будущее немного помог концерт-фестиваль «Молодые оперные звезды Украины», состоявшийся на сцене Национальной оперы. Он вновь наглядно продемонстрировал умение нашего театра называть черное — белым, белое — черным, а потом громко возмущаться по поводу того, что зловредные критики осмеливаются с этим не соглашаться. Судите сами, насколько обещанных в афише «молодых звезд» можно было называть «молодыми» и «звездами». Возраст половины участников находился в пределах 30—40 лет. Фамилии другой половины из них киевская публика впервые в жизни услышала из уст сбивчивых конферансье.
Каждый номер объявлялся «поперек» аплодисментов и зачастую текст конферанса можно было расслышать лишь с большим трудом. Такое впечатление, что от ведущих требовалось лишь одно — полное неведение в вопросах оперы. Иначе почему украиноязычная девушка-конферансье объявила название оперы «Тоска» с ударением на последнем слоге? Сказала бы уж «Нудьга», по крайней мере, было бы понятно, к чему она клонит. Часть выступавших пригласили участвовать в концерте для того, чтобы они имели возможность пропеть с оркестром второй отборочный тур для поступления в стажерскую группу театра. Согласитесь, это выглядит как более чем странный критерий «звездности». Почему вообще возникла необходимость называть звездами едва обученную пению молодежь, зачастую лишь год—два работающую на сцене и еще не покинувшую стены музыкальных вузов? Почему их трудно было назвать просто молодыми певцами? Или тут снова сказалась убийственная для отечественной культуры тенденция выдавать средний уровень за высший сорт? Каков же тогда у нас критерий «звездности»? На каких сценах мира проявили себя молодые певцы, участвовавшие в концерте? Что случилось с нашей Национальной оперой, все больше и больше утрачивающей адекватность восприятия окружающей действительности? Увы, все эти вопросы так и остаются риторическими. Ведь по-настоящему молодыми звездами можно было назвать лишь троих певцов из числа вышедших на сцену в тот вечер. Они постояли сами за себя и продемонстрировали полную независимость от любых ярлыков и контекстов, с которыми им приходится иметь дело в нашем театре. Именно эта доблестная тройка и удостоилась самых бурных оваций. А это свидетельствует о том, что наша публика вполне способна отделить зерна от плевел и сама благополучно разбирается в том кто звезда, а кто — нет.
В течение концерта за пультом попеременно стояли три дирижера — Владимир Кожухарь, Николай Дядюра и Александр Барвинский. Итак, оркестр сыграл вечную и неизменную в таких случаях увертюру к «Набукко» Верди, и перед взором заинтригованной публики развернулся парад-алле молодых примадонн и премьеров. Назовем же впечатлившую всех троицу в порядке ее появления в программе концерта. Громом среди ясного неба стало выступление Оксаны Дыкой. Исполненная ею ария Леоноры из вердиевской «Силы судьбы» когда-то стала своеобразной визитной карточкой певицы. Что было самым значительным в творческой биографии Оксаны? Победа на конкурсе имени Лысенко? Или премии на марсельском конкурсе и конкурсе имени Соломии Крушельницкой, полученные в прошлом году? Сейчас об этом никто не задумывается. Ибо не конкурсы составили славу этой певицы, а она сама оказала честь конкурсам, приняв в них участие. Ее харизматичность потрясающа. Даже слушая в ее исполнении столь хрестоматийную арию, не перестаешь с изумлением ловить каждый звук и порой ощущаешь, что эта музыка словно бы впервые звучит для тебя по-настоящему. Невозможно оторвать взгляд от сдержанно-выразительной, скульптурной пластики ее рук. Безраздельно владеть залом — вот ее самая бесспорная способность, которой она отдается с вдохновенным самозабвением. Все фразы приобретают у Оксаны какую-то новую значительность и «округлость», а контроль за тембровым «наполнением» голоса не ослабевает ни на миг. Уже сейчас хочется слушать ее в «Аиде» и многих других спектаклях, в которых она могла бы показать себя в полную силу. Эта выпускница класса Марии Стефьюк, пожалуй, еще сумеет громко заявить о себе на весь мир.
Еще одним триумфатором концерта стал заслуженный артист Украины Дмитрий Попов. В программке он не значился лауреатом каких-нибудь международных конкурсов (ведь этот певец еще очень молод). Тем не менее он — певец, в котором гармонично уживается прямо-таки «чрезмерная» природная одаренность и непривычный для его возраста безупречно высокий профессиональный уровень. Впрочем, эта оценка звучит слишком схематично. В пении Дмитрия всегда ощущается живое биение жизни и суховатое слово «профессионализм» лишь отчасти может выразить впечатление от его пения. Если все, чем обладает Дмитрий, разделить на троих, то все равно получилось бы три великолепных тенора. Дмитрий — воспитанник класса Александра Вострякова. Он — баловень судьбы. Но ни единым своим помыслом он не отступается от выбранного им пути. В том-то и состоит феномен Попова — какой бы ни была его одаренность, он не прекращает фанатично отдаваться работе. Отсюда и результат. Певец полон сил и энергии, поэтому выражение «работает на износ» вряд ли применимо к нему. Но именно так хочется сказать, памятуя о его недавних нагрузках во время репетиций и спектаклей «Джоконды» Понкьелли. Арию Энцо из этой оперы Дмитрий представил на суд публики в концерте молодых звезд. Хотя упоминать лишь об одной партии здесь неправомерно. Разве не на износ Дмитрий репетировал сразу несколько партий в «Войне и мире»? Разве все остальное он делает с меньшей отдачей? То, что он несет публике, не нуждается ни в каком критическом «препарировании». Его пение говорит само за себя, а слушателю остается лишь наслаждаться и желать певцу всегда удерживать высокую планку, взятую им в начале карьеры.
Завершило концерт выступление заслуженной артистки Украины, лауреата международных конкурсов Ольги Микитенко. В ее исполнении прозвучало две арии — Мими из «Богемы» Пуччини и Недды из «Паяцев» Леонкавалло. Возможно, партия Мими поначалу не слишком соответствовала голосовому амплуа певицы. Но со временем Ольга почувствовала возможность выразить себя по-новому, и с недавних пор она начала исполнять репертуар, выходящий за рамки лирико-колоратурного сопрано. Началось это с концертных исполнений арии Аиды, ставших настоящим потрясением для киевской публики. Сейчас голос певицы звучит сочно и наполненно, ее необыкновенно «теплые» и выразительные средний и нижний регистры выглядят совсем не так, как мы привыкли это слышать у лирических сопрано, обучавшихся в Восточной Европе. Прошлогодняя победа на норвежском конкурсе королевы Сони подтвердила, что певица находится на правильном пути, и от нее еще можно ожидать немало побед. Хотелось бы чаще слышать ее в Киеве. Возможно, в репертуаре нашего театра со временем появятся новые спектакли, в которых будут партии для Ольги Микитенко. Потенциал ее дарования раскрыт не полностью, и мы надеемся услышать в ее исполнении еще много новых оперных партий.
Таковы они, три героя фестиваля «Молодые оперные звезды Украины». Хотя в концерте было несколько и других впечатляющих моментов. Хороша была Катерина Стращенко с монологом Чио-Чио-сан. Убедительно заявил о себе и молодой бас Василий Пудченко, исполнивший арию Кривоноса из «Богдана Хмельницкого» Данькевича. А в конце программы на сцену вышли все участники концерта (двадцать один солист) и исполнили «Застольную» из «Травиаты». В эти минуты подумалось — а почему бы не сделать этот концерт настоящим парадом молодых звезд? Для этого достаточно было оставить в числе участников лишь пять-шесть человек и построить программу так, чтобы каждый из них спел по нескольку арий и, может быть, дуэтов. Тогда заявленное мероприятие действительно соответствовало бы вывеске, а публика осталась бы только в выигрыше.