В эти осенние дни Назарий Яремчук отмечал день своего рождения. Ныне ему исполнилось бы сорок семь... Боже, как мало ты выделил ему лет и как много ты вложил в его душу, в его песню, в его голос... Вспоминается концерт во Дворце культуры «Украина», посвященный памяти Назария. Думали, какие слова написать на пригласительных. Нужно было что-то простое и лаконичное. И, как молния, озарило:
Братове, коли серцю в грудях тісно,
Коли не вистачає дружніх рук, -
Горнімось до землі, горнімося до пісні,
Які любив Назарій Яремчук.
И на эти слова, на это имя шли и шли люди, переполняя самый большой концертный зал Украины. Вставали, улыбались и плакали, слушая песню и слова его побратимов, будто ожидая, что ведущий вот-вот скажет: «Народный артист Украины Назарий Яремчук, ваш выход...».
Голос Назария... Долго, очень долго он неотступно сопровождал меня. То отдалялся, то снова приближался почти вплотную... Неповторимый, проникновенный, своеобразный, вышитый украинской интонацией голос Назария Яремчука. Когда это внутреннее озвучивание началось? Может быть, в тот горестный июльский день 1995 года, когда я прикоснулся к его уже холодной руке за мгновение до того, как гроб лег в глубокую яму на черновицком кладбище. Ой, сколько там было народу! Казалось, вся Украина провожала его в последний путь. Как во сне, откуда-то доносились прощальные слова Дмитрия Гнатюка, Василия Зинкевича, Павла Дворского. Говорил и я, подсознательно ощущая, как стонет земля, прощаясь со своим певцом и верным сыном...
Не помню, когда его впервые встретил. Кажется, сначала на концерте, а потом познакомились. Назарий еще не имел никаких званий, но был таким жгуче молодым, горячим, таким искренним, как сама карпатская земля, что породила его.
Нелегкий путь подарила ему судьба... Еще мальчишкой остался сиротой, входил в жизнь, полагаясь только на себя. С малых лет огонь вошел в его душу, чтобы по искорке рассыпаться в песнях.
Он среди тех немногих, что подняли песенное небо над нами, заставили нас прислушаться к неповторимой родной песне... Владимир Ивасюк, Василий Зинкевич и самый младший - Назарий Яремчук. Это они открыли новую страницу нашего песенного творчества, вобрав народные интонации, дали песне более широкие и размашистые крылья, избавили ее от той яловости, которую исповедовала запуганная душа чиновников от культуры и в какой-то мере и сами люди искусства того периода. Песня начала рождать радость и гнев, доброту и чувство человеческого достоинства...
Совместная песня с Назарием у нас родилась не так скоро. Мы встречались, общались, открывали друг другу душу, а песни, которую мог бы взять Назарий, не было... И вот его взгляд упал на нехитрое стихотворение «Полісяночка».
«Может быть! - прищурившись улыбнулся Назарий. - Давай попробуем». А тут «под рукой», как говорится, еще молодой музыкант, который уже попробовал свои силы в композиции, Геннадий Татарченко. Как-то сразу сплелись слова и мелодия, а потом голосом Назария Яремчука песня вылетела в свет. Много лет была она «на слуху». Возил ее певец и за рубеж, и по нашим городам и селам.
«Вы знаете, Вадим Дмитриевич, - как-то по-детски, смущаясь, рассказывал мне Назарий, - вот были мы со «Cмерічкою» в Лаосе, так в вашем стихотворении только заменили слово «полисяночка» на «лаосяночка», и песня пошла на «ура».
У меня была и есть возможность работать со многими талантливыми исполнителями. Назарий был исключительно способным певцом. Откровенно говоря, я не встречал такого певца, который, не слышав раньше песни, мог просто с нотного листа записать ее на пленку. И как записать!
Он был человеком деликатной души. Не умел отказывать просьбам друзей, знакомых. Этим иногда пользовались слишком настырные и, к сожалению, не очень способные песнетворцы, которые постоянно докучали ему: ну запиши мою песню, ну запиши, прошу, умоляю. И что интересно, Назарий во многих случаях из достаточно посредственных произведений творил своим голосом песни, которые запоминались надолго.
Назарий Яремчук - глубоко национальный певец, который никогда не терял достоинства украинца, не менял его ни на деньги, ни на какие угодно звания и привилегии, щедро раздаваемые в коммунистическую эпоху услужливым людям от искусства, согбенным покорностью. В то время было престижным выступать на Центральном телевидении в Москве. Если покажут там, то в Киеве на тебя уже по-другому смотрят, ты уже «свой». Не такая натура была у Назария, чтобы обивать московские пороги, выпрашивать благо «засветиться» на общегосударственном канале. А сколько его заманивали русскими песнями, обещая и громкую славу, и престижные гастроли, и большие деньги.
Любовь к родной земле, к родному народу была у него какой-то глубинной, всепоглощающей. Я видел, как радость переполняла Назария, когда Украина была провозглашена независимым государством.
«Ради этого я живу!» - сказал он мне, как бы исповедуясь.
И снова перелистываю страницы воспоминаний. Еще задолго до провозглашения Украины независимой, он спел песню «Запорізькі козаки», где есть слова «научіть нащадків так любити волю». Многим власть предержащим эти слова костью стали в горле, потому что тогда Украина еще была «між рівними рівна, між вільними вільна». Но было счастьем, когда в могучем порыве встал зал, впервые услышав наших с Назарием «Козаченьків». Это - вершина счастья не только для творца, но и для патриота родной земли.
С Назарием Яремчуком мы выпустили в свет более двух десятков песен. Под словом «мы» я подразумеваю не только себя, но и композиторов. А это Александр Злотник, Геннадий Татарченко, Остап Гавриш, Владимир Шабашевич, Александр Пушкаренко и другие.
О каждой песне можно много интересного рассказать. За каждой из них стоит отдельная необычная жизнь выдающегося певца - настоящие звезды на небосклоне песенного творчества.
Вот вспоминаю, когда записывали песню «Лелека з України», Назарий мне признался: «Сегодня я впервые заплакал, когда пел». А потом рассказывал, что его старший брат уже давно живет в Канаде, и только год назад они впервые увиделись. Песня «Лелека з України» именно о наших эмигрантах, о тех листьях с украинского дерева, которые разлетелись по всему миру.
Как-то, вернувшись с гастролей по Латинской Америке, он с болью сказал: «А знаете, в мире еще нас так мало знают, для большинства мы просто «рашен». Напишите, пожалуйста, песню об Украине, которая заслуживает того, чтобы ее все знали». Со временем я это сделал. Песня называется «Невідома Україна». Успел показать певцу, но он, к сожалению, не смог «положить» ее на свой голос и извинялся: мол, у меня нет уже сил. Я обнял его и едва сдержал слезы... Может быть, кто-нибудь из его друзей завершит задуманное? Поскольку, как по мне, то, что ощутил Назарий, - очень важно.
Назарий Яремчук очень много ездил по миру, «нес» в страны близкие и далекие нашу, его родную украинскую песню. Я уверен, во многих случаях мир открывал Украину именно с образа и голоса Назария. А образ и голос его были притягательно-искренними, исполненными неповторимого колорита доброты и глубокой порядочности.
Я давно знаю его семью, сыновей. Видел их маленькими, и вот теперь это уже два парня, такие похожие на Назария. Они пошли по пути отца, даже интонации отцовские пробиваются в их еще юном пении. Дай, Боже, им продолжить великую подвижническую работу, которой отдал всего себя их отец. Подрастают и две дочки. Улыбнуться хочется и слезы на глазах...
И снова прокручиваю «кинокадры» наших встреч, разговоров... Последний для Назария «Пісенний вернісаж-94». Его заключительная песня «Родина» во Дворце культуры «Украина», где Назарий улыбаясь смотрит на детей, танцующих в такт песне.
«Родина, родина -
це вся Україна,
З глибоким корінням,
з високим гіллям».
После концерта он подошел ко мне, обнял и сказал: «Извините, что так долго шла наша «Родина»... Да вот видите - триумф».
Назарий, к сожалению, не смог быть на моем последнем бенефисе... Болезнь уже подступила так близко, что встал вопрос об операции. Он поехал в Канаду, надеясь на могущество западной медицины. После операции он и в самом деле почувствовал себя лучше и перед ним как будто заулыбались долгие годы жизни.
После возвращения из Канады я увидел Назария впервые на вечере Юрия Рыбчинского. Встретившись, обнялись. Но в сердце ударила стрела боли. Похудевший, а глаза, как догорающий костер. Мы направились в фойе, сели. Притихший Назарий думал о своем. «Нужно держаться, Назарчик... Я сам побывал под ножом, видишь - вышел из этого состояния».
«Вы вышли, а я не выйду...» Я начал его утешать, говорить, что талант сильнее болезни, что он удерживает жизнь...
«Спасибо, дорогой мой автор и друг. Я люблю вас...» Воцарилась долгая болезненная пауза.
Через несколько дней я встретил Назария на Певческом поле в Киеве. Это было его последнее выступление. Я зашел за кулисы. Он готовился к выходу... Но силы, видимо, оставляли его. «Извините, я немного прилягу на стульях», - вдруг сказал он мне и, поставив в ряд два стула, лег на них. Но разве отдохнешь на этих разбитых, стареньких стульях? Назарий вскоре поднялся и, через силу улыбаясь, проговорил: «Ничего, когда я пою, мне легче».
Я вернулся к зрителям посмотреть на его выступление. Назарий пел на удивление легко, непринужденно. Казалось даже, что вспыхнули его глаза, походка стала какой-то молодой, уверенной. Но вот взмах руки в сторону людей - какой-то медленный, боязливый, будто он прощался с ними навсегда. Я не мог спокойно все это видеть...
Потом его положили в больницу. Ему стало немного лучше. Среди посетителей я видел часто композитора Александра Злотника и его жену Ольгу, поэта Юрия Рыбчинского, Виталия Билоножко, Марию и Александра Свистуновых. Мы старались говорить Назарию что-то веселое, шутить. И он как будто принимал правила игры. Хотел, заставлял себя верить в лучшее. Мы обсуждали детали творческого вечера, который должен был состояться в том же году. При нем неотступно была его жена Дарина, с которой он, как мне казалось, ощущал себя счастливым.
Я отгоняю от себя печальные воспоминания, но они снова наползают, как черная туча. И трагический телефонный звонок о «конце», прощальная поездка в Черновцы. Собрались в его родном городе все, кто мог. Его друзья отменили запланированные концерты, отказались от назначенных встреч, изменили планы и приехали, чтобы сказать ему: «Прощай, дорогой друг, брат!»
Жаль, что никто из высоких государственных чиновников так и не смог добраться на последнюю встречу с Назарием.
...Он лежал в вышиванке, недоступный обыденным пересудам, весь - как совесть и песня Украины.
Проходят дни, годы... Притупилась боль. И все же, и все же... Даже то, что Назарий стал посмертно лауреатом наивысшей премии - Шевченковской, что его именем назван фонд и конкурс молодых исполнителей, не может полностью успокоить, залечить рану.
Несколько раз побывал на его могиле, чтобы положить и свой цветок любви, прикоснуться к дубовому кресту, на котором искусно вырезано «Назарий Яремчук». А памятник певцу еще не поставили, хотя давно собирались деньги. Говорят, что он не отливается. Возможно, на эту годовщину и поставят. Дай Боже! В Черновцах, Тернополе появилась улица имени Назария Яремчука. А почему бы не в Киеве? Ведь он певец не только буковинский, но и общегосударственный.
Иногда я смотрю в вечернее небо и спрашиваю себя: «А где твоя звезда, Назар? Не знаю, не найду». Но уверен, что она есть, что она светит, что она высоко-высоко...