Кажется, в свой успех на «Евровидении-2004» верила только сама Руслана и самые близкие ей люди. Да и то, по ее собственному признанию, не столько верила, сколько мечтала. Конечно, после выхода в финал она, со свойственной ей самоуверенностью, заявила, что сомнений в выходе в финал у нее не было и быть не могло. Напомню, не все участники проходили этап полуфинала: сразу в финал прошли страны, занявшие в прошлом году первые десять мест, а также Франция, Германия, Испания, Великобритания, ощутимо поддержавшие «Евровидение-2004» материально. Однако полуфинал оказался для Русланы не испытанием, а трамплином — в финал она прошла уже фавориткой. Что же касается ее дальнейшего продвижения — это была поступь победителя. Уверенность в себе, излучаемая Русланой, мировая пресса расценила как «амбициозность», но при этом все-таки выучилась писать слово hutsul. Рассуждения украинской поп-звезды о дикости, энергии и свободе заполняли медиапространство. Но предполагаемая политическая ангажированность «Евровидения», ориентированная, по мнению наблюдателей, на «ближайших» кандидатов в ЕС (последние победители — Латвия и Турция), сильно охлаждала энтузиазм украинских болельщиков. В окончательную и полную победу большинство наблюдателей, а может, и сама исполнительница, поверили только в тот момент, когда после финального выступления Русланы пролился дождь из «двенадцаток» и «десяток» — высших оценок конкурса. Судьи «Евровидения» — а ими в этом году были только зрители — признали Руслану лучшей. Второй выход Украины на престижнейший конкурс исполнителей популярной песни увенчался полной и уверенной победой.
Что действительно подкупало — так это колоссальная энергия и воля, с которой Руслана продвигалась к победе. Она успешно поддерживает имидж человека, который «все делает сам» — сочиняет, записывает, издает, продюсирует и т.д. Ее успеху на «Евровидении» предшествовала «раскрутка» альбома «Дикі танці» в крупнейших городах Украины (напомню, что количество проданных альбомов — один из критериев отбора на конкурс «Евровидения») и промо-тур по пятнадцати странам Европы. Да и в решающие дни на «Евровидении» делалось все, чтобы как можно шире и настойчивее популяризовать и ее программу, и ее саму. Она сумела зачаровать всех, от кого зависела и не зависела ее победа. Она давала массу интервью, отвечала на любые вопросы, общалась в чатах, ее буклетами и флаерами было усеяно все вокруг. В своих коротких, но частых появлениях на телеэкранах она с подкупающей искренностью убеждала зрителей, что именно ее они должны поддержать. И ей в конце концов поверили. Да, тот, кто говорит о роли раскрутки в этой победе, конечно, прав. Но разве для кого-то секрет, что в области шоу-бизнеса раскрутка играет решающую роль?
Тем более что в ходе раскрутки Руслана показала себя лучшим образом. Она сумела до конца остаться искренней и увлеченной — а это, согласитесь, заразительно. Она взахлеб рассказывала романтические истории о том, как сама ходила в горы, в заброшенные села, в которых до сих пор не знают, что такое телевидение (представляю себе восторг европейца, узнавшего, что в самом центре Европы есть такая глушь), где сохранилась настоящая архаика, где вручную выделывают кожи и мастерят оригинальные аксессуары долгими зимними вечерами, где есть заброшенная обсерватория и именно на ней была смонтирована «походная» студия, на которой и писался альбом. Вот она, «жизнь как искусство», о которой уже давно вздыхает старушка Европа. Вот она, настоящая увлеченность и естественность, первобытная близость к земле и первобытная же мистика. Вот откуда она прорастает — эта дикость, эта энергия, эта сила.
Снобы, разумеется, поджали губки — на то они и снобы. Разве это песня? Разве это пение? Во что вы превратили авторитетный конкурс? Однако вспомним: в прошлом году Украина выставила на «Евровидение» свой «лучший голос» — А.Пономарева. Но его не оценили, несмотря на действительно неплохие вокальные данные. Кое в чем, конечно, с критиками нельзя не согласиться: победа Русланы — это не победа певицы и не победа песни в традиционном понимании этого слова.
И это, наверное, правильно. Ведь «Евровидение» — это не конкурс Марии Каллас. Успех украинской команды — тому подтверждение. Обратите внимание, в финале-то Руслана сипела — то ли простыла, то ли устала, то ли просто сорвала голос. Но ведь не помешало это ей пожать лавры. И, честно говоря, не сильно отразилось на качестве исполнения. Руслана действительно (трудно не согласиться с критиками) в своей исполнительской манере ставит скорее на крик, чем на вокал. Но, надо отдать ей должное, для этой манеры она, наконец, нашла выгодный антураж — ее нынешний полувакхический, полумилитарный стиль не слишком вязался бы со сладкоголосием. Неудивительно, что, анализируя выступление Русланы, критики со всего мира почти не говорили о песне и пении. Разве что английские консервативные издания перепечатали и высмеяли текст песни — причем примерно теми же словами, что и отечественные посетители форумов, посвященных поп-музыке. Много писали и говорили о другом — о гуцулах, качестве шоу, об энергии, акробатике, кожаных костюмах с металлическими деталями, сексуальности и плети в руках у солистки. Ну что тут скажешь? Просто мазохисты какие-то...
Поняв на примере А.Пономарева, что сладким лирическим вокалом и «интернациональным» репертуаром «Евровидение» не взять, Украина предложила нечто прямо противоположное. На сей раз ставка была сделана на агрессивную этническую оригинальность. А раз уж речь об этничности и одновременно «попсовости», то тут Руслане с ее убежденным регионализмом и карты в руки. Она использовала все возможные этнические и попсовые козыри — танцы, элементы традиционных боевых искусств, оригинальные костюмы, пиротехника, ритм, волевой напор и сексуальная избыточность. Ну, сами посудите — зачем ко всему этому еще и вокал? Да и что такое «пение» в поп-музыке? Так, условное обозначение того, что делается на сцене. Добавьте к этому, что программа Русланы (сознательно не пишу «песня»), смешавшая эпический размах с элементами откровенного масскульта, изрядно этнографически приправленного, попала в мэйнстрим. Обратите внимание, как увлеклась последнее время западная массовая культура эпическими полотнами — «Властелином колец» начиная, «Троей» заканчивая (а в очереди Александр Македонский, между прочим, стоит, и говорят, не он один). Кстати, на «Евровидении» была довольно популярной параллель между шоу Русланы и оскароносным «Властелином колец» — наверное, милитарная массовка в черно-металлических одеждах навеяла...
Конечно, показательно то, что «Евровидение» покорила именно Руслана. Как бы там ни было, а ее трудно отнести к «традиционной» попсе. Руслана — одна из немногих отечественных звезд первой величины, не стремящихся перенести свою штаб-квартиру в столицу нашей родины. Львов, давший украинской популярной музыке множество классных исполнителей, не сумел удержать почти никого из них — рано или позно они все водворялись в Киеве. Руслана осталась дома, рассудив, видимо, по-цезаревски — лучше оставаться первой (и единственной) во Львове, чем стать «одной из» в Киеве. И это оказалось очень выгодным ходом — ее акции, начинающиеся обычно как «региональные», в конце концов «раскручиваются» и получают общенациональное признание — так было с ее масштабной программой «По замкам Западной Украины», с «Украинским рождеством», и вот теперь — с «Дикими танцами», покорившими не только Украину, но и Европу.
Впрочем, надо было называть их в обратном порядке: Европу и Украину. Альбом «Дикие танцы», хоть и имел некоторую раскрутку дома, не достиг того уровня успеха, которым был отмечен прошлый альбом. Видимо, все силы команды Русланы были сосредоточены на западном направлении. Клип же «Wilde Dances», например, по версии канала М1, оказался в числе «провалов». Отечественная публика восприняла эту работу крайне неоднозначно. Отзывы на форумах удручали. Комментарии в прессе были крайне скупы и тоже не восторженные. «Гуцульские напевы» на английском, мягко скажем, резали слух. Отечественные знатоки «языка международного общения» подвергли осмеянию произношение Русланы и в один голос посоветовали «не позорить Украину» эдаким «прононсейшном». В то же время часть публики пребывала в уверенности, что «шиди-риди-дай» — это тоже по-английски (сама слышала). Впрочем, недовольство «своих» было связано не только с качеством английского (в конце концов, даже самоуверенные выпускники иняза подозревали, что не это главное). Публика «здесь» не восприняла именно того, что вызвало восторг «там» — концепцию «первобытной украинской дикости/свободы», предложенную Русланой. Опасения типа «что о нас подумают — что мы все ТАКИЕ?» высказывались с завидной регулярностью. Однако Руслану это не остановило — в каждом интервью, в каждом комментарии она подчеркивала, что «быть как они» — значит быть неинтересным ни для них, ни для себя. «Евровидение-2004» показало, что по крайней мере первая часть этого утверждения вполне справедлива. Что же касается второй — в Украину Руслана вернулась триумфатором. А победителей, как известно, не судят.
Разумеется, успех Русланы на «Евровидении-2004» немедленно был истолкован политически. Европа-де расширяется и «приручает» Украину. Компенсация, так сказать, за визовый режим с Польшей. Не поскупились на подобные комментарии в первую очередь, конечно, российские СМИ. Первые их отзывы об украинской программе на «Евровидении» вообще и самой Руслане в частности оказались нелестными. Кроме того, было отмечено, что «нахрапистая Руслана» поехала в Стамбул по собственной инициативе (т.е. без всякого участия государства), а также сообщалась пикантная деталь: вскоре после оглашения результатов в Стамбул позвонил заместитель премьер-министра Украины, как водится, поздравил, и тут же... пожурил за старания. Ведь сколько проблем теперь с этим «Евровидением-2005»: принимай, организуй, зал обеспечь, дороги проведи. Ужас. Впрочем, это совсем другая история. А российские СМИ можно понять — «фабричная звездочка» Юлия Савичева заняла почетное одиннадцатое место. Правда, не по своей вине — по единодушному мнению комментаторов «провальным» оказалось не исполнение песни (оцененное вполне положительно), а сопутствующий кордебалет. В то же время российская публика выразила удивительную поддержку Руслане, поставив ей максимальные 12 баллов. Так что СМИ, видимо, в данном случае — не показатель.
О расширении ЕС в связи с результатами «Евровидения» говорят уже не впервые. Вспомните, какой резонанс получили позапрошлогодний успех Латвии и прошлогодний успех Турции — причем больше половины публикаций в СМИ сводились к оценкам шансов этих стран войти в ЕС. Тенденция, однако. Но что касается «прорыва» Русланы, ничуть не пытаясь умалить его значения, отмечу вот что. «Коренные» жители ЕС в большинстве своем оказались вовсе не так радикальны, как то могло показаться. Тот, кто внимательно следил за подсчетом голосов, мог убедиться — «фаворитом» у них остается Турция. Ну, в крайнем случае — Сербия с Черногорией. Украина — это уж слишком радикально. Минимальный балл нашей исполнительнице выставила французская публика (2), чуть больше Австрия (4), еще немного «накинули» Вликобритания, Бельгия (по 5) и Германия (6). А вот «внеблоковая» Швейцария, которую перспективы расширения ЕС интересуют постольку поскольку, не сочла украинскую исполнительницу достойной даже одного балла (т.е. — 0). Основную массу лавров Руслана получила в первую очередь от «своих» — России, Латвии, Литвы, Эстонии, Польши (все — 12). Выпала из этой обоймы Беларусь (10), да и то, видимо, потому, что должна была поставить 12 российской участнице. Кроме того, Руслана подкупила, видимо, горячим темпераментом Исландию (12) и шведов (10), а кроме того — Израиль, Турцию (обе — 12), Португалию, Сербию и Андорру (по 10). А вообще, таблица результатов конкурса Евровидения — чертовски интересное пособие по политкорректности.
Что ж, «шить политику» Руслана готова себе сама. Есть что-то пионерское в том, как она посвящает свои успехи Родине. Ни одно ее интервью не обходится без упоминания о том, что «она несет Украину Европе», «делает все, чтобы показать Европе, что Украина — это не только Чернобыль», «открывает Украину миру» и т.д. Какой-то голубь мира, а не поп-звезда, ей-богу. Первый и самый короткий комментарий продюсера Русланы Александра Ксенофонтова говорит сам за себя: «Это шаг в Европу — не больше и не меньше». Этим миссионерством Руслана пропитана насквозь — если в своих прежних программах она претендовала на то, чтобы нести людям украинское искусство, то на Евровидении она уже просто воплощала Украину. И эта Украина была принята. Как бы там ни было, именно Руслана оказалась первой украинской артисткой, о которой заговорила Европа — заговорив вместе с тем об Украине. Ведь до сих пор в европейском информационном пространстве достижения нашей страны сводились к Чернобылю и коррупции — вспомните прошлогодние комментарии А.Пономарева. Украинские спортивные звезды не слишком ассоциируются с национальной культурой, ведь умение боксировать и закатывать мячи в ворота — интернациональное по сути. Иное дело искусство, тем более массовое. И тут Руслана действительно «открыла им Украину». Можно спорить с тем, «правильная» это Украина или «неправильная». Можно злословить о том, какая Украина «продается» на западном поп-рынке, а какая — нет (при этом подразумевается, что та, которая «продается», конечно, никуда не годится). Бесспорно одно: успех Русланы привел к тому, что в следующем году Меккой поп-музыки станет Киев. В Украину потянутся туристы, меломаны, исполнители и журналисты.
Неоднозначное отношение к победе украинской команды на «Евровидении» нашло самые разные проявления. Например, по слухам, в Стамбуле именем Русланы назван музыкальный клуб. А европейская пресса разделилась на два лагеря. Радикальные и бульварные издания помещают портреты Русланы на первых полосах и подогревают публику обещаниями масштабного концертного тура. Консервативные — желчно взывают к призракам классиков — например, Шиллера и Шекспира, перевернувшихся, по глубокому убеждению «Индепендент», в гробах. Да, глядя на «дикую Руслану» и на то, как восторженно ее принимает публика, «старая Европа» могла почувствовать себя действительно старой. Но еще она могла почувствовать дыхание новой молодости, новых внутренних сил, новой энергии.