Дед Мороз: «Новый год - на пороге: ждите чудес!Существует ли настоящий Дед Мороз - вот какой вопрос возникает под Новый год. Правда, в основном у детей. Взрослые же полны скепсиса. И, по идее, для него есть основания: «Снегурочки по вызову», отряды Дедов Морозов на центральных площадях, «брожения» в рядах Санта-Клаусов...
А что же творится в сказочных мирах под Новый год? За разъяснениями мы решили обратиться прямо к Деду Морозу. Настоящему. Сказочному. Известный волшебник согласился дать эксклюзивное интервью для «Зеркала недели».
- Каков обычный рабочий день Деда Мороза?
- Вы имеете в виду новогоднюю ночь или сочельник? Собственно, это не обычный рабочий день. Я, видите ли, Дед Мороз, у меня нет и не может быть обыкновенных рабочих дней. В новогоднюю ночь я несусь, как угорелый, с востока на запад, убегаю от солнца или догоняю ночь, как вам больше нравится, и сею разумное, доброе, вечное - творю праздник, руковожу хором всех волшебных сил мира. За ночь я основательно набираюсь сил, молодею (у нас в сказке время течет не совсем как у вас, и логики в вашем мире никакой) и с первого же дня нового года начинаю новую жизнь. Кстати, совет от Деда Мороза (существа опытного, уверяю вас) - начинайте новую жизнь с Нового года, особенно если новогоднюю ночь проводили в чудесах. Я, между прочим, до самой весны не могу остановиться - продолжаю кудесить. Но это уже так, «для своих» - сказочных. С людьми после праздника уже не интересно - похмелье у них. Смешно, но у людей и от чудес бывает похмелье.
- Как вы относитесь к растиражированности вашего образа?
- Я лично не имею к ней отношения. Я просто тихо делаю свое дело. А что касается образа - так он для того и существует, чтобы его тиражировали. Это даже удобно... Конечно, они просто самозванцы и бороды у них синтетические. Но зато как это удобно - в их лице я успеваю побывать на всех празднествах, утренниках, в домах, сфотографироваться со всеми желающими, в конце концов, кто проверяет: синтетическая борода или настоящая. Пожалуй, я был не прав, назвав их самозванцами, они - это тот же я, для домашнего, так сказать, пользования. Люди вообще привыкли к комфорту. Они уже не приходят в лес, чтобы поклониться и попросить, - они набирают номер телефона Бюро услуг и вызывают Деда Мороза, перед дверью ему суют в мешок подарок, проводят инструктаж и прочее, потом впускают в комнату и... Банальщина заканчивается, начинается чудо для того, перед кем все это разыгрывают, чаще оно разыгрывается перед детьми, конечно.
- А то, что соображения этих Дедов Морозов чаще всего меркантильны?
- Иногда коробит, конечно. Хотя я вам уже говорил, что и сам нахожу определенную выгоду в своих деяниях. Главное то, что чудеса не продаются. И это уже само по себе - чудо.
- Не обижает ли вас несколько потребительское отношение к вашей особе? Ведь ждут, может показаться, не столько лично вас, сколько подарки.
- Что поделать... Иногда мне кажется, что я сам - тоже подарок. Вхожу в «подарочный набор». Кроме того, разве может обижать то, что тебе радуются, бегут навстречу. Это празднично - приносить подарки. Я представляю тех сказочных существ, которые больше любят дарить, чем получать...
- А почему к концу года вы становитесь дедом?
- Я быстро старею - всего за год. В некотором роде я и есть год. Я горблюсь и седею, потому что собираю в свой большой мешок все беды, происходящие в году. В новогоднюю ночь они превращаются в мешке в подарки. Если я не приду к вам за верой в чудо, они не превратятся, а так и останутся бедами у меня на плечах. Вот и думайте теперь, кто из нас больший потребитель.
- Так чудеса бывают?
- Надеюсь. Во всяком случае еще ни разу не подводили. Иначе мне из мешка приходилось бы вынимать одни несчастья. Ну и праздничек был бы! Механизм чудес в общем-то довольно прост - посвящать хотя бы несколько минут в день тому, чтобы целенаправленно верить в чудо, ждать чуда. В качестве производственной гимнастики от Деда Мороза.
- Вы все-таки предпочитаете общаться именно с детьми? Потому что именно они всегда ждут чуда?
- Все его ждут. Взрослые не в меньшей степени, чем дети. Просто понятия о чуде о них разные. У детей прямая связь со сказкой, поэтому представления о чуде у меня с ними более похожи, чем со взрослыми. Хотя взрослые просто не отдают себе отчета в том, что все те книги, которые они читают, фильмы, которые они смотрят, - те же сказки. Но не потому, что «выдумка» (сказки не «сочиняют» точно так же, как «стихи не пишутся - случаются») - «взрослые» книги опираются на те же «сказочные» схемы. И это неудивительно и вполне закономерно - все взрослые были детьми и вкусы их, и все мировоззрение строилось именно в то время, когда они читали сказки. Другое дело, что взрослые в отличие от детей считают, что знают, где заканчивается «сказка» и начинается «жизнь». Разумеется, чаще всего это только иллюзия.
- Дед Мороз всегда спрашивает: «Есть ли тут хорошие дети», а какие дети хорошие?
- Это чисто педагогическая формальность. Особенно моралист Санта любит задавать такие вопросы. Все равно подарки получат все. Как я, сказочное существо, могу решить - кто из них хороший, если никто из детей еще не сразился со змеем и не освободил принцессу?
- А не дети?
- Здесь, с одной стороны, проще, с другой - сложнее. Не всякий взрослый успел встретиться со своим змеем, и нельзя сказать, как он поведет себя в подобном случае. И скажите на милость, можно ли сказать о любом из вас: «хороший» или «плохой»?
- Кем вам приходится Санта-Клаус?
- Ах, Санта... С ним вечно какие-то недоразумения. Это в общем-то тоже я, но принявший крещение, так сказать. Вообще у меня мало общего с христианством. Санта-Клаус - своего рода компромиссный вариант. Я - Мороз. Я представлял всегда в сознании человеческом одно из самых опасных явлений природы. А Санта - добрый святой, угодник. Такой себе «обезвреженный» я. Конечно, сейчас, когда уже и меня свели исключительно к «подарочной» функции, меня никто не боится - собственно, я и не стремлюсь к этому. И все же я Дед, то есть стар и мудр, и кроме того, что-то почти родственное есть в этом «дед», и я Мороз - и это великая милость и чудо, когда к вам в дом приходит такое грозное существо с поздравлением и подарком. Чудо-то в том и состоит, что природа, которой человек опасается, сама открывается ему навстречу. Я Мороз, расписывающий окна и щипающий за нос. Санту же воспринимают более буквально. Спорят даже - где точно он живет. Три Скандинавские страны не могут поделить между собой историческую родину Санта-Клауса.
- Что же для вас дом - лесная избушка?
- Если хотите. Вы, люди, обязательно мыслите понятиями жилплощади - «какая квартира у Деда Мороза» (ну чем не сюжет для рекламы холодильников). Все норовите загнать себя в четыре стены. Вообще, мой дом - сказка. Где бы я ни был, чем бы ни занимался - я всегда там.
- Но под Новый год вы же ее покидаете?
- Ни в коем случае. Это вы переходите из своей обыденной реальности в мою - сказочную. Только не все это замечают. Вот вы даже инсценируете эти пересечения разных миров - все ваши вертепы, святки, рождественские драмы...
- Что же такое сказка?
- Мне так же трудно ответить на этот вопрос, как вам на вопрос: что такое ваш реальный мир? Сказка - это то, что происходит глубоко в вашей душе. Это еще одно измерение, которое вполне для вас достижимо. Вы связываетесь с ним и называете это иногда - откровением, иногда - чудом или еще как-то. Это те основные «кубики», из которых построено ваше сознание, ваше представление о мире и себе. Вот что такое сказка для вас. Поэтому праздник - то есть чудо - особенно необходим вам, когда ваша душа устает, становится такой же седой, как я, и только чудеса новогодней ночи смогут восстановить ваш мир и душевный покой. Новый год на пороге - ждите чудес!
- Итак, Дед Мороз может изменить мир?
- А чем я по-вашему занимаюсь всю свою жизнь? И, знаете ли, получается. Правда, всего на одну ночь...
Мы не решились задать Деду Морозу главный вопрос - «существует ли настоящий Дед Мороз» - только из боязни обидеть волшебника в канун праздника. Сказанного, решили мы, вполне достаточно. Мы будем ждать чудес. Надеемся, вы тоже!
P.S. Редакция «ЗН» выражает благодарность авиакомпании «Финэйр» за предоставленные билеты (туда и обратно), оленей, попону и самовар.