Украинское кино в жутком кризисе - новых фильмов почти нет, присуждать ежегодную премию за лучшую полнометражную картину (как это было в 97-98-м) пока просто некому. На этом фоне выход в свет довольно увесистого (в нем 230 страниц) аннотированного каталога украинских кино- и видеофильмов 1996-1997 годов (с добавлением полнометражной продукции 98-го) выглядит едва ли не сенсацией. К тому же мелованная бумага, европейский класс издания в целом (издательство КВИЦ, Киев) - книжку приятно взять в руки, ее не стыдно показать кому бы то ни было. Собственно, каталог и сделан не только «для домашнього вжитку» - наличие английского варианта открывает его окружающему миру. Впервые, кажется. Ведь, как ни странно, мы почти не предлагаем внятно структурированной информации о себе. Любая мало-мальски уважающая себя кинематографическая держава обязательно выпускает несколько каталогов, описывающих национальную кинопродукцию. Любая, только не мы. И вот наконец лед тронулся.
Международный фонд «Відродження» не впервые поддерживает подобные акции, но здесь его усилия хочется отметить особо. На мой взгляд, такие издания важнее любых сколь угодно концептуальных и репрезентативных повествовательных текстов. Информация - вот хлеб постиндустриального общества. Можно весьма эффектно рассказать об украинском кино, но если не будет таких каталогов - информационное поле останется девственно чистым. Что говорить об иностранцах, если в раздающихся там и сям отечественных воплях «по поводу отсутствия» часто замечаешь элементарное невежество. Люди просто не в курсе, что и как происходит. Не по своей вине - информации просто нет. Отсюда, кстати, и чудовищные порой ошибки журналистов, пишущих о кино. Перевираются фамилии, названия картин, даты и факты…
Будем надеяться, что появление каталога «Кино-видео Украины» положит начало существенно новой эволюции, которая изменит качество и количество информации об украинской экранной культуре. Национальный центр Александра Довженко, подготовивший издание, создан несколько лет назад не только как государственный архив игровых фильмов (это аншлаг российского Госфильмофонда), но и как информационный центр. Создатели каталога (руководитель проекта Сергей Тримбач, составители Алексей Конюх, Вера Мельник, Михаил Донец) попытались сработать по максимуму, то есть собрать всю информацию об отечественной кино-, видеоиндустрии. Что-то около 180 названий фильмов (полнометражных, короткометражных, анимационных), библиография, информация о фестивалях и студиях-производителях, даже календарь кинематографических событий.
На состоявшейся несколько дней назад презентации каталога в штаб-квартире фонда «Відродження» Сергей Тримбач рассказал, что завершается работа над каталогом 98-99 годов, его информационный объем будет еще большим. В банке данных сведения о 160 фильмах, и это далеко не все. Конечно, большая часть из них - видеопродукция. В ситуации, когда производство картин на кинопленке скукожилось до очень малых величин, именно работа на видео стала спасением для многих кинематографистов.
Впрочем, участвовшая в презентации заместитель министра культуры и искусств Украины Анна Чмиль была на удивление оптимистична. Понять ее можно - есть какие-то подвижки к лучшему. Уже завершена работа над фильмами «как кузнец счастье искал» режиссера Радомира Василевского и «Аве Мария Людмилы Ефименко. На подходе «Черная рада» Николая Засеева (по известному роману П.Кулиша), «Привет всем» Дмитрия Томашпольского, «Потерянный рай» Валерия Рожко. Снимают Олесь Янчук («Командир Армии Бессмертных»), Владимир Тихий («Мойщики автомобилей»), Борис Небиеридзе (сняты очередные 10 серий «Роксоланы» на «Укртелефильме»), Ярослав Лупий («На поле крови»). Недавно сделала небольшую картину «Письмо в Америку» Кира Муратова, и сейчас решается вопрос о ее запуске в большой фильм. На старте кинопроекты «Богдан Хмельницкий» (режиссер Николай Мащенко), «Иван Мазепа» (Юрий Ильенко), «Поэтика застолья» (Михаил Ильенко)… И это только полнометражные игровые. Ужели сдвинулось и процесс пошел?
Государство, правда, из своей казны выделило аж десятую часть запланированных на 99-й бюджетных средств. Наши кинотеатры по-прежнему являют собой жалкое зрелище - даже если появятся отечественные фильмы, их будет просто негде показывать. Хотя все взаимосвязано. Вон в Польше коммерческий успех картины «Огнем и мечем» Ежи Гоффмана позволил собственникам многих кинотеатров произвести реконструкцию залов, оснастить их новой протекционной техникой. У нас же по привычке уповают на государство, на то, что «вот приедет барин…».
Каталог - самое честное зеркало кинопроцесса. Оно свидетельствует: сегодня решает дело приватная инициатива. Там, где появляется толковый продюсер, появляются и фильмы. А с ними и надежда на то, что не все потеряно. Ну, не может не быть в
50-миллионной стране, с незабытыми еще кинематографическими традициями, своего кинопроизводства. Даже самые плохие сны когда-нибудь кончаются. Пробуждение, правда, бывает тягостным. Но не будем о грустном. Оптимизм - горючее прогресса.