«Современная театральная режиссура: творческий поиск» - такое всеобъемлющее название получил «круглый стол» режиссеров в редакции журнала «Кино-Театр». Что и в каких направлениях «ищет» новое поколение? Заметим, под этим поколением имеются в виду те, кто ступил на эту стезю приблизительно в последнее десятилетие, но уже достиг определенной зрелости. Ведь каждая генерация сталкивается с иными проблемами, чем их предшественники, и делает свой выбор. Целью этого «круглого стола» не было принятие каких-то глобальных решений, скорее создание диалогической ситуации. У редакции появилась возможность «держать руку на пульсе театра», а режиссеры высказались о том, что их волнует (в рамках заданных тем). Правда, ведущие сразу оговорили условия игры - по возможности не касаться материальных проблем, ведь об этом можно говорить долго и скучно.
Участниками беседы стали не только киевляне, в частности Ю.Одинокий и А.Лисовец из Театра драмы и комедии, Л.Остропольский из Национального театра русской драмы им. Л.Украинки, А.Петров из Экспериментального театра НаУКМА и некоторые другие, но и режиссеры из других городов Украины - В.Кучинский из Театра им. Л.Курбаса (Львов), Я.Федорышин из театра «Воскресіння» (Львов), Н.Яремкив из Академического театра им. Т.Шевченко (Харьков). Среди них - представители государственных репертуарных театров (так называемые «очередные») и театров-студий. Разговор получился довольно острым и интересным, чему способствовала разница в традициях, школе, взглядах на театр.
В начале «круглого стола» ведущие предложили, как основную тему, обсуждение выбора путей реализации современных режиссеров. Работа в государственном театре, создание собственного или разовые проекты - вопросы, составляющие лишь внешнюю сторону проблемы. Н.Яремкив заострил внимание на ситуации во многих провинциальных театрах Украины, где часто нет ни очередных, ни главных режиссеров, а художественное руководство директора имеет печальные последствия - резкое снижение уровня театра, отсутсвие художественной программы, нивелирование режиссерской профессии. Однако вопрос, почему режиссеры не едут в эти театры, повис без ответа...
Наибольшую заинтересованность вызвала проблема режиссерской школы, вернее, по утверждению большинства, - ее недееспособность, ведь в современном украинском театре отсутствует бесспорный режиссер-мастер, подобный Гротовскому, Бруку или Васильеву, а уровень подготовки национальных вузов в последнее время снизился. Одна из причин - потеря престижа профессии и значительно упавший конкурс на режиссерское отделение. Ведь многие режиссеры, имевшие успех в украинском театральном мире, учились за рубежом. Хотя, по утверждению Л.Остропольского, «есть такая школа», под которой подразумевается традиция театра русской драмы во главе с М.Резниковичем - обновленный психологический реализм. Это утверждение вызвало резкую критику студийных театров, в частности Я.Федорышина, настроенных на экспериментальную работу. Дискуссию вызвало обсуждение понятия коммерческого театра, есть ли такой театр в Украине вообще и имеет ли это отношение собственно к театру. Что можно называть живым, а что мертвым театром? Ю.Одинокий, представитель «школы Э.Митницкого», акцентировал проблему глубокой изоляции украинского театра от мировых процессов, действительно, ведь иностранные гастроли - редкое явление даже в столице, а на международные фестивали наши спектакли попадают редко и случайно - нет никакой продуманной программы властей. Однако же их собратья кинорежиссеры вроде и видят намного больше, благодаря пиратским копиям, и ездить им легче, но кино наше в значительно большем кризисе. А.Лисовец поднял проблему публики в современном театре, и не публики вообще, а конкретного города, региона, ведь киевский зритель отличается, скажем, от львовского. Я.Федорышин подхватил его тему, но заострил внимание на национальной специфике театра в целом.
Всеобщий интерес вызвал опыт индивидуальных актерских тренингов, техник, которым поделились В.Кучинский, проходивший стажировку у Гротовского, а также В.Петров, Ю.Одинокий. Хотя поначалу режиссеры явно не хотели рассказывать свои секреты, постепенно атмосфера разрядилась и появились точки соприкосновения. Ведь ностальгия по идеальным актерам - объединяет конкурентов по сцене.
Под конец ведущие затронули проблему репертуарной политики, которая проявила большую потребность в новых переводах - и не только современных пьес, но и многочисленной классики, ведь мировая драматургия представлена, мягко говоря, очень неполно на украинском языке. Заинтересованы режиссеры и в нахождении новых текстов «отечественного производства», правда, угодить им очень сложно. Как признался Я.Федорышин, организатор международного фестиваля «Золотой Лев», иностранные продюсеры спрашивают прежде всего постановки не известных им национальных текстов. Словом, чувствуется нехватка специализированного издания по драматургии (для сравнения, в России таковых несколько, а у нас - ни единого). Но особенное оживление вызвало предложение высказать свои мысли о критике. Некомпетентность, отсутствие каких-либо этических норм, недоброжелательность - вот основные составные театральной журналистики бульварных изданий - мнение, поддержанное одобрительным молчанием. А представитель Центра им. Л.Курбаса, «немного режиссер», высказал мнение, что критики у нас вообще как таковой нет, впрочем, как и самого театра.
Несмотря на некоторую сумбурность, в целом атмосфера «круглого стола» была живой и «дискуссионной». Чувствовалось, что режиссерам очень важно быть услышанными, понятыми, хотя бы своими коллегами и критиками, ведь на внимание и поддержку власть предержащих они уже давно не надеются.