«Чоловіче, не лінися, але назад до церкви обернися...»
Научные сотрудники Украины и Польши закончили отбор «претендентов» из числа деревянных церквей в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО. Планируется, что он будет составлен на паритетных началах - от каждой страны туда войдет по восемь церквей. В ближайшее время от имени двух государств в ЮНЕСКО подадут общее представление.
О ходе работ и проблематике, связанной с сохранением деревянных церквей в Украине, мы попросили рассказать ведущего научного специалиста института «Укрзападпроектреставрация» (Львов) Василия СЛОБОДЯНА.
- Деревянные церкви горели всегда, - рассказывает Василий Слободян. - И в советское, и в досоветское время. Например, в 1953 году в г. Турка сгорела деревянная церковь, мешающая строительству райкома партии. Неподалеку - село Явора, где было две деревянные церкви. Обе сгорели в 1960-х годах. Теперь к природным факторам прибавился интерес священников. В 1994 году в селе Сокирницы в Закарпатье сгорела удивительная церковь, остатки которой сохранились. Перед этим община возвела новую каменную церковь, и это наводит на мысль о намеренном поджоге - чтобы прихожане не разделились.
Подозрительно сгорели и церкви в Яворове, Пидгирцах, селе Залокоть. Из последнего уже на второй день приехали с готовым проектом новой церкви.
Пожары возникают по разным причинам. Есть случаи сугубо природные. В 1997 году молния ударила в церковь в селе Прислип на Турковщине. Она там стоит на горе. Сгорел верх и иконостас, остальное спасли.
На Ивано-Франковщине в селе Козары есть деревянная церковь, на притолоке которой надпись: «Чоловіче, не лінися, але назад до церкви обернися і огню подивися. На нікого не спускай, сам огня доглядай». Вот такой призыв следить за тем, чтобы не загорелся храм.
Есть и другие случаи. В 2008 году в Яворове сгорела деревянная церковь, построенная в 1670 году. Остались стены до козырька, которые священник приказал разобрать и сжечь, потому что на этом месте хотели поставить новую, кирпичную. Будто другого места не было... Причины загорания так и не установлены. Правоохранительные органы по фактам поджога дела не открыли.
Плохо, что эти церкви очень мало исследованы, а зачастую совсем не исследованы. Например, сгорела церковь на Сокальщине, так даже качественных снимков нет, не то что обмеров.
Но храмы не только горят, их бездумно уничтожают. Очень часто люди с наилучшими намерениями, по собственному усмотрению, начинают эти сооружения украшать: обивают бляхой, пластиком, картоном, богомазы перерисовывают иконы, уничтожают древние росписи. В результате есть большое количество уничтоженных деревянных церквей, которые уже не могут быть внесены в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО.
- Вы отобрали восемь украинских церквей для внесения в список ЮНЕСКО. Какие конкретно?
- Четыре представляют Львовщину, две - Ивано-Франковщину и две - Закарпатье. Фантастически прекрасна пятиглавая гуцульская церковь в селе Нижний Вербиж. К сожалению, это едва ли не последний храм такого типа. Но и его перепокрыли бляхой, а не гонтами, как раньше. И все равно, когда эту церковь увидели поляки, были поражены ее красотой, они думали, что в Украине таких храмов уже не сохранилось.
Интересна история церкви. Построена она в 1808 году на деньги Григория Симонюка - казначея повстанцев Олексы Довбуша. К тому времени мастеру исполнилось 100 лет! В 1812 году за ее сооружение Симонюк получил малую золотую медаль за заслуги от австрийского цесаря Франца ІI. Умер Симонюк в 114 лет. Церковь поставлена на старом городище, где, скорее всего, был самый старый монастырь Коломыйщины.
Сначала мы думали подать в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО церковь в Коломые. Но, к сожалению, она не соответствует многим критериям. В частности, к ней достроили газовую котельную. По преданию, святыня возведена в 1587 году. Думаю, это не так. Потому что Коломыя была начисто сожжена татарами в 1589 году. После пожара город перенесли на другой берег Прута. О дате построения церкви в Коломые свидетельствует надпись, сохранившаяся на притолоке дверей в южном рамене - первоначально бабинце церкви. Там написано, что церковь поставлена в 1709 году. Указаны и имена мастеров-строителей.
- Не могли бы вы более детально рассказать о требованиях ЮНЕСКО?
- Прежде всего - идентичность и интегральность церковного сооружения. Памятник должен быть построен из аутентичных материалов.
Второе требование - сохраненный исторический ландшафт, в том числе зеленые насаждения.
Третье - о памятнике должно заботиться государство. А если вспомнить, что за 20 лет независимости Украины на сохранение деревянных церквей из бюджета не выделено ни копейки, то вывод напрашивается сам. Должна быть отдельная государственная программа с четко определенным финансированием.
Церковь в селе Старая Скварява возле Жовквы - еще одно фантастическое деревянное сооружение, которое мы хотели внести в список ЮНЕСКО. Но Львовский областной совет выделил на ее реставрацию только часть средств. Прошло уже два года, а работы никак не закончат...
Это самая старая деревянная церковь с обозначенной датой. Когда ее начали реставрировать и сняли внутреннюю обшивку, открылись две надписи. Первая - о том, что церковь построена в 1508 году. А позднее кто-то вывел: «Цій церкві 200 років без 8». Удалось выяснить, что первоначально она стояла в другом месте - в селе Глинск, неподалеку от Жовквы, на старом глинском городище. А это бывший княжеский город Щекотин.
Когда село переместилось с горы вниз, людям было далеко ходить в церковь, поэтому какое-то время ее не использовали. А позже, уже в 1718 году, церковь перенесли в Скваряву, потому что старая там сгорела.
- Нет ли опасений, что реставраторы нарушат ее аутентичность?
- Основа церкви - ее «родная». Гонты - новые, но это аутентичный материал, изготовленный по древней технологии.
Интересная вещь. У японцев есть храмы, датированные VIII--IX веками. Но если взять дендропробы, то они подтвердят, что им не более ста лет. У японцев есть традиция деревянные храмы периодически перестраивать, но они придерживаются старых технологий, используют аутентичные материалы и повторяют абсолютно все формы и конструктивные элементы. Что удивительно: эти храмы есть в списке ЮНЕСКО, и никто не собирается их оттуда изымать.
В Украине с этим сложнее. И деревянная архитектура не исключение. Прежде всего из-за того, что у нас нет привычки беречь старое. За 50 лет советской власти была прервана преемственность традиций, разрушена любовь к своей истории, наследию, уничтожено восприятие прекрасного.
- Расскажите, пожалуйста, о процедуре включения в список ЮНЕСКО.
- Она довольно сложная. Должна быть предварительная заявка. Пока что - отдельно украинская и отдельно польская - заявки висят на сайте ЮНЕСКО еще с января 2010 года. Там есть описание всех восьми наших памятников, общие данные, аргументация, почему именно их отобрали.
Сейчас наш коллектив работает над большим совместным украинско-польским представлением. В нем детальные описания каждой церкви, окружающей территории, полная история храма и короткая - местности. А еще - фотографии, чертежи, карты, обмеры, архивный материал, государственные документы о внесении их в число памятников, установлении охранных зон и т.п. Очень важен раздел о том, как государство собирается заботиться о памятнике, какие работы выполнять, кто их будет оплачивать. Почему-то думают, что средства на сохранение памятников предоставляет ЮНЕСКО... Эта организация никогда никаких средств не выделяет. Еще один документ, который требуют организаторы, - описание туристической привлекательности объекта, возможности доехать, переночевать и т.п. Требований очень много.
- Кто работает над подготовкой документов?
- Пять человек: профессор Н.Бевз и доцент Ю.Дубик из «Львовской политехники», Н.Гайда из филиала Киевского института памятникоохранных исследований, директор Жовковского заповедника В.Герич и я.
- Вы отвечаете и за дальнейшую процедуру?
- За эти вопросы отвечает Киев. Представление идет за подписями министра культуры и министра иностранных дел. При этом совместное представление делает только одно государство. Мы договорились с поляками, что это будет делать Украина, потому что только три наших памятника входят в список ЮНЕСКО. Меньше (один) - только у Молдовы. Представление делается на английском или французском языке. Наши переводчики абсолютно не ориентируются в терминологии, она довольно сложная. В украинском строительстве есть много такого, что в англоязычном мире никогда не применялось. Например, только у славян и частично у немцев используется срубный способ строительства, в то время как у англичан - фахверковый.
- Когда украинские деревянные церкви могут попасть в заветный список?
- До конца сентября представление должно быть завершено. В январе оно попадет в штаб-квартиру ЮНЕСКО, чьи специалисты в течение года утвердят решение. И только в середине 2013 года наши деревянные церкви могут попасть в список ЮНЕСКО. Это означает, что о них будут знать в мире, их будут рекламировать. Если Украина сможет использовать это для своей пользы, то будет иметь немалую выгоду. Но для этого надо еще многое сделать. Прежде всего, позаботиться о надлежащей туристической инфраструктуре. Дорог хуже, чем на Львовщине, в Украине нет. Немного лучше - на Франковщине и в Закарпатье.
- Это также учитывалось при отборе памятников?
- Безусловно. Зачем их рекламировать, если туристы туда не смогут доехать...
- У поляков уже есть деревянные костелы в списке ЮНЕСКО?
- Они пошли другим путем. Рекламировали памятники через так называемый путь деревянной архитектуры. В двух польских воеводствах, где есть наши украинские церкви, - Подкарпатском и Малопольском (земли, которые после войны отошли к Польше) - поляки разработали маршруты, установили указатели на дорогах, выпустили туристические карты, информационные материалы. И теперь получают большие деньги. Туда ездят туристы со всего мира.
- Благодаря Украине у поляков теперь также будут деревянные церкви в списке ЮНЕСКО?
- Они включили в этот список восемь церквей. Вышло так, что с украинской стороны в список попали две гуцульские церкви, три - бойковские (одна - с польской), три - нового галицкого типа (одна - с польской) и пять лемковских - с польской стороны.
Поляки захотели, чтобы в списке был паритет, хотя украинских церквей должно было быть больше. Кроме того, я еще собирался показать буковинские деревянные церкви. Поляки запротестовали - хотели, чтобы там были только церкви с древних земель Речи Посполитой. Едва удалось включить две церкви на территории Закарпатья.
- Дружба получается неравноправной?
- Равноправной. Без помощи поляков мы не смогли бы это сделать. Позже сможем увеличить количество украинских церквей. Прибавлять к памятникам, которые уже есть в Реестре мирового наследия ЮНЕСКО, всегда легче.
- Сколько памятников могла бы иметь Украина в списке ЮНЕСКО?
- Трудно сказать. В этом году в список наконец вошли митрополичьи палаты в Черновцах. Шанс есть у старой части Каменца-Подольского и Одессы. Соответствующие предварительные представления сделаны давно. Но дальше намерений не идет, эти города ничего не делают.
- Есть ли перспектива попасть в Реестр мирового наследия ЮНЕСКО у остальных деревянных церквей?
- Дело не в их количестве. Важно показать их разнообразие. Нужно было бы реставрировать волынские деревянные церкви, они тоже очень красивые и интересные. Но и очень запущенные, практически ни одна из них не сохранила аутентичный вид. Люди сами должны заботиться о своих памятниках. Отношение к церквам, поданным нами в списке, уже изменилось. В двух установлены системы пожаротушения, еще в двух - системы пожаропредупреждения. Это тоже важное условие европейцев. Кстати, таким образом уже спасли церковь в селе Матков Турковского района. Была сильная буря, в церковь попала молния, и система сработала. Украинцам уже сейчас надо надлежащим образом заботиться о том, чтобы сохранить оставленные им предками в качестве наследия архитектурные сокровища.
Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку
