Человек-улыбка, человек-доброта, человек-сердце. Эти слова читаются между строк в воспоминаниях о киевском фотографе Виталии Розвадовском. Если бы не жестокое убийство, унесшее его жизнь в ночь с 28 на 29 ноября 2011 г., 23 февраля 2013 г. Виталику исполнилось бы 32 года. За прошедшие год и три месяца все, знавшие его, ощутили, как не хватает Виталика - его шуток, слов поддержки, талантливых и почти всегда веселых фотографий.
Общаясь с теми, кто его знал, собирая воспоминания, невольно ловишь себя на удивлении: откуда брались силы активно участвовать в жизни такого количества людей - сопереживать, помогать делом, советом. Каждый из них ведь считал Виталика близким другом. И это притом, что он почти ни дня не давал объективу передохнуть, снимая для газет и журналов. Энергия била из него ключом и заряжала всех вокруг. Воспоминания друзей и близких рисуют ясную картину, каким прекрасным человеком был Виталий…
А о его таланте и творчестве - расскажут фотоработы. Можно легко заметить, что в его фотографиях примечательны точка съемки, необычный ракурс, ирония. И что-то неуловимое, позволяющее его работам оставаться интересными намного дольше, чем сами события, запечатленные в кадре. Полную версию воспоминаний близких о Виталии Розвадовском, а также информацию о запланированных выставках можно найти на сайте http://rozvadovskyi.com.
Юрий ПИКУЛЯ, руководитель фотокружка в Киевском Дворце детей и юношества:
- Виталик пришел ко мне совсем пацаном со словами: "Возьмите меня в кружок!". Через полгода Виталик, с твердым решением стать фотографом, уже купил у нашей знакомой фототехнику, привезенную из Франции.
Мне приносили журналы по фотографии с хорошими снимками, которые я показывал нашим кружковцам. Виталик и сам выискивал подобную литературу.
Он был примером для ребят. Каждый месяц я собирал фотографии кружковцев, и работы Виталика всегда были лучшими. У него было хорошее чувство композиции. Я ребятам всегда говорил: никогда не снимайте на уровне глаз, всегда ищите необычную точку съемки - с пола, сверху. У Виталика это очень хорошо получалось.
Когда Виталик закончил учебу, мы назначили его руководителем фотокружка во Дворце пионеров.Виталик всегда ходил со своими учениками на массовые мероприятия, его любили дети. Он относился к ним, как к равным. Виталик был хорошим пацаном, а главное - с юмором! Это помогало другим ребятам быстрее расти, исправлять ошибки.
Очень любил маму, это я точно могу сказать. У него были очень хорошие портреты его сестры.
После того, как Виталик перестал ходить ко мне на занятия и начал работать в журналах, он все равно приносил мне свои работы для оценки. Я человек вредный - критиковал, чтобы он был лучше.
Наталья ТЕЛЮКОВА, преподаватель Колледжа информационных технологий и землеустройства Национального авиационного университета:
- Очень интеллигентный человек. Такой жизнерадостный, улыбчивый всегда. А еще - умел замечать мелочи. Будь то черта лица, выражение, слово. То, на что другие не обратят внимания - а он заметит.
Буквально через год-два после окончания учебы, появился здесь, в техникуме. И раздарил нам всем газету. Там и его снимок был - священник в темной одежде, головном уборе. И держит мобильный телефон возле уха - а тогда мобильники были большой редкостью - голова наклонена, разговаривает. Виталик говорит: посмотрите, подпись тоже я придумал - как вам нравится? А у него была способность - не только подобрать момент, но и удивительно точно дать описание - всегда по теме и обязательно с юмором. Подпись была такая: "Прямая связь…"
Виталик все время хотел собрать лучшее, организовать выставку. Не успел… Все времени не хватало - а потому, что каждую минуту отдавал фотографии, снимал и в выходные дни, и в поездках. Это была его жизнь. Сейчас его друзья организовывают выставки фотографий Виталика. Но то, что на них можно увидеть - это, наверное, даже не сотая доля всего, что сумел запечатлеть его талант.
Лана САМОХВАЛОВА, руководитель пресс-службы телеканала ТВі:
- Он не был обычным. Он был самым лучшим другом. Виталик был первым, кому позвонил мой покойный муж Витя, когда его машина разбилась вдребезги и он недвижимый лежал на житомирской трассе. А потом события следовали одно за другим, Виталик был у Суворова в больнице, он был на кладбище, он - одно из главных действующих лиц всех болезненных и не во всем простых моих семейных событий. И, наконец, он сидит напротив меня в маленьком кафе на Крещатике:
- Лана! Тебе надо многое забыть. Я всегда буду рядом с тобой и Ваней. Витя хотел, чтобы я был рядом с его сыном.
Он и был рядом.
"Есть билеты в дельфинарий, Ване понравится - я завезу", "В цирке открылся сезон, что вы делаете вечером?", "Я чувствую, что Ивану не интересен этот фильм, я посижу с ним в McDonalds, а ты досмотри, мы тебя там подождем".
- Виталик, я знаю, что Витя не вернул тебе полторы тысячи долларов, я в течение трех месяцев тебе отдам, - вскоре после смерти мужа сказала я.
- Ты ошиблась, он все отдал, - твердо, без сомнения в голосе сказал он.
Отдал ли?
Он в своей заботе о ребенке друга проявлял столько зрелости, что я невольно думала: он будет замечательным отцом своим детям. Когда он рассказывал о какой-то своей серьезной любовной истории, я представляла, что буду стоять в храме на крещении его детей. Какой хрупкой оказалась мечта...
Соня КОШКИНА, шеф-редактор LB.UA:
- Появляются порой на свет счастливцы, которым выбирать любимое ремесло не приходится. Оно предопределено им от рождения. Таким был Виталик. Фотографией он начал заниматься еще подростком. Познакомились мы с ним в агентстве "Юн-пресс" киевского Дворца пионеров в далеком 1998-м.
Казалось бы: ну, какие фотоснимки может сделать 14–15-летний парнишка? Виталик мог. И это были не просто снимки, не полудетское баловство с камерой, но настоящие, искренние картины жизни, полные ярких красок на черно-белой пленке даже больше, чем на цветной. Виталик часто говорил, что мыслит "кадрами": едва увидит что-либо необычное, первая мысль - как это будет выглядеть на фотографии, и, главное - как это сфотографировать.
Любимый воспитанник нашего доброго Юрия Феодосьевича Пикули, Виталик быстро освоил азы ремесла, ставшего его призванием, и дальше создавал свой особый, ни на что не похожий авторский стиль. Уже в 2000-х любой фоторедактор столичного СМИ мог безошибочно, за пару мгновений определить: этот снимок - Виталия Розвадовского. Псевдонимы с толку не сбивали - слишком выпуклыми, характерными были его работы.
Виталика больше нет. Лучшие уходят слишком рано. Но остались его работы они расскажут об этом таланте без слов. А я всегда буду помнить слова, сказанные им зимой то ли
1999-го, то ли 2000-го: "Ребята, смотрите, как весело искрится снег! Вы представляете, КАК это будет выглядеть в кадре?!".
Олеся ОСТАФЬЕВА, помощник заместителя главы КГГА:
- С ним я любила ходить на интервью к неразговорчивым чиновникам. После того как Виталик с невозмутимым видом переставлял в кабинете предметы, включал свет и снимал из-под стола, мои вопросы казались не такими уж и неудобными. С ним было легко и интересно работать. Но гораздо приятнее было с ним дружить. Помимо фотографии у Виталика было много талантов - например, он пек очень вкусные эклеры. Весной 2011 года ко мне в гости приехала пятилетняя племянница. К приезду заказала испечь ей пирожные. Я сокрушалась, что придется соврать ребенку и купить все в супермаркете. На выручку пришел Виталик - приехал с потертым блокнотиком собственноручно выписанных рецептов, надел фартук и через три часа у меня был сметанник, заварные пирожные и пирожки с творогом. Он настолько поразил мою племянницу своими сладостями, что в телефонной книге из семи номеров, кроме ближайших родственников был и номер Виталика - записала она его себе как "ДРУГ".
Александр ЧЕКМЕНЕВ, фотограф:
- С Виталиком мы познакомились в 2002-м в газете "Экономические Известия". Для меня Виталик стал открытием, наверное, на тот момент самым молодым талантливым фотографом. К двадцати годам это уже был профессионал. С любой съёмки, даже самой скучной, он мог привезти классную карточку. Он приходил до начала съёмки и уходил последним, когда уже, казалось бы, ничего не произойдёт. Для него это была не просто съёмка, а фотоохота. И снимать он мог, не поднимая фотоаппарат, он очень хорошо чувствовал кадр. Никогда не говорил, что снял что-то лучше других, он просто показывал карточки, которые говорили сами за себя и за него. Ну и как человек он тоже стал для меня открытием - честный, светлый, бесконфликтный и бескорыстный. А когда мне не хватало денег на издание книги, предложил свою помощь. Общались чаще в перерывах между съёмками, он всегда угощал кофейком и всегда куда-то спешил. Он спешил жить. Жаль, что так и не договорили...
Андрей ЗАЙЦЕВ, помощник министра социальной политики:
- Солнечный парень. Всегда готов поделиться хорошим настроением. Всегда готов помочь. Постоянно сомневающийся, не обидел ли кого… В нем удивительно сочетались внутренняя чистота и наносной, неумелый цинизм, которым он защищался от своей непохожести на окружающих. Он очень походил на людей из забытых книг: "Моя дружба - это моя шпага, мой кошелек и моя жизнь". И дружбу свою предлагал с щедростью богача. Думаю, многие, кто знал этого парня, вспоминают о нем как о теплом дожде из детства. Чистом, добром и дружелюбном дождике.
Я рад, что в моей жизни был солнечный парень Виталик.
Артур БОНДАРЬ, фотограф:
- Воспоминания о Виталике приходят ко мне каждый раз, когда я беру в руки камеру. Однажды Виталик сказал, что решил продать свою легендарную фотокамеру "Лейка". Я посоветовал ему хорошо подумать. Виталик думал приблизительно месяц и решил-таки продавать. Я спросил - "Виталик, так, может, ты мне продашь эту камеру?". Хотя я понимал, что у меня нет денег и возможности ее купить. Виталик улыбнулся и сказал - "А почему бы и нет. А по поводу денег, не переживай, найдутся, тогда и отдашь". И действительно они нашлись за полгода. Вот так Виталик навсегда оставил мне часть себя, которая каждый день со мной.
Дарья ИСАКОВА, обозреватель Forbes:
- Виталик был профессионалом в своем деле. Его снимки на страницах нашего журнала всегда выделялись. Сразу как-то, не читая подпись, было понятно, что это работа Виталика. Вроде бы простые, но есть в них душа, даже краски, вроде бы, какие-то другие, настроение особенное - независимо от того, снимает ли он пшеницу в поле, аграрного олигарха с поросенком на руках или женщину-вамп. Как человек, Виталик был светлый, добрый и очень-очень искренний. Кажется, такой человек никогда не мог бы сказать неправду - у него зайчики в глазах особенные бегали, душа - на всеобщее обозрение. Очень не хватает его.
Александра КУЖЕЛЬ, народный депутат:
- Сейчас, наверное, бессмысленно говорить о чудовищной несправедливости трагического ноябрьского дня, когда Виталий был убит. Стоит говорить только о самом важном - о том, что ни талант его, ни сам Виталий не покинули нашу Землю. Он живет в памяти преданных друзей, его родных. И еще - Виталий живет в своих произведениях. И будет жить очень-очень долго - значительно дольше, чем тот, кто отобрал у него возможность жить.
Его талантливые работы - продолжение ясной, цельной и яркой души большого мастера. Это не просто классно выполненные фотографии, не просто мгновения, выхваченные объективом из окружающего мира. В каждой - частица Виталия. Его взгляда, его смеха, его порицания действительности, иногда очень неприглядной, и огромной, всепоглощающей любви к жизни. Такие, как Виталий не умирают, они просто продолжают идти по пути, ведущем в бесконечность. По дороге, видимой только им - талантливым и одаренным.