«Буря» и натиск в белом городе у самого синего моря

Поделиться
Очень жаль, что украинские театры сегодня редко могут позволить себе роскошь выехать на гастроли.

Очень жаль, что украинские театры сегодня редко могут позволить себе роскошь выехать на гастроли. А ведь гастроли - это новый зритель, обновленная жизнь спектакля, свежие идеи, неожиданные впечатления. Тем более что этого не хватает как провинции, так и столице.

Франковцы десять вечеров собирали переполненные залы в Севастопольском театре имени Луначарского. Практически после каждого спектакля на сцену со словами благодарности зрителям и артистам поднимался Богдан Ступка. Одна его фраза может считаться крылатостью: «Такого зрителя наш театр должен возить за собой!»

Франковцы представляли разные векторы своих сценических поисков. А местная публика, не унимаясь, с энтузиазмом аплодировала столичным гостям.

Пять спектаклей - «Весілля Фігаро», «Буря», «В неділю рано зілля копала...», «Женитьба», спектакль-ревю «Романс. Ностальгія». Разные эстетические «платформы», но театр все равно один.

«Весілля Фігаро» по мотивам Бомарше (режиссер Юрий Одинокий) -веселые режиссерские вольности на основе старого сюжета. Публика подобное воспринимает с воодушевлением. Из графской обители действие перенесено в современный офис со всеми полагающимися атрибутами. Взаимоотношения «офисного планктона» для современных, особенно молодых, зрителей куда ближе куртуазных адюльтеров XVIII века. Да и «послание» традиционно: сильные мира сего часто пасуют перед ловкостью и живостью ума таких как Фигаро, в каком бы веке он ни жил. Надо отдать должное Остапу Ступке, увлеченно сыгравшему главного героя. Его ловкий секретарь в «офисной эстетике» чувствует себя вольготно. А актерские гэги вызывают отклик. Интересен Алексей Богданович, играющий современного обаятельного ловеласа, а не эстетствующего графа (как когда-то Ширвиндт).

Богданович, кстати, оказался «красной нитью» нынешних гастролей: он был занят в трех постановках - везде разный, но по-прежнему загадочно-лиричный…

«У неділю рано зілля копала...»

Признаться, не вспомню другого отечественного театра, который бы ставил украинскую классику в столь разных «регистрах». «Наталка Полтавка», «Кай­дашева сім’я», «Шельменко-денщик» - эти спектакли показывали раньше. И, право, зря говорят, будто русскоговорящий город настороженно относится к классике украинской литературы. Ведь переполненные залы и на этот раз собрала фольклорная притча по мотивам Ольги Кобылянской (в обработке Неды Нежданной) - «В неділю рано зілля копала…». В этом спектакле режиссер Дмитрий Чирипюк делает ставку на молодежь. На Александра Форманчука (Грыць), Елену Фесуненко (Туркиня), Татьяну Шляхову (Настка), Анастасию Добрынину (убедительную в двух возрастных ипостасях своей героини, Мавры). Сильная работа у одного из лучших актеров труппы Петра Панчука (старик-цыган Андронати). Панчук создает образ с классическим трагическим накалом. Его последняя реплика - «Вот теперь, Мавра, наш грех оплачен!» - звучит почти с шекспировскими нотками…

О Шекспире - не случайно. Утопия великого барда, его мечта об идеальном мире - пьеса «Буря» (в интерпретации Сергея Маслобойщикова). Спектакль читается франковцами как эстетская трагикомедия. Заданная цветовая гамма, своеобразные костюмы. Севастопольцы оценили в этом спектакле Богдана Бенюка, Алексея Богдановича, Олега Стальчука, Василия Мазура, Алексея Петухова. Их сценическое существование в изысканном зрелище столь парадоксально, что зритель едва поспевает следить за молниеносными перевоплощениями, увлекающими в шекспировскую стихию.

- Очень люблю украинскую песню и украинский городской романс в частности, поэтому всегда мечтал, чтобы такие композиции звучали на сцене нашего театра, - признался в Севастополе Ступка. И его мечта осуществилась. В спектакле «Романс. Ностальгія» (режиссер Александр Билозуб). С особым душевным теплом исполнен каждый номер в этом ностальгическом спектакле-концерте… Песни разных времен и разных настроений. Но почти все они - о любви. «Все про кохання, все про любов…» Крымская публика приняла эту работу очень эмоционально: едва ли не каждый номер затронул живые струны в душах севастопольцев.

А вот у франковской «Женитьбы» (по Гоголю) есть отдельная история, связанная с нашим городом. Два года назад в севастопольском театре состоялась своя премьера этой же комедии. И франковцы из деликатности решили не представлять свою версию. Теперь же крымчане получили возможность оценить и столичную работу...

Не буду сравнивать два спектакля. Они разные. Как разные и их создатели - Валентин Козьменко-Делинде и Владимир Магар. Скажу лишь о киевском. Уже после первых реплик очевидно, насколько искрометен украинский перевод Остапа Вишни (услышанный мною впервые). Замечательно ложится на гоголевский текст и «фирменная» задушевная манера игры франковцев… В случае Кочкарева (Богдан Бенюк) подобная манера неожиданно объясняет и те якобы «потусторонние» загадки, которые пытаются с большим или меньшим успехом разгадывать многие русскоязычные театры в этой же пьесе. Главный дуэт - Кочкарев (Бенюк) и Подколесин (Богданович) - разыгран сильно, уверенно, а взаимоотношения персонажей выстроены виртуозно. В спектакле актеры допускают порой и импровизацию. Хотя во всем чувствуется рука режиссера. Разве не чудная театральная (немного мистическая) идея - соединить в одном фантомном герое сразу пять микрообразов: Степана, Дуняши, извозчика, купеческого приказчика… А еще и самого уважаемого автора - Николая Васильевича, захлопнувшего в финале этой истории то самое злополучное окно, в котором и скрывается Подколесин...

Окно захлопнуто! А двери - открыты… Так как франковцы всегда желанные гости в белом городе у самого синего моря.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме