Ближе к народу. Группа «Божичи»: «Этномузыку не следует превращать в чистую коммерцию»

Поделиться
На Прикарпатье четвертый год подряд проходит Международный фестиваль этнической музыки и лендар...

На Прикарпатье четвертый год подряд проходит Международный фестиваль этнической музыки и лендарта «Шешоры» — в селе с одноименным названием, длинная пятикилометровая улица которого три фестивальных дня выгибалась под звуки этнических мотивов, зажигательные гуцульские арканы и запах шашлыков. Танцы и одежда, ремесла на лоне природы и экоэкскурсии в горы создали атмосферу настоящего народного действа. Аншлаг в небольшом зале Народного дома собирали документальные фильмы на этнографическую и экологическую тематику режиссеров разных стран Европы. В том числе картина «Рождество» известного украинского кинематографиста Леся Санина — своеобразный сюрреалистический указатель для интересующихся этникой.

Вполне уместное сравнение: в концертных программах искателям всего настоящего, светлого и этнического без своеобразных указателей (читай — пламенных проповедей диджея Павла Нечитайло) тоже нелегко было бы отыскать свое кровное. Хотя на сцене хмельным вечерним нон-стопом сменяли друг друга всем известные украинские «Гайдамаки», «Гуцул Калипсо», «Вий», ирландский «Гурт Йо’ Гурт» с неистовыми эстампами, «Перкалаба» с музыкой свадеб и похорон (где-то мы это уже проходили — не у Бреговича ли?), а еще великое множество коллективов из восьми европейских стран — среди напевов цыганских, британских и откровенно тарабарских древнеукраинского аутентичного пения было не так уж много.

Пожалуй, поэтому выступление в Шешорах киевского фольклорного коллектива «Божичи» было воспринято на ура, со слезой во взоре. О них пишут: «Этих людей ты видишь не слишком часто, но, увидев, искренне радуешься — ведь с ними даже молчание, кажется, было бы хорошим. Впрочем, наверняка этого не знаешь — ведь они не молчат, поют. Поют хорошо. Поют честно». Это чистая правда. Петь они умеют. Но и помолчать за пределами сценических декораций с ними не удается.

На карпатском певческом поле своими размышлениями о счастливом фольклорном с «ЗН» делился лидер «Божичей» Илья ФЕТИСОВ.

Вообще-то, мы здесь впервые. Так получалось, что у нас то киевская «Країна мрій» постоянно все силы отнимала, то летними фольклорными экспедициями мы никак пожертвовать не могли. И в этом году еле успели: только вернулись с гастролей в Литве, как на следующий день уже нужно было ехать в Шешоры. Здесь очень хороший фестиваль, приятная атмосфера. Мне лично он напоминает фестиваль «Долина искусств» в Венгрии у озера Балатон, с центром в селе Капалч. Правда, фестивалят там сразу четыре-пять сел, в которых тоже есть вечерние сцены, куча народа, палатки в каждом дворе... Вообще, организаторы молодцы. Интересные мероприятия, разумно составлен график. Хорошо, что фестиваль международный. Как говорится, можно и себя показать, и на других посмотреть. Будет с чем сравнивать и им, и нам.

— На концерте создалось впечатление, что «Божичи» представляют именно Центральную Украину.

— Нет, Восточную, Левобережную. Хотя Полтавщина, откуда у нас тоже много песен, на мой взгляд, является сердцем Украины.

— Это принципиальный выбор?

— Известно, что коллектив, поющий один регион, правдоподобнее воссоздает его особенности, чем тот, который разбрасывается по всей Украине и из разных уголков поет по одной-две песни. Нельзя в одной и той же манере петь разные регионы. В зависимости от того, какие песни мы исполняем, у нас выступают на первый план те или иные исполнители. Например, Черниговщина, Сумщина поются более плоским голосом, с меньшей вибрацией. Днепропетровщина, наоборот, очень вибрирующая. На Полтавщине распространена мелизматика, которую довольно сложно исполнять, — не каждый человек обладает столь гибким голосом... Кроме того, Левобережная Украина (как бы сформулировать, чтобы никого не обидеть) географически близка к России. Поскольку в нашем коллективе половина участников имеют, помимо украинских, еще и российские корни, по крайней мере, культура этих областей ментально нам ближе. И голоса наши больше соответствуют именно этому региону. Хоть мы и не пророссийский коллектив, как некоторые пишут о нас в Интернете.

— Кстати, благодаря русскому Евгению Ефремову активное фольклорное движение в Украине, собственно, и началось. Как складываются ваши отношения с основанной им, ныне уже — легендарной, группой «Древо»?

— На человеческом уровне у нас абсолютно нормальные взаимоотношения. На художественном — мы почти не пересекаемся: у каждого из нас своя работа. Конечно, этот ансамбль — первооткрыватель, и если бы не было «Древа», не было бы и «Божичей». Многие фольклорные коллективы не являются детьми «Древа», в педагогическом смысле, но возникнуть они смогли только потому, что до них существовала группа, служившая неким образцом… Мы активно дружим и сотрудничаем с другими молодежными ансамблями, такими как «Буття», «Володар», «Серпанок», «Гуляйгород», участвуем в совместных мероприятиях, которые организовываем в рамках нашей «Всеукраинской ассоциации молодых исследователей фольклора».

— Вы все с кафедры фольклористики Национальной музыкальной академии. Это объединение — немного странный, непривычный для посторонних мир.

— Точно, ведь все мы — городские люди с крестьянской душой. Живущие среди асфальта и многоэтажек и не представляющие своего существования без путешествий в село и общения с простыми людьми. Это уже своеобразная зависимость, ментальность. То есть мы практически находимся на порубежье: с одной стороны — остаемся городскими жителями, с другой — являемся носителями сельской культуры. То есть село внутри нас.

— Откуда походит название «Божичи»?

— Придумали! Здесь есть много толкований: раньше отталкивались от того, что Божич — бог Коляды, молодости и Солнца. А мы возникли именно на Коляду и были молодыми (да и теперь молоды). А сегодня мы больше склоняемся к тому, чтобы трактовать это название как «Божьи дети». Так правильно семантически, хотя мы и не вкладываем туда какой-то особый религиозный подтекст.

— Идеал исполнения для вас первоисточник?

— Конечно. Но мы не стараемся стопроцентно его воссоздавать и не делаем копии. От народных исполнителей берем стиль, манеру, технику, но каждый из нас остается самим собой: со своим голосом и темпераментом, и во время пения может их проявить.

— «Божичи» сами собрали репертуар, который поют?

— Мы поем только тот материал, который сами записали. И, что тоже очень важно, никогда не исполняем его по нотам. Мы вообще записи не расшифровываем. Я убежден, что коллектив, поющий фольклор по нотам, не является фольклорным коллективом. Это хор, который поет народными голосами народные песни. Но там уже нет основного, что присутствует в фольклоре, — души… Обычно мы записываем песни на месте, а потом разучиваем. Бывает, специально приезжаем в одно и то же село по нескольку раз и поем вместе со старушками.

— Как часто это делаете?

— На Днепропетровщину, например, в Кочережки, ездим очень часто. Там сейчас умерла выводчица, и уже только выводчицы из «Божичей» могут петь со старушками репертуар этого села.

— Много ли нового материала еще можно собрать в экспедициях?

— Да, осталось еще немало белых пятен, необработанных нами сел. На Восточной Украине фольклор исчезает намного быстрее, чем мы успеваем туда добираться. Всего, так или иначе, записать не успеем. Прицельно ездим уже только в те области, мелос которых планируем петь в ближайшее время.

— Может, нужно чаще привозить в Киев оригинальных носителей фольклора?

— Бабушки, не имеющие профессиональной подготовки, никогда в Киев не приедут — они просто не сценичны, потому что они естественны. Другое дело клубные ансамбли: хотя и аутентичные, но более организованные.

— Слышал, что и инструментальных исполнителей уже почти не осталось.

— Да, но с инструментальной музыкой легче — там не так много наигрышей, их можно реально записать. Во всяком случае, инструментальное исполнительство — сфера более индивидуальная. То есть какую-то мелодию гармонист будет исполнять именно так, как он ее ощущает. Украинский гопак можно записывать бесконечно, и он будет бесконечно разным — нет исполнителей, играющих его одинаково. Но это все равно мелодия украинского гопака.

— Кстати, на гармошке вы сами научились играть? Прямо Олег Скрипка!

— Но он же музыкальную школу по классу баяна окончил, а я уже на последнем курсе консерватории записал нескольких исполнителей, играющих на гармони-венке. Познакомился с дядей, у которого и отец, и дед играли. Я у него и сейчас покупаю гармошки — у меня их дома аж пять. В принципе, многому у него удалось научиться: главное — перенять мышление. Оно резко отличается от мышления профессиональных музыкантов, как и вообще в народном музицировании.

— Я вас с гармошкой впервые увидел в ДАХе на спектакле «В поисках утраченного времени». Хорошо там было. Как говорили критики, самый смачный спектакль... Играют ли его еще «Божичи»?

— В ДАХе мы уже давно не играем. Ушли оттуда не по своей воле. Но спектакль каждый месяц играем в Киево-Могилянской академии.

— Не страшно было впервые выходить на сцену не только как певцу, но и как актеру?

— Мы больше боялись, когда восстановили этот спектакль. Его сценарий в свое время создали совместно с Владом Троицким. Но когда ушли из ДАХа, самостоятельно внесли туда коррективы, изменили ряд моментов. В отношениях между героями, в каких-то ментальных ситуациях — приезжие из глубинки иногда говорили, что все это напоминает не так жизнь села, как пародию на село. Так вот именно пародийные моменты мы сняли. Считаю, что теперь спектакль более правдоподобен, чем раньше.

— Что-то новое в этом плане хотите сделать?

— Да, мы планируем новый театральный проект. Но сама идея пока на стадии разработки. Скоро нас ждет фестиваль в Путивле.

— Можно ли и стоит ли коммерциализировать это дело?

— Зарабатывать на народном творчестве серьезные деньги пока ни у кого не получилось. Даже у «Древа». Фольклор не коммерческая музыка. На него спрос есть, но это не та массовая востребованность, которая предполагала бы серьезную раскрутку и пиар.

— Так и не нужно подстраиваться под давление шоу-бизнеса.

— Да, но, с другой стороны, чтобы как-то выжить, мы вынуждены заниматься еще чем-то другим, помимо искусства. А это отнимает время... Наверное, здесь должна быть очень существенная, целенаправленная государственная поддержка. Народное творчество не следует превращать в чистую коммерцию. Если стараться повысить спрос за счет world music, то мы утратим собственную традицию. Это не способ спасения народной культуры, это — ее перерождение во что-то другое, уже не имеющее отношения к фольклору.

Из досье

Фольклорный ансамбль «Божичи» (гармоника-венка, бубен, пение) был основан 7 января 1999 г. участниками группы колядников. В состав входят 10 человек, большинство которых — выпускники кафедры фольклора Национальной музыкальной академии Украины им. П.Чайковского и Киевского Национального университета культуры и искусств (Киев, Украина). Представляют вокальную и инструментальную музыку Приднепровья Украины, обрядовые — свадебные, уличные, застольные, шутливые песни, а также песни рекрутского и чумацкого происхождения. Все песни исполняются с максимальным сохранением стилистических и языково-диалектных особенностей. Ансамбль имеет собственный СD-альбом, продюсером которого стал Олег Скрипка. Постоянные участники фольклорных фестивалей, авторы театрального спектакля.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме