Березовий крик души

Поделиться
Книга Василия Бабанского «Аисты спят в полете» (издательство Европейского университета) увидела свет в конце прошлого года...

Книга Василия Бабанского «Аисты спят в полете» (издательство Европейского университета) увидела свет в конце прошлого года. Ее автор — заслуженный журналист Украины — прошел почти все ступени журналистской карьеры, был главным редактором аналитического издания «Ділова Україна». А как поэт привлек к себе внимание в 90-х годах прошлого столетия. Мне лично запомнилась большая подборка стихов в газете «Культура і життя».

Склонность автора к размышлениям о насущных проблемах жизни, философичность, злободневность в лучшем смысле этого слова — вот на что обращаешь внимание при знакомстве с поэтическим сборником «Аисты спят в полете».

Внимание к детали, а от нее — к обобщению, к заключению — таков поэтический ход большинства произведений В.Бабанского. Иллюстрацией может служить стихотворение «Белый колодец». Казалось бы, село как село. Сколько таких в Украине! В этом селе, которое называется Белый Колодец, есть самый старый и чистый бабанский колодец...

Интересной особенностью поэзии Василия Бабанского является то, что он постепенно вводит в определенную ситуацию. Он не стремится удивить читателя, но все же главную мысль читатель воспринимает в виде художественного образа на фоне обобщения:

...Если каждый в душе свой родник сохранит,

Мы стоять на земле будем крепко, славяне

Бабанский по-доброму полемичен, его не устраивает только сухая информация. Чтобы убедиться в этом, стоит прочитать стихотворения «Лицедеи», «Самоубийца», «Что ложь, что правда?», «Нищие», «Я не люблю», «Враг застенчивый» и многие другие.

Поэт чувствителен к истории своего народа, к своему Донецкому краю. К истории он идет скорее не от факта, а от народного восприятия прошлого, от думы, песни, легенды. Его поэзия — это своеобразное ретроспективное видение прошлого современным человеком.

Как сквозь след на снегу проступает вода.

Прорастает во мне Золотая Орда.

Отдают желтизной голубые глаза.

В них вот-вот полыхнет кочевая гроза.

Подо мной аргамак, а не ножка стола.

И в руке не перо — боевая стрела,

Но, наткнувшись на злое ее остие,

Кровоточит славянское сердце мое

(«Золотая Орда»)

Поэт умеет перебросить мостик от прошлого к современности. Такое умение свободно, без лишних «подходов» чувствовать себя причастным ко всему, что было, что есть и что будет в родной стороне, — весьма привлекательная черта.

Василий Бабанский стремится мыслить образно. И что важно — образность у него не ради самой образности, как это часто случается. Там, где образ сливается с мыслью воедино, читатель не только представляет предлагаемую поэтом картину, он погружается в нее, задумывается, произведение поглощает его.

Еще одна интересная особенность творческой манеры автора — афористичность. Крылатые выражения щедро рассыпаны на страницах книги. Приведу только некоторые из них: «Толпа никогда не бывает героем, Пусть в ней даже каждый немного герой»; «Я к сердцу тебя прижму, Чтоб не путался под ногами»; «Полет во сне не то, что сон в полете, А лишь предвосхищение его».

Поэзия В.Бабанского богата и разнообразна по художественному смыслу, по тематике, по стихотворным формам. Есть поэтическая миниатюра, разноцветные, как весенний луг, сюжетные стихотворения, сатирические и юмористические эпиграммы, эпитафии, остроумные и затейливые произведения для детей.

Особо выделяется поэма «Холодная балка» (памяти Владимира Высоцкого).

Поэт, отталкиваясь от документального факта — приезда Высоцкого в Донецк, — создал полифоническое произведение, в котором личное «я» переплетается с судьбой знаменитого барда. Поэма скроена сурово, без лишней орнаменталистики. Лейтмотив — жизнь и деятельность неповторимой творческой личности в условиях «разрешенной» свободы. И шахтерские «генералы», и простые горняки, да и сам автор чувствовали в текстах В.Высоцкого глубинный подтекст.

Есть в книге «Аисты спят в полете» стихотворения и песни на украинском языке. Лучшие из них — «Вишневий сон», «Зачарована ніч», «Іванова доля», «Знов побачимось, мамо», «Відпочинь від любові» и др., безусловно найдут своих почитателей.

Создание настоящей книги поэзии — дело многих лет. К природному дару нужно добавить кропотливую работу над словом. А начиналось все еще в начале 50-х годов прошлого века. В сборник «Аисты спят в полете» вошли некоторые из довольно успешных проб пера, наполненных искренностью и юношеским максимализмом — «Под портретом букет алых роз» (1953), «Восторг» (1954), «Письмо из 41-го» (1956), «В ніч глуху, коли хвилі Дніпра» (1957), «Улица Мещанская» (1963).

После такого уверенного начала автор выдержал большую паузу, хотя и не забывал, что «душа обязана трудиться и день, и ночь, и день, и ночь».

И вот, наконец, собравшись с духом, Василий Бабанский подарил читателям «березовый крик души», который услышат и аисты, спящие в полете.

Поделиться
Заметили ошибку?

Пожалуйста, выделите ее мышкой и нажмите Ctrl+Enter или Отправить ошибку

Добавить комментарий
Всего комментариев: 0
Текст содержит недопустимые символы
Осталось символов: 2000
Пожалуйста выберите один или несколько пунктов (до 3 шт.) которые по Вашему мнению определяет этот комментарий.
Пожалуйста выберите один или больше пунктов
Нецензурная лексика, ругань Флуд Нарушение действующего законодательства Украины Оскорбление участников дискуссии Реклама Разжигание розни Признаки троллинга и провокации Другая причина Отмена Отправить жалобу ОК
Оставайтесь в курсе последних событий!
Подписывайтесь на наш канал в Telegram
Следить в Телеграмме