Специфика этого проекта в том, что многие свои известные произведения украинская художница предложит выбрать посетителям, оставив взамен письменные уведомления, которые, в свою очередь, также превратится в часть экспозиции.
Пространство "Лавры" в эти дни чем-то напоминает масштабный павильон, который "обживают" элементы какой-то изысканной театральной сценографии из разных спектаклей от разных режиссеров и художников. Внутри белого пространства - и красные контуры нанизанных на "шампуры" журнальных страниц под названием "Red Paper" ; и холодные элементы военной техники, залитые белой краской "White tears" (Белые слезы); и золотые колосья из проекта "Наши бабы". И много чего иного, в разные годы рождавшегося в рамках ее проектов "Mute", "Трансформація", "Чорне намисто", "Осінь така мила" и других.
Собственно, эта акция Зинаиды Лихачевой в определенном смысле - итоговая. Концентрирующая разные ее поиски в разные творческие периоды.
Как говорит сама художница, впереди у нее определенно новый этап. И это заданный вектор этнографической "расшифровки" глубоких кодов и символов Украины. Собственно, то, что уже было предъявлено, скажем, в ее проекте "Чорне намисто".
Как известно, художница максимально углублена в темы традиций украинского народа, истоки нашей идентичности. Все это отражается в ее современных видеоформатах.
По мнению арт-экспертов, художница стремится выстроить мост между прошлым Украины и ее будущим, а основа этого моста - средства современного искусства, его медийные и иные мощности.
В "итоговых" работах, представленных в "Лавре", безусловно, сразу же - ярко и визуально - обращают на себя внимание уже упоминавшиеся четыре красных столба, эдакие сваи с заостренными наконечниками, под названием "Red Paper". Подойдешь ближе - и рассмотришь в этом метафорическом арт-объекте массу острых смыслов, актуальных подтекстов. Материал для объекта - страницы старых журналов. И эти страницы, в прямом смысле, нанизали на острые шампуры, залив кроваво-алым цветом. В итоге складывается образ некоей обреченности знаний человечества. "Знания умножают скорбь". Увядшие страницы буквально прошиты холодным металлом - насквозь. Прежде белые страницы окрашены в багрянец горькой человеческой печали. И холодный металл словно разрывает сердце человеческих познаний, тленных текстов. Превращая все это в молчаливые кровавые сваи уходящей культуры.
Эта и иные арт-инсталляции, без преувеличения, - находки для искусства театра, непосредственно для сценографов. Не случайно многие театральные деятели, побывавшие в галерее "Лавра", облюбовали некоторые ее арт-объекты. В частности, директор-худрук Киевского театра "Актер" Слава Жила выбрал для пространства своего театра "Валенную бабу". Такой вот многоярусный снеговик, напоминающий рыхлые бусины одного ожерелья.
Директор Мемориально-музейного комплекса Революции достоинства Игорь Пошивайло, выбрал тематическую инсталляцию холодных элементов военной техники, залитых белой краской, сделанную из боевых снарядов и элементов техники под названием "White tears" (Белые слезы).
"Укрпошта" берет одну из красных инсталляций из журналов - "Red Paper". А костюмы из перфоманса "Стена" присмотрел квартет "Артихата" под руководством Мирославы Которович.
Арт-критики отмечают в этих и других работах художницы - постоянный баланс на грани архаики и современности, публицистической актуальности и этнической вечности. Многие из ее работ прописаны на территории этнографических исследований и культурологических открытий. К тому же постоянные арт-экспедиции художницы и предполагают четкую цель - исследование прежде утраченных народных традиций.
Впоследствии разные ее находки обретают новую жизнь в медитативных инсталляциях, аскетических видеопроекциях, музыкально-звуковых перфомансах, скульптурных объектах.
Большое влияние на творческие поиски украинской художницы в свое время оказала такая культовая фигура мирового арт-перфоманса, как Марина Абрамович. Зинаида оказалась среди доброй сотни ее учеников-последователей еще в Австралии. И с тех пор Марина Абрамович продолжает свой диалог с украинской художницей - через годы, расстояния.
Вместе они однажды оказались в самых "непроходимых" местах Земли. Собственно, на той территории, куда прежде не ступала нога никакого перфомера или этнографа. Умолчим о непосредственной местности, но заметим, что итог подобных их совместных экспедиций-поисков - в первую очередь обретение чувства абсолютной свободы мышления и созидания. Это то, к чему и призывает Марина Абрамович всех своих последователей и учеников.
В частности, украинской художнице она и посоветовала сосредоточить максимальное внимание дальнейших поисках - именно на этнографической составляющей ее проектов. Ибо эта линия, по мнению богини мирового перфоманса, должна стать доминирующей.
В то же время, по признанию уже самой г-жи Лихачевой, ее интересуют разные художественные форматы. В последнее время она максимально поглощена - арт-терапией. Тем, что помогает в прямом смысле исцелять людей, страдающих различными недугами. Среди таких людей есть и воины АТО, которые поначалу настороженно принимали подобные арт-терапевтические методики, но со временем осознали их несомненное благоприятное воздействие. Подобное рождается посредством рисунка, поиска цвета, краски. В конце концов, поиска себя в этом сложном мире.
В ближайшее время украинская художница начнет работу над новым проектом, который прошел серьезный конкурсный отбор в Нью-Йорке. Место проведения - White Box Gallery NY. Время проведения - май-июнь 2018. Окончательная концепция проекта в разработке (есть только общий контур), однако украинская художница совместно с куратором пришли к выводу, что здесь важно отразить этнографические поиски, уже заявленные в прежних работах.