Так все-таки рынок?
Уже в третий раз порадовал богему и столичного зрителя международный арт-фестиваль, который и в этом году состоялся во дворце искусств «Украинский дом» 4-7 июня. Организаторы, а это Ассоциация арт-галерей, постарались сделать программу фестиваля как всегда насыщенной и разнообразной, веселой и интересной, как собственно и должно быть на фестивале. Кроме традиционной ярмарки, были показаны некоммерческие проекты, которые устраиваются на подобных мероприятиях европейского образца, как правило, для увеселения публики, а у нас приобретают вид серьезных кураторских проектов, имеющих претензию на концепцию и особое видение (бацилла социалистического способа жизни, видимо, не окончательно покинула умы даже прогрессивно настроенной творческой интеллигенции). Судите сами: «Образ ворога», кураторы В.Денбновецкая, К.Мюллер, Г.Бриггер; I биенале нефигуративной живописи, кураторы Т.Сильваши, А.Титаренко; «Нова мистецька генерація України», кураторы М.Михайлюк, Н.Саенко и другие. Представлялось сразу два каталога - фестиваля и «Мистецтво України ХХ століття», изданные в Дании при содействии муниципалитета г.Одессы. Традиционно проводился симпозиум искусствоведов и руководителей галерей, а также конкурс «Золотий перетин», в котором по номинации «Художник года» победителями стали Будников, Валиев, Марковский, Кудинова, Н.Малышко, а в номинации «Галерея года» победили харьковская муниципальная галерея, галерея «Ирена» и «БЖ-Арт».
Однако, главным событием фестиваля была все-таки ярмарка, в которой, кроме галерей, участвовали центры искусств, фонды, творческие объединения и отдельные художники из 15 регионов Украины и 11 стран. Правда, отмечалась пассивность ведущих киевских галерей, что однако видится оргкомитету вполне оправданным, ибо изначально арт-фестиваль задумывался не как коммерческое, а самого высокого уровня имиджевое мероприятие, в котором, как известно, прежде всего нуждаются новички и провинциалы. Презентация новых имен, художников, галерей, самих себя - собственно вот то, что очерчивало круг интересов многих участников фестиваля «из глубинки».
Некоммерческий характер фестиваля однако не означал его неприбыльности, ибо, по мнению организаторов, является первыми шагами в формировании арт-рынка в Украине. «Бесплатные подарки» в виде выставочных площадей и страниц в каталоге получили только некоммерческие проекты. Всем остальным участникам нужно было платить, без каких бы то ни было оговорок в сторону «за» или «против». Рынок есть рынок! Суммы, в которую обошлось участие в фестивале тем же периферийным галереям, вполне могло бы хватить для организации и проведения самостоятельной выставки в достаточно престижных залах Киева и даже для выпуска небольших буклетов. Однако тернистому пути преодоления столичных дорог многие предпочли куда более легкое и приятное участие в крупной «тусовке» фестиваля. Другим почему-то особенно хотелось попасть в один из самых больших каталогов, каковым являлся каталог фестиваля, а вот найти своего покупателя, зрителя, партнеров виделось не особенно важным, второстепенным. Вот, собственно, и ответ на вопрос, почему продажи в рамках арт-фестиваля были единичными и носили скорее случайный, нежели закономерный характер. И не стоит долго рассуждать о том, что в идеале подобные ярмарки устраиваются прежде всего с оглядкой на коммерческий успех. В данном случае мы имеем дело с товаром деликатным, более духовным, нежели материальным, таким, который всегда выше, прекраснее и благороднее банальных товарно-денежных отношений, которые в конечном итоге значительно уступают заманчивым предложениям о поднятии престижа, социальной значимости и имиджа. Правда, интересно чьего?