В конце апреля природа балует нас взрывом красок. В согласии с ней действует и видеорынок - коварно завлекая пестрыми россыпями новинок. Не так-то просто среди них выбрать наиболее интересные, но все же попытаемся.
«Восемь миллиметров» (реж. Д.Шумахер) - один из лидеров сегодняшнего американского проката. Название фильма вовсе не означает калибр оружия - речь идет о странной 8-миллиметровой кинопленке, которую вдова богатого промышленника обнаружила в его архиве. На пленке - садистское убийство молоденькой девушки. Вдова нанимает частного детектива (Н.Кейдж), детектив начинает расследование и вскоре выходит на людей, которые делают т.н. «снаф» - фильмы по заказу толстосумов о пытках и убийстве жертвы.
В картине - все признаки классного триллера, от которого леденеет кровь и быстрее бьется сердце. В самых напряженных местах действие замедляется, дабы эффективнее потрепать зрителю нервы; не каждый выдержит натурализм и мрачность этого фильма - но такую уж изнанку жизни он исследует. Правда, в самый напряженный момент кричишь: «Не верю!» Это случается, когда герой из законопослушного (да еще сентиментального) гражданина превращается в палача-убийцу, и все потому, что пленка-свидетель уничтожена и зло рассчитывает остаться безнаказанным. Но, говорит себе зритель, у него же есть копии пленки! У него уже столько улик накопилось, что самая плохонькая Фемида немедленно посадит изуверов на электростул. Зачем же так демонстративно не доверять родной американской полиции?
Ощущение неверной рокировки возникает и при просмотре нового российского фильма Д.Евстигнеева «Мама». В нем - Нонна Мордюкова с модными ныне О.Меньшиковым, В.Машковым, Е.Мироновым. Помните, еще при Советском Союзе был такой случай - ансамбль мальчишек-братьев «Семь Симеонов» во главе со своей мамой захватил самолет? При попытке штурма семейка пустила в ход оружие: были жертвы... Герои фильма никого не убивают, наоборот, злые спецназовцы безжалостно приканчивают мальчишку. А стало быть, роль матери уже не кровава, более того - героиня Мордюковой претендует на некий собирательный народный образ. Горьковская Ниловна в революцию пошла, а этой «Маме» - куда ж податься? - в террористки...
В целом фильм впечатляет, хотя по жанру его можно назвать «эпическим клипом» - есть в нем мощь, но она дробится на мелкие аттракционы. Запоминается и операторская работа П.Лебешева - его Россия сурова и поэтична.
Совсем иные ассоциации должен вызывать другой российский фильм «Китайскій сервизъ». «Это фантастическая музыкальная авантюрная комедия - веселая сказка из жизни карточных мошенников России начала века», - рассказывает о фильме постановщик В.Москаленко. В картине собрана целая плеяда любимых актеров - О.Янковский, С.Никоненко, А.Самохина, даже Б.Ступка. Что ж, тем, кого веселят нелепые падения, нехитрые трюки, кому хочется дешевой стилизации под купеческие загулы, канканы и сладкие романсы, - добро пожаловать. Прочих, желающих остроумия, иронии и новизны, просим не беспокоиться. Да и можно ли, оперируя малым бюджетом, передать роскошь забав «старых русских» - а именно по такому пути пошли создатели фильма. Самое оригинальное, что есть в «Сервизе» - дрессированные тараканы с наклеенными на спины картами. С помощью сметливых насекомых шулера и облапошили толстосума. В конце фильма именно эти симпатичные (какие-то африканские, не прусаки!) тараканы лихо отплясывают - это действительно весело! Но стоило ли затевать фильм ради одного только тараканьего танца?
Проблемы бюджета мало беспокоили творцов нового американского блокбастера «Матрица». Этот боевик в стиле «киберпанк» (реж. братья Ваховски) поражает спецэффектами. Компьютерный хакер (К.Ривс) сделал пренеприятнейшее открытие: оказывается, Землю захватили высшие существа, а окружающая действительность - не более чем виртуальная реальность... Благородный хакер вливается в ряды повстанцев, дабы спасти родную планету. По ходу дела его обучают восточным единоборствам, и Ривс демонстрирует немыслимые прыжки и удары, в то время как его противники, традиционно забыв об огнестрельном оружии, растраиваются (дело не в настроении - просто верхняя часть туловища у злодеев троится). Море восторга вызовет эпизод, когда наш герой усилием воли останавливает пули...
Картина обещает побить все рекорды кассовости и стать культовой среди подростков. Но нельзя не заметить ее вторичность по отношению к более серьезному «Темному городу» А.Пройаса, трудно принять облегченные условия игры (например, суперкомпьютер, захвативший планету, не может найти лучшего источника энергии, чем питаться электричеством от... людей, помещенных в специальные кюветы). Что до компьютерной графики в немереных количествах - то это, извините, уже не кино, а мульти-пульти. Надоело. Так хочется естественности!
Именно это качество сполна присутствует во французской мелодраме «Маркиза» (реж. В.Бельмонт). «Маркиза» Дю Пак, красавица и куртизанка, выросшая в нищете, сумела превратиться из простой танцовщицы в трагедийную актрису, завоевать сердца Мольера, Расина и даже короля Людовика ХIY. Распутницу (по нынешним временам так скромницу) великолепно сыграла С.Марсо. Жанровые сценки из жизни двора, непредсказуемые нравы французской богемы, тонкий юмор и изящество; правда, на этом утонченном фоне «физиологических» деталей больше, нежели необходимо. Чего стоит, например, смачная сцена, когда король справляет нужду прямо на глазах свиты и потрясенной Дю Пак (а заодно и зрителей). И еще - картина появилась на кассетах только сейчас, хотя была снята еще в 1997 году...
Да, «Маркиза» во многом уступает «Фаринелли» и «Королеве Марго», тем не менее нам не жаль потерянного времени.