А вообще же по дрейфу мастеровых скрипок, вот уже четверое столетие подряд меняющих своих владельцев, можно написать новую историю нашей цивилизации со всеми ее экономическими и политическими потрясениями. Уже в 1540 году отмечалось, что скрипки знаменитых итальянских мастеров проявляли явное тяготение к оседанию в Лондоне. Затем к концу XVII века центр сосредоточения уникальных музыкальных инструментов переместился на Европейский континент. Значительная часть их осела в российских и восточноевропейских коллекциях, так что большевикам было что экспроприировать, а нацистам — вывозить из захваченных стран. После окончания Второй мировой войны богатые американцы увезли немало инструментов за океан, а последние десятилетия антикварные скрики все чаще оказывались «прописанными» в азиатских странах.
В частности, «Kreutzer Stradivarious» принадлежала раньше Джорджу Крессу, американскому производителю бумаги, яхтсмену и скрипачу-любителю. Он, в свою очередь, купил ее в 1958 году за 24 000 долларов (хотя друзья настоятельно советовали ему приобрести на ту же сумму фешенебельный дом). В конце прошлого года Кресс умер, и его душеприказчик выставил инструмент на аукцион. Покупателем скрипки называют сплошь и рядом (хотя и неофициально) Максима Венгерова, одного из самых обещающих скрипачей мира. А лучший инструмент знаменитого Страдивари, известный под именем «Lady Blant» и первым преодолевший в 1971 году планку в 200 000 долларов, сейчас оценивается в 4,5 миллиона долларов.
Резкое обнищание восточно-азиатских мандаринов устроителей аукционов огорчает все же не очень сильно. Теперь они надеются на новую волну покупателей, сгруппированных не по географическому, а по профессиональному признаку. Возможно, через пару лет «пилить гаммы» на скрипках Страдивари будут уже не наследники азиатских гигантских корпораций, а отпрыски простых инженеров, то бишь разработчиков программного обеспечения. Правда, какое-то падение цен при этом все же должно произойти. А кроме того, вероятно повышение престижности скрипок, изготовленных и в других мастерских. Итальянские скрипки в любом случае очень мало кому по карману. В течение 250 лет безусловное лидерство в прозводстве новых скрипок принадлежало Кремоне, однако в последние годы с ней все чаще и успешнее стали конкурировать мастера из Франции, Германии и Японии. А в наши дни скрипку отличного качества западные скрипачи могут купить приблизительно за 20 000 долларов, и при этом совсем не огорчиться из-за того, что произведена она в Санкт-Петербурге или даже в Украине.
Оксана ПРИХОДЬКО по материалам журнала «The Economist»