На столичных киноэкранах — «Подмена», новый фильм классика мирового кино Клинта Иствуда с Анджелиной Джоли в главной роли. В связи с этой картиной (сюжет основан на документальных материалах о похищении детей в 1928-м в Лос-Анджелесе) прежнюю Лару Крофт некоторые американские критики уже поспешили сравнить с Джоан Кроуфорд и Ингрид Бергман.
Быть авангардистом — великая честь. Но статус классика куда почетней. Сознательно или нет прославленный режиссер, обладатель коллекции «Оскаров» Клинт Иствуд на восьмом десятке снял каноническую для американского кино историю, вложив в нее одновременно львиную долю гражданского пафоса и трагедийной эпичности. Вооруженный законами криминального триллера и запросами родной публики на «правдоискательство», режиссер рассказал историю, которая должна ошеломлять и вдохновлять… Историю подвига маленького человека, оказавшегося перед лицом большой «Подмены». И как это часто бывает, зритель готов реагировать на реалистическую киноленту фразой «все как в жизни!». Здесь же сама жизнь дает кинематографу совершенный жанровый сюжет, берущий за душу своей документальностью.
Кадр из фильма «Подмена» |
К своей социальной функции американский кинематограф всегда относился серьезно. Но «Подмена» Иствуда — это еще и новое качество «социальщины», окрещенное американскими критиками как «экономный стиль».
Очень щемящее. Без надрывов и эскапад. Поступательное движение правдолюба, которому ярость и напор годы заменяют мудростью. С мудростью старого самурая (читай — ковбоя) Иствуд предпочитает не размахивать мечом —хороший меч должен оставаться в ножнах, — а планомерно и настойчиво учить быть сильным в своей слабости.
Так случилось и с героиней «Подмены» — простой, тихой женщиной без претензий, на которую однажды обрушилось горе...
В 1928 году у лос-анджелесской телефонистки, вышедшей на неурочную работу, пропадает оставленный дома сынишка. Мальчику девять лет. И очевидно, что авантюрным характером он, как и мама, не отличается. Кто и зачем похитил ее сына, возможно, станет ясно позже, когда параллельно с ужасом матери и попытками призвать на помощь полицию обнаружится серийный маньяк, рубивший детей топором… А возможно, исчезновение Уолтера Коллинза так и останется загадкой, дающей матери надежду?
Вместе с поисками сына Кристин Коллинз устроит лос-анджелесским блюстителям порядка заваруху и скандал, опираясь на традиционные иллюзии американцев о силе закона, должного защищать своих граждан.
Но представителям закона тоже надо держать марку. Кристин становится разменной монетой в игре за престиж лос-анджелесских копов. Сына находят. Да не того. Вопреки здравому смыслу («мать сердцем чует свое дитя»), полиция гнет свою линию — вам нашли ребенка, будьте добры… А будете препираться — у нас есть отличная психиатрическая клиника, где вас обследуют на предмет вменяемости.
Очевидно, что стресс и пятимесячные поиски ребенка могли пошатнуть психическое здоровье. И в художественном кино это отличная почва для того, чтобы разгуляться жанру. Состояние «оно — не оно», «я не я» прекрасно вписывается в оболочку триллера. Но ведь есть документальный факт, подкрепленный газетными сводками 80-летней давности. И из них сценаристу Дж. Майклу Стражински, режиссеру Иствуду и исполнительнице главной роли Анджелине Джоли приходится лепить фреску с гражданским звучанием. Так скромная американка эволюционирует в не менее скромную, но напористую правозащитницу…
В названии фильма, и без того с двойной коннотацией (сhangeling в английских сказках — залог, оставленный эльфами взамен похищенного ребенка) можно усмотреть лукавство мастера, заменяющего громкий голос на тихий, один жанр на другой, драматургическую кривую на ровный тихоход (удивителен саундтрек, написанный самим Иствудом — одна лирическая тема на весь фильм: подобно старому мастеру он нашел свою ноту) и резонанс на обобщение.
Ну а если принять во внимание трансформацию актерского амплуа Анджелины Джоли, о котором спето немало од… Да, актрисе явно не хватает «Оскара», чтобы «красиво уйти» на покой, променяв кинематограф на воспитание столь распиаренных детей.
Иствуд, понимая предполагаемые нападки критики, мило и иронично вписывает в ткань фильма упоминание о золотом «дядюшке» — героиня свято верит в победу комедии «Это случилось однажды ночью» Френка Капры (кстати, любимейшего американцами кинооптимиста).
Да, эта актриса работает своей трейдмаркой — губами, а также слезами и шлейфом предыдущего успеха, полученного за женский вариант «Полета над гнездом кукушки» — фильм «Девушка, которую прервали». И все же новый образ складывается именно из «подмены» ее прежних данных — скупой даже стыдливой игрой. Как констатирвала моя соседка в кинозале кинотеатра «Киев», «это не та взбалмошная, порывистая, бунтующая и крайне сексуальная Джоли, которую я любила».
И слава Богу! Это вселяет надежду, что не перевелись еще в Голливуде режиссеры, умеющие из звезд делать актрис.Вообще, «надежда» — ключевое понятие этой киноистории. Но по ходу фильма меня никак не оставляло ощущение чего-то знакомого. Пока на ум не пришел фильм с похожей завязкой и мотивацией героини. Речь о последнем фильме Кирилла Серебренникова «Юрьев день», где героиня актрисы Ксении Раппопорт тоже теряет сына. Но если в американском варианте финальным аккордом декларируется надежда (которая, наверное, особенно необходима в трудные периоды), то в русской версии упования связаны с классической верой. Каждому, как говорится, свое. Но то, что старикам отведено свое почетное место в современном кино, Иствуд доказал с лихвой.