Александр Роднянский |
В канун дня рождения принято делать комплименты виновнику торжества. В случае с телекомпанией «1+1» это занятие необременительное и даже приятное: достоинства и достижения канала за шесть лет его существования очевидны. Это современное, интеллигентное, конкурентоспособное телевидение, которому доверяют зрители, и «1+1» не перестает их радовать новыми программами, новыми идеями, новыми представлениями о телевидении как таковом да и о жизни в целом. Ведь телеканал с завидным постоянством демонстрирует, что и в наших, далеко не идеальных, условиях можно быть вполне успешным. Но какова цена этого успеха? Иными словами — какие трудности, остающиеся, как говорится, за кадром, приходилось преодолевать телекомпании, чтобы сохранить собственное лицо? С этого и началась наша беседа с генеральным продюсером телеканала «1+1» Александром Роднянским.
— Помимо общих для любой телекомпании трудностей, которые сводятся к причинам объективным, связанным с развитием экономики, конкуренцией, со сложностями первоначального этапа развития, когда очень многое хочется сделать и важно найти собственное лицо, есть и сложности субъективные, присущие только нам. На протяжении шести лет «1+1» постепенно доказывает себе и миру собственную полноценность, то есть подтверждает репутацию компании, которая может претендовать на определенные качества: современность, порядочность, актуальность, художественный уровень, профессиональный класс... Это не общие фразы, они проявляются в ежедневной деятельности, в том, что сегодня было бы легче и беспроблемней сделать одно, но в силу существующей внутренней установки приходится делать другое, что приносит определенные неприятности. Это непросто. Как и непросто западноориентированной компании жить в условиях далеко не западноориентированного окружения. Эта ориентация проявляется не только в том, что «1+1» проповедует либеральные ценности фактом своего существования, но и в организации ее структурной работы, прозрачности финансовой деятельности, жесткой экономичности во всех показателях. Мы можем нашу компанию как предприятие механически перенести в любую европейскую страну или даже в Америку, и она ничем не будет отличаться от других компаний. У нас есть контроль над деятельностью; бюджет, который жестко выполняется и является неукоснительным руководством к действию; механизм принятия решений и их утверждение. Все эти слагаемые спокойно работают в Германии, Польше или Америке, но не являются определяющими при решении проблем в Украине.
Есть и еще одна трудность: подготовка творческих кадров. Мы хотим делать качественное вещание, способное конкурировать с лучшими образцами. И потому не можем довольствоваться тем, что есть. Необходима подготовка творческих кадров внутри компании.
Очень сложная проблема конкуренции с Российским телевидением, которое присутствует в Украине в том или ином виде: ретрансляции, прямое вещание. Ведь это телевидение, создающееся в условиях рекламного рынка, который в десять раз превышает объемы отечественного. А значит — располагает в десять раз большими финансами на производство и закупки, большими ресурсами, чем мы.
Ну и самая главная проблема состоит в том, как, найдя собственное лицо или бренд, суметь его сохранить в этом хаотическом море политических и общественных процессов, которые, эмоционально захватывая разные группы людей, заставляют их сталкиваться между собой и проявлять недовольство или желание каким-либо образом использовать компанию в своих интересах.
— Сегодня ни одно СМИ не может быть свободным от политики. Но вам удается сохранять статус-кво, в том смысле, что канал нельзя обвинить в явной заангажированности. Как вам удается избегать давления?
— Давление есть всегда. Я думаю, не только в Украине, но в разных формах оно существует во всем мире. Везде есть власть, оппозиция, участники политического процесса, и, конечно же, они стремятся убедить СМИ более эффективно представлять их точки зрения, нежели точки зрения их соперников. Так что давление есть. Но наше желание делать сбалансированное ТВ, предоставлять возможность высказывать разные точки зрения, сообщать о максимальном количестве событий, влияющих на политический процесс, я не склонен считать чем-то особенным, заслуживающим отдельного поощрения. Это нормальная работа новостийных и информационных служб телевизионного канала. Равно, как я не склонен становиться на ханжеские позиции и утверждать, что люди, которые ангажированы определенными политическими силами, всегда уж так не правы. Это их право делать выбор. Просто бренд «1+1» иной. Мы ориентируемся на современную аудиторию, на тех, кто интегрируется и пытается найти себя в новых жизненных и исторических обстоятельствах. Этим людям нужен выбор, который мы стараемся предоставлять. Другое дело, что мне как человеку и другим журналистам «1+1» могут быть близки совершенно иные точки зрения. Но это не должно влиять на позицию канала в целом. Для нас принципиально важно сохранять возможность диалога с аудиторией. А для диалога, безусловно, нужна здравая, разумная, искренняя позиция. Поэтому наша задача — реализовывать идею баланса и возможности выбора для аудитории.
— Как вы собираетесь освещать будущие парламентские выборы и собираетесь ли предоставлять всем претендентам равные условия?
— Мы всегда старались это делать, будем и сейчас. Наши позиции не меняются. Реклама — для всех, дебаты — для всех основных участников. Наверное, будут, как всегда, недовольные, которым хочется большего. Я убежден, что в результате, как это было и во время кассетного скандала, и во время президентских выборов, у нас будет сбалансированное вещание. Единственное, что очень важно, — мы не станем заложниками удачно работающих PR-отделов каких-либо партий. Когда нам пытаются продать под видом политических новостей пиаровые заготовки и представить реакцию вождя партии, скажем, на дождь или грозу на улице. На это мы покупаться не будем. Вне зависимости от того, властная это или оппозиционная сила.
— На протяжении этих лет развитие канала — творческое, техническое, технологическое — было весьма стремительным. Кажется, на отечественном ТВ вы достигли потолка. А что в перспективе?
— Да очень многое. Сейчас хороший для нас период. Я смотрю на все с большим, здоровым и спокойным оптимизмом. Вместе с коллегами мы определили систему приоритетов и последовательно реализовываем задуманное. Мы перешли сейчас на новый этап производства очень дорогих и международно известных форматных шоу. Если в прошлом году мы вывели на рынок нашу версию «Who wants to be a millionaire?» под названием «Первый миллион», то в нынешнем сентябре на канале появится программа под названием «Медовый месяц». Это купленный формат у «Коламбии Пикчерс» (в Америке она известна под названием «Молодожены»), но сделано с учетом нашей специфики. Мне кажется, достаточно неожиданной может оказаться программа даже для тех, кто этот формат нам продал. Мы выходим с совершенно новым суперпроектом, очень сложным технически, профессионально и журналистски, — проектом Игоря Моляра «Почему Африка?». Он не имеет аналогов за рубежом и поэтому может оказаться принципиально важным для всего нашего телевидения. Речь идет о попытке группы Equites пересечь 39 стран и 70 тыс. км по Африке. На основе этого путешествия будет создаваться еженедельное (что позволяет прямая спутниковая связь со студией в Киеве) шоу. Точнее — некий гибридный жанр шоу и викторины в студии, победители которой будут отправляться в Африку, где станут участниками удивительных, иногда подготовленных, иногда нет, событий. И самый дорогой проект современного телевидения — «Последний герой», который мы делаем совместно с ОРТ, выйдет в эфир в октябре. 16 человек (8 украинцев и 8 россиян) отправляются на дикий остров в Панаме, где будут выживать на протяжении 40 дней. То есть, мы выходим на тот уровень производства программ, на котором, скажем, находится сегодня CBS. Это непросто, учитывая наши скромные возможности, когда не имеем собственного аппаратно-студийного комплекса, а пользуемся построенным внутри государственного.
Понятно, что после успеха 30 серий «Буржуя» мы серьезно смотрим на производство сериалов, и сейчас запущен новый под названием «Критическое состояние». В следующем году, я думаю, в производстве будет в общей сложности около 80 серий разнообразных сериалов. Это очень много для компании, существующей в стране, где киноиндустрия еще не пришла, мягко говоря, в рабочее состояние. Все это дает нам повод для развития.
В новостях и в информационных программах мы тоже много чему учимся, несмотря на то, что вроде бы все уже идет на потоке. Но телекомпания не случайно купила несколько технологически важных элементов производственного процесса, включая спутниковые, мобильные средства передачи сигнала. Таким образом мы сегодня можем в любой точке страны или Европы, на расстоянии поездки автомобиля, включиться в прямой эфир. «1+1» решает и профессиональные, и технологические задачи, параллельно многому обучаясь в творческом плане. У нас собралась за это время замечательная команда, способная многое реализовать, — продюсеров, менеджеров, технических служб и, естественно, творческих сотрудников: журналистов, режиссеров, операторов. Для нас важно, чтобы проходил беспрерывный процесс творческой эволюции, не возникало самоуспокоенности. Сложность телевидения и его плюс — именно в том, что это шоу беспрерывно продолжается. Это не преувеличение и не просто слова из песни Фредди Меркьюри, это естественный процесс. И если в прошлом году это шоу работало, то в нынешнем в старом виде работать не будет, его нужно сделать богаче, более провокативным, поменять или вообще отменить.
— Канал «1+1» вместе с «Короной» проводил литературный конкурс, который не получил логического завершения. Ваша цель была понятна — поиск интересных авторов. Каким образом канал собирается решать этот вопрос, учитывая, что ставка на сериалы уже сделана и планка, вами же поднятая, достаточно высока?
— Мы постоянно ищем авторов. И с помощью того же конкурса, еще читаем книги, купленные на рынке, рукописи, которые приходят в издательства, сценарии в Интернете, к нам поступают какие-то заявки... Говоря о 80 сериях, которые в следующем году собираемся запустить в производство, я подразумевал, что в сценарном портфеле у нас на данном этапе находится энное количество написанных сериалов и, соответственно, некоторое количество авторов, с которыми мы заключили договора и в которых поверили. Сегодня мы работаем уже с пятью авторами, каждый из которых, мне кажется, представляет большой интерес. Например, запущено «Критическое состояние» по сценарию Владимира Гринькова, а он уже пишет следующий по своей книге. Очень интересный автор, который, я убежден, станет успешным сценаристом. Известный писатель Андрей Курков тоже пробует себя в жанре сценария. Интересный сценарий написал Виктор Приходько. А есть еще три автора из Луцка, Харькова, Киева, и мы продолжаем искать. Наш сценарный портфель уже сейчас вполне конкурентоспособный.
— Появятся ли на канале новые лица и какими качествами нужно обладать человеку, чтобы стать ведущим одной из программ «1+1»?
— У нас появятся хорошо известные телеперсонажи в новом амплуа. Тот же Игорь Моляр. И новые лица, конечно. «Медовый месяц» будут вести Дмитрий Шевченко (он известен по роли Артурчика в «Буржуе») и Снежана Егорова. Неожиданная может получиться пара для супершоу. Программу «Последний герой», по нашему совместному решению с ОРТ, будет вести Сергей Бодров-младший.
Мы ищем ведущих для информационных передач, в частности спортивных. У нас появится новая пара в «Завтраке с «1+1», новые ведущие «ТСН». Что же касается качества, то существует два типа вещания: развлекательное шоу-вещание и информационное. В информационном, понятно, исходим из способности людей думать и писать самостоятельно. Наши новостийные ведущие пишут и работают вместе с редакторами, выпускающими, журналистами. Это принципиально важно. Они должны быть личностями, интересными партнерами по диалогу. Прежде всего мы ищем яркие индивидуальности, не обязательно с писаной внешностью, но комплекс личных и внешних качеств тоже должен присутствовать. Ну а для шоу нужно обладать особым, специфическим дарованием.
— На пятилетие телекомпании вы устроили настоящий праздник для гурманов — концерт отечественных оперных звезд, которых Украина редко видит. Чем удивите на этот раз?
— Все будет довольно скромно, скорее, по-деловому. Сегодня много внимания и сил отдаем подготовке совсем другой акции. В этом году исполняется 60 лет трагедии в Бабьем Яру. Я считаю, это повод для того, чтобы говорить об этническом сотрудничестве, о религиозной, национальной и расовой терпимости, о правах человека, о том, что для всего мира означает понятие «Бабий Яр». Поэтому мы проведем совершенно беспрецедентную по масштабу акцию. 29 сентября на месте трагедии прозвучат 13 симфония Шостаковича и другие музыкальные произведения в исполнении Украинского симфонического оркестра, споет наш прославленный бас Анатолий Кочерга. Предполагается, что дирижировать будет Мстислав Ростропович. Известные драматические актеры прочтут фрагменты из Черной книги, выступит один из лучших музыкальных коллективов Израиля — ансамбль Армии обороны. Мы ожидаем много гостей: знаменитых борцов за права человека Елену Боннэр и Аду Михник, нескольких конгрессменов США, крупных российских политиков. Мы пригласили Бориса Ельцина, Гельмута Коля (они выразили свою заинтересованность). Надеюсь, что Президент Л.Кучма тоже будет нашим гостем. Эта акция для нас очень важна и принципиальна, потому что «1+1» имеет свое лицо. Мы хотим быть популярным, развлекательным и успешным каналом, но еще и оставаться интеллигентным СМИ, претендующим на участие в процессе формирования витаминозной среды в стране.