Так уж судьбе было угодно, что солнечные летние дни стали определяющими в жизни этой женщины - она родилась 19 августа 1919 года, поступила в Одесское театральное училище летом 1934 года, летом 1936 стала артисткой Одесского театра миниатюр, в августе 1945 года была зачислена в штат Киевского театра русской драмы им. Леси Украинки. Её красота и обаяние пленили множество мужчин (да каких мужчин), их имена украшают энциклопедию деятелей мировой культуры, а блистательное актерское дарование множило армию поклонников. Достаточно всего лишь раз увидеть ее на эстраде или театральных подмостках, и вы навсегда становитесь приверженцем ее таланта. Имя этой актрисы - Мальвина Швидлер. Вот уже около семидесяти лет выходит она на сценические подмостки, и почти шестьдесят из них связаны с единственным в ее жизни театром - театром им. Леси Украинки.
Очевидцы утверждают, что ее появление на эстраде можно было сопроводить словами известнейшего эстрадного конферансье Михаила Гаркави о том, что раньше существовало убеждение, что мужчины могут вызывать только смех, а женщины только слезы, но теперь появились и женщины, от которых насмеешься, и мужчины, от которых наплачешься. Ее эстрадная популярность в тридцатые и сороковые годы была столь велика, что только огромная любовь к театру и чисто житейские обстоятельства смогли заставить Мальвину Зиновьевну уйти с эстрады и решиться начать творческую жизнь практически с нуля, придя в Киевский театр русской драмы в ту пору, когда там уже блистали прекрасные актеры Михаил Романов и Виктор Халатов, Евгения Опалова и Мария Стрелкова, Юрий Лавров и Алексей Таршин. Однако корифеи театра во главе с его художественным руководителем Константином Павловичем Хохловым приняли молодую актрису в свой круг, а с Михаилом Федоровичем Романовым и Марией Павловной Стрелковой они подружились на всю жизнь. Эти годы для нее стали хорошей школой актерского мастерства, школой партнерства.
Однажды, это было во время войны, в эвакуации, Мальвина Зиновьевна решилась задать вопрос своему кумиру, гениальному актеру Соломону Михоэлсу - что делает актера актером? И он ответил с присущей ему мудростью - роли, дитя мое. Памятуя этот простейший на первый взгляд постулат, она старалась играть много, не ограничивая себя рамками жанра и амплуа. Природа наделила ее редчайшим даром - существовать вне жанровых рамок, что дало ей возможность с полным правом занять свое, не последнее место на звездном небосклоне театра им. Леси Украинки. Мальвине Швидлер подвластно все - от фарса до трагедии, от буффонады до мелодрамы. И при этом абсолютно не важно, сколько времени находится ее персонаж на сцене. За необычайно короткое время ей удается не только прожить жизнь своего персонажа со всеми полутонами и оттенками, но и суметь влюбить в него зрителей. Вот лишь три ее работы недавнего времени - Призм в «Как важно быть серьезным» Оскара Уайльда, Бабушка в «Игроке» Федора Достоевского и миссис Кэндэр в «Школе скандала» Ричарда Шеридана. Какие полярные образы и сколь тонко сыграны, у каждого из них своя судьба. Нежная, наивная, слегка кокетливая Призм, властная, проницательная с острым умом Бабушка и сочная, почти гротесковая Кэндэр. А еще персонаж, написанный Жоржем Фейдо в «Блохе в ухе», в пьесе был вообще-то мужчиной, но чего не сделаешь для всеобщей любимицы - Мальвины Швидлер. И вот мы свидетели рождения очередного шедевра любимой актрисы. Ее Басистина так притягательна, порой ловишь себя на том, что следишь именно за ней. Полное ощущение импровизации придает необычайную свежесть этому образу и вносит в спектакль едва уловимую трагифарсовую ноту. Вот это ее умение, редчайший дар, существовать на стыке жанров и дали, очевидно, право одному режиссеру сказать о ней: «Актриса моей мечты».
Мальвина Зиновьевна очень интересный рассказчик. Театральная бывальщина, забавный житейский случай или просто анекдот, рассказанный ею, обретают неповторимый аромат и звучат настолько сочно, что будешь смеяться до колик в животе, да и сама рассказчица при этом может расхохотаться до полуобморочного состояния. И будь наше «самое рейтинговое» в мире телевидение ну хоть чуточку профессиональным и прозорливым, давно бы уже на наших экранах царил не конкурс худосочных, полуобморочных анекдотов, а остроумная Маля с ее неиссякаемой энергией, заразительностью и обаянием. Глядя на нее и сегодня, понимаешь, что только эта женщина могла вдохновить одного из выдающихся архитекторов современности Евгения Вучетича на такие стихотворные строки:
«Посмотреть на тебя в щелочку,
Посмотреть на тебя, как на елочку, -
Это уже очень много,
Это почти увидеть Бога.
Если ж в глаза твои посмотреть, -
Это увидеть и рай, и смерть».
Мальвина Зиновьевна живет своей достаточно сложной и подчас драматичной жизнью, но вопреки всем невзгодам остается верна своему летнему происхождению - лучезарна, обаятельна. И, конечно же, любима. В театре ее иначе как Маля никто не называет, независимо от возраста. И в этом нет ни грамма панибратства, лишь необычайная любовь. В лучах солнца ее человеческого и актерского таланта согреваются многие поколения коллег и зрителей.