На днях будет праздновать свой юбилей выдающаяся украинская певица Мария Юрьевна Стефюк. За большим перечнем ее разнообразных творческих отличий и государственных наград — личность очень скромная, человечная и светлая. Такое впечатление, что самим своим присутствием она озарила украинский музыкальный театр. А вот творческая стезя Марии Юрьевны начинается из села Рожнов на Ивано-Франковщине — именно в путешествие по этим краям и приглашаю читателей.
Хата на улице Бойчука
Мария Юрьевна Стефюк многое в своей жизни делала впервые. В частности, на сцене театра Ла Скала в 1981 году покорила публику исполнением партии Параси в опере «Сорочинская ярмарка» М.Мусоргского. До нее там была только Соломия Крушельницкая. Объездив двадцать две страны, пани Стефюк популяризировала Украину еще тогда, когда переспрашивали: а где же такая
страна?
С Марией Юрьевной мы впервые встретились двадцать лет назад, когда будучи студентами филологического факультета на то время Ивано-Франковского педагогического института имени Василия Стефаника проходили летнюю фольклорную практику в селе Рожнов Косовского района Ивано-Франковской области. Вместе с наставником Степаном Хоробом приехали в живописное горное село, разместились в школе и побрели к бабушкам, дедушкам собирать фольклор. С той практики не помню ни одной рожновской песни или присказки. Перед глазами — эффектная молодая женщина (с педикюром) и мы вокруг нее. Помню, как уселись и слушали. Сперва слово, а потом песню.
И наконец сами запели.
Конечно, не в такт с оперной певицей, но главное — вместе с ней. И чувство гордости, что тебе так повезло и ты побывала в доме народной артистки СССР, вместе с самой оперной примой, нельзя передать словами.
Прошло столько лет, мы в другой эпохе, государстве, и вот я снова в косовском Рожнове.
Косовщину, известную своей живописностью и богатством природы называют жемчужиной Карпат. Это центр уникальных обычаев, быта и культуры гуцулов. Через двадцать лет меня привело сюда желание, а не случай, как раньше: мне хотелось побывать в селе, которое дало Украине и миру Марию Стефюк, Веру Вовк-Селянскую, Федора Погребенника.
Рожновская школа научила грамоте соседнего химчинского Богдана Остафийчука, ныне ректора уже Прикарпатского национального университета имени Василия Стефаника, которым (и вузу, и Богдану Константиновичу) я беспредельно признательна.
В село приехала «так, как люди». То есть автобусом, которые на Прикарпатье называют «пыжиками». Выйдя на первой рожновской остановке, начинаю бродить по селу. Для себя с сожалением констатирую: и сюда добралась Европа в виде пластика, сайдинга и т.п. Село большое, говорят, насчитывает 1650 дворов. Название Рожнов якобы происходит или от «рожен» (рожь), или от рожи (цветок). Для меня одинаково романтично. В центре огромная под бляхой школа. Сейчас это Рожновская общеобразовательная школа І—ІІІ степеней — коллегиум «Гуцульщина» Национального университета «Киево-Могилянская академия» имени Федора Погребенника. Центральная улица названа в честь председателя колхоза Михаила Бойчука. В селе есть Зарека, Подгора, Чаплинцы и Стеблицкая — сельские околотки (районы по-городскому). В каждом околотке есть церковь, а в селе мирно сосуществуют греко-католики, православные Киевского патриархата и автокефальные.
В четырнадцатой хате на улице Бойчука 16 июля 1948 года родилась Мария — старшая дочь в семье Марии и Юрия Стефюков, и была названа в честь и Девы Марии, и матери Марии.
Родилась в крае, где почти каждая девушка — Мария и уже каждая Мария умеет петь. О том, что Мария довольно популярное имя на Гуцульщине, свидетельствует написанная более полувека назад студентом-медиком Михаилом Ткачом и Степаном Сабадашем знаменитая песня «Марічка».
А украинцам выпала — песня
Ее отец, Юрко, умер рано, еще в 1969 году. Мать, Мария, в девичестве Сергийчук, всю жизнь работала продавщицей и упокоилась на восьмидесятом году перед самой Покровой в 2002-м.
А еще в семье Марии и Юрка есть дочь Анна, тоже названная библейским именем, потому что очень уж край верующий. Родители Марии и Анны, несмотря на занятость, были активными сельчанами, принимали участие в самодеятельном театре. Сохранились даже фотографии того художественного коллектива и январского совещания учителей Кутского района, состоявшегося в Сочельник в 1951 году. И мамы как Одарки из «Запорожца за Дунаем». Ездили с «Запорожцем...» даже в Киев. Говорят, имели успех.
…Еще где-то в начале прошлого века возник на Гуцульщине первый народный театр. Руководили им Гнат Хоткевич и артистка Оксана Ремез, обоим после событий 1905 года пришлось эмигрировать. Премьеру свой народный театр показал в уездном городке Косове. Играли тогда пьесу «Довбуш», созданную самим же Гнатом Хоткевичем, и пьесу «Верховинці».
Вообще-то «Запорожец...» — по жизни как с Украиной, так и со Стефюками. М.Литвиненко-Вольгемут, народная артистка СССР, вспоминает, как поздней осенью 1941 года в Уфе эвакуированная Киевская опера ставила «Запорожца за Дунаем». Украина была оккупирована, песню Одарки «Україно, рідний краю» в исполнении певицы зал воспринял как обращение к воинам, как просьбу скорее освободить Украину от врага, а на многих лицах были слезы. Уже в наше время в селе Порадовка Васильковского района Киевской области режиссер Николай Засеев-Руденко снимал 105-минутный фильм «Запорожец за Дунаем». Главных героев играли мои земляки. Казака Карася — Богдан Бенюк, а его Одарку — Мария Стефюк.
Стефюк из того края, где поют все. Поют красиво и в такт. Это будто о них легенда, что когда Бог раздавал таланты, то украинцам досталась песня. Но певицей себя почувствовала, говорит, только на третьем курсе консерватории. Младшие из рода Стефюков также поют. Сестра, Анна Юрьевна, каждое лето в течение двадцати лет вместе с такими же энтузиастами приезжает в курортный Трускавец, где они дают бесплатные концерты возле бювета. Большие надежды возлагают на маленькую Олечку, дочь Марииного крестника Игоря, которой чуть более четырех лет, а она уже так поет!
«Така її доля»
В Киев Мария приехала без начального музыкального образования. На ученицу Снятинского музыкально-педагогического училища на Республиканском смотре художественной самодеятельности обратили внимание педагоги тогда Киевской государственной консерватории имени Петра Чайковского. В те времена республиканские олимпиады самодеятельного искусства воспринимались как настоящий праздник искусства и шанс. Например, осенью 1945 года косовский танцевальный кружок с «Арканом» и «Гуцулкой» получил первую премию среди танцевальных коллективов, так впоследствии возник Государственный академический гуцульский ансамбль песни и танца.
В консерватории училась в классе Наталии Захарченко, но первым и главным учителем в жизни, подчеркиваю, была, бесспорно, мама, тоже мечтавшая когда-то о большой сцене и делавшая все, чтобы этого достигла уже ее Маричка. После окончания сразу стала солисткой столичной Национальной оперы имени Тараса Шевченко. Как вспоминает Анатолий Мокренко, в театр Мария Стефюк привнесла дыхание карпатского края. Милая, кроткая, радушная, простая и по-сельски наивная. Знавшая уже тогда жизнь, но улыбчивая, веселая и вместе с тем не способная скрывать свою печаль. А голос? Голос теплый, солнечный.
Потом был удачный дебют в партии Марфы в опере Н.Римского-Корсакова «Царская невеста». Далее партии Виолетты и Джильды в операх «Травиата» и «Риголетто» Дж.Верди, Розины в «Севильском цирульнике» Дж.Россини, Маргариты в «Гугенотах» Дж. Мейербера, Лючии в «Лючии ди Ламмермур» Г.Доницетти. А также украинская классика — Марильда («Тарас Бульба» Н.Лысенко), Новая Русалка («На русалчин великдень» Н.Леонтовича), Милуша («Ярослав Мудрый» Г.Майбороды). И, конечно, украинская песня. И за одну хорошую песню приятно благодарить тех, кто ее создал, а с Марией Стефюк ассоциируются «Така її доля» (народная песня в обработке В.Зарембы на слова Т.Шевченко), «Ой піду я межи гори» (слова и музыка А.Кос-Анатольского), «Віють вітри» (ария из оперы «Наталка Полтавка») и «Соловейко» (музыка М.Глинки, слова В.Забилы). Песню «Закувала зозуленька» в свое время хотела петь Нина Матвиенко, но подумала и — «Я не буду ее петь, потому что не смогу так, как ты». Кстати, Мария Стефюк и Нина Матвиенко стали лауреатами Государственной премии УССР имени Тараса Шевченко в одном, 1988, году. В том же году главную творческую награду получил и другой рожновчанин — Федор Петрович Погребенник.
У Марии Юрьевны есть ученики. Гордится Оксаной Дикой, уже солисткой Национальной оперы. Говорит, что на экзаменах не всегда раскрываются способности. Да и в комиссии сидят обычные люди, которые могут ошибаться, но она присматривается, берет к себе. У М.Стефюк активная гражданская позиция. Защищает, кроме песни, все украинское. Есть ее подпись и под Обращением представителей творческой интеллигенции Украины к гражданам Украины во время оранжевой революции.
«Благодаря ей у школы есть крыша»
Каждый, как умеет, радуется Марии Юрьевне, Маричке, Марусе. Так ее ласково называют сельчане, ровесники и родные. Спрашиваю у детей, которых негусто на школьном дворе, что они знают о Марии Стефюк. Сразу говорят: она вот там живет, а ее сестра, Анна Юрьевна, — наша первая учительница. О Марии Юрьевне знают, что она из их села, ездит по миру и поет.
А еще, «благодаря ей у школы есть крыша, то есть кровля из жести». А еще видят они свою знаменитую землячку на каждый праздник в церкви. Село ведь такое, в котором считается грехом не посещать Храм Божий. А еще хотят быть похожими на нее, стремятся хорошо учиться и поют немного. Предлагаю спеть, и выводят «Закувала зозуленька...»
Далее встречаю взрослых, спрашиваю вновь. «А, наша Маричка! Ну как мы не знаем. Она от нас родом. Будете идти по дороге и увидите опрятный двор напротив школы. Одна хата — это еще отец ее ставил. Упокоился, Царство Небесное, давненько. Наверное, до пятидесяти не дожил. Мать ее, правда, пожила немного, порадовалась Маричке. А тут живет ее сестра вместе с мужем. Занимаются хозяйством, Маричку всегда в гости ждут. Приезжает ли? Конечно! На все большие праздники. И не зазнается. Всем «Бог в помощь» скажет и спросит, здоровы ли. А мы? Что мы? Мы рады, что Маричке в столице жизнь удалась, пусть ее Бог благословляет, всякими ласками наделяет, поскольку хороший она человек. Пусть так будет! И вас благославляет!»
…Когда я попросила Анну Юрьевну охарактеризовать сестру, то она, подумав, выложила пять характеристик в такой последовательности: 1) самый близкий мне человек, 2) ужасно добрая, 3) чрезвычайно искренняя, 4) лучше всего меня понимает; 5) талантлива.
Испугавшись, что талант оказался на последнем месте, уточнила, что имела в виду не совсем такую последовательность. А я про себя подумала, что поют у нас действительно много, поют красиво меньше, а оперной примой стала только пани Мария. И, по-видимому, не только благодаря таланту. Успешный в искусстве человек, по моему мнению, должен иметь, кроме прекрасного вокального дара, душу, быть добрым и порядочным.
Однажды Марию Стефюк спросили, есть ли у нее какое-то ритуальное действие, молитва или талисман, когда выходит на сцену. Мария Юрьевна на это ответила, что искренне верит и обязательно молится. Молится также каждое воскресенье в киевском храме. На моих глазах — с тех пор, как я в столице. Дай же ей, Господи, всех благ и вдохновения, потому что очень любит моя землячка то состояние, когда человек «куда-то отрывается, возносится, душа или смеется, или плачет». Чтоб еще голос звучал хорошо и вокальная форма отличной была, поскольку родилась такой, которую любит Бог и уважаем мы, люди.