UA / RU
Підтримати ZN.ua

Теплий прийом закінчено

Не привід полегшено зітхати, перемістивши нещасних розгублених біженців із одного табору в іншій. Швидше, навпаки: цей сприятливий час - доки громадянське суспільство допомагає й страхує - держава мусить використати максимально, готуючись до наступного етапу. Адже ресурс небайдужих громадян теж не безмежний.

Автор: Тетяна Мабіна

Волна вынужденных переселенцев с Востока Украины во время начала боевых действий поднялась крайне быстро: социальные службы не были к ней готовы, и расселением людей занимались в основном волонтеры. В отличие от начала войны, начало холодов - явление в наших краях вполне предсказуемое. Тем не менее, тысячи беженцев до сих пор сидят без теплых вещей на летних базах в полном неведении относительно своих дальнейших планов. Есть ли при этом план у государства, волонтерских организаций и фондов, и каков он?

Операцию по спасению жителей Донбасса, решивших бежать из зоны военных действий, включая эвакуацию, расселение и обеспечение на новом месте, осуществляли, в основном, специалисты в совершенно других вопросах. Пастор Петр Дудник - главный спасатель в Славянске и Краматорске, или одесский общественный активист Олег Дрюма, эшелонами вывозивший переселенцев с особыми потребностями, включая колясочников и лежачих паралитиков, начинали с того, что помогли выехать "знакомой семье". "Волонтерская сотня", называемая сейчас альтернативным министерством соцполитики, тоже начала с того, что в апреле занесла стихийным беженцам под Киевом горячий чаек.

Государство робко присоединилось к волонтерам, начав публиковать их контакты на сайте МЧС. Потом активизировались местные власти: стали создавать координационные центры, договариваться с владельцами пансионатов и баз летнего отдыха о расселении по взаимозачету.

Сейчас уже существует Межведомственный координационный штаб по вопросам социального обеспечения граждан, перемещаемых из районов проведения АТО и оккупированной территории. Перечень задач штаба длиннее, чем его название: необходимо не только собрать все данные о хаотичном перемещении беженцев, но и построить политику их соцобеспечения, учитывая особые потребности различных групп. Новый вызов - приближение холодов.

По подсчетам ООН, в стране около 260 тыс. переселенцев. Это больше, чем количество беженцев, зарегистрированных в Грузии с 1993 г. Цифра весьма приблизительная, потому как многие нигде не регистрируются, а многие, несмотря на предупреждения Совбеза, возвращаются в зону АТО. Сколько из них живут в компактных поселениях, подсчитать еще сложнее. Складывая официальные данные и подсчеты волонтеров, получается, что в Одесской области - около 1400 чел., в Киевской - 1900, Харьковской - 1500, Львовской - 750, Запорожской - 1000 чел. и т.д. В среднем - около 20% общего количества переселенцев. Большинство этих компактных поселений неотапливаемые.

Между тем основная масса переселенцев из зоны АТО покидали свои дома в полной уверенности, что едут "на две недели". Никто из них даже не задумывался о том, чтобы брать с собой теплые вещи. Да и возможности не было. Все происходило крайне быстро: людей вывозили и расселяли волонтеры при поддержке частных благотворительных фондов, организовывая безопасный коридор на время, едва достаточное, чтобы добраться на вокзалы.

Руководитель Межведомственного координационного штаба по работе с переселенцами Василий Стоецкий выступил с заявлением о том, что государство нашло 1600 объектов для размещения в холодное время года 20 тыс. чел. Цифры г-н Стоецкий, мягко говоря, округлил: на сайте штаба значатся "1473 объекта различных форм собственности", куда можно поселить "18 773 внутренне перемещенных лиц". Но и этот результат - гораздо лучше полной беспомощности центра в апреле-июне.

Людей, по словам руководителя штаба, будут размещать в основном в Житомирской (1754 переселенца), Сумской (1228), Ровненской (2200), Волынской (1094) и Кировоградской (1056) областях.

Межведомственный штаб и другие центральные органы власти разработали также проект плана действий по решению проблемы переселения людей в здания, приспособленные для эксплуатации в осенне-зимний период. В ближайшее время его надеются утвердить.

Однако рассчитывать на это особо не стоит. Когда в июне чиновники в Одесской области договаривались с пансионатами о проживании беженцев, то тоже надеялись в ближайшее время компенсировать расходы на их проживание из резервного фонда, получив добро Кабмина. В итоге долги пансионатов оплатил благотворительный Фонд Ахметова.

Гуманитарный штаб "Поможем" при Фонде Ахметова также взял на себя вопросы зимовки всех беженцев категории "социально незащищенных". Для перемещения их с летних баз на "зимние", специалисты фонда уже подготовили 100 волонтеров.

Часть беженцев пытаются самостоятельно обогреть местные власти. Например, в Лозовском районе Харьковской области местная администрация нашла бараки, ранее строившиеся для расселения пострадавших от пожаров. Коммунальщики провели туда электричество, газ и воду, обеспечив переселенцам условия для проживания в холодное время года.

В Богодуховском районе той же области чиновники взялись оборудовать лагерь "Ласточка", где можно разместить более 100 беженцев, и сейчас пытаются разобраться, что будет экономнее: электричество или твердое топливо, но к наступлению холодов дилемму обещают решить.

Какую-то часть традиционно возьмут на себя активисты. "Волонтерская сотня" уже собирает деньги на реконструкцию помещений летних баз.

На этих трех столпах социальная политика должна устоять и в этот раз. Но вслед за осенью и зимой наступит весна, за ней - лето, потом опять осень и т.д. Пример той же Грузии ясно дает понять, что от комплексного решения вопроса уйти не получится. Там все закончилось тем, что непризнанную Южную Осетию вдоль Цхинвальского района обнесли колючей проволокой, и беженцы, не разделяющие радости бывших соседей, оказавшихся в пророссийском загоне (Южная Осетия наша!), так и не разъехались по домам.

Спустя семь лет после войны с русскими оккупантами в Грузии вновь идет перерегистрация внутренних беженцев, капитальное строительство домов для их расселения, внедряются общегосударственные программы занятости и пр. В докладе ООН по внутренним переселенцам в Грузии за 2013 г. "с удовлетворением отмечается", что государство проявило, наконец, готовность "искать долгосрочные решения и признать право на местную интеграцию за всеми внутренне перемещенными лицами, что стало отступлением от прежнего акцента исключительно на их возвращении".

Конечно, в нашем случае хочется верить в лучшее. По крайней мере, нечто лучшее, чем колючая проволока. Но это не повод облегченно вздыхать, переместив несчастных растерянных беженцев из одного лагеря в другой. Скорее, наоборот: это благоприятное время - пока гражданское общество помогает и страхует - государству необходимо использовать по максимуму, готовясь к следующему этапу. Ведь ресурс неравнодушных граждан тоже не бесконечен.