UA / RU
Поддержать ZN.ua

WP о контрнаступлении: Как Украина и США планировали операцию?

Во время проведения симуляций сценарии предполагали, что украинские потери живой силы и техники составят 30-40%.

Во время телефонной конференции поздней осенью 2022 года после того, как Киев отвоевал территории на севере и юге, министр обороны США Ллойд Остин разговаривал с главнокомандующим Вооруженными силами Украины генералом Валерием Залужным. Американский министр спросил, что украинскому генералу нужно для весеннего наступления. Залужный ответил, что ему нужно 1000 бронемашин и 9 новых бригад, подготовленных в Германии и готовых к бою.

«Я сделал большой глоток», – сказал позже Остин своим коллегам. По словам неназванного американского чиновника, знавшего об этом разговоре, американский министр добавил: «Это почти невозможно».

В первые месяцы 2023 года военные из Великобритании, Украины и США завершили серию военных учений на базе армии США в Висбадене, где украинские офицеры были включены в состав новосозданного командования, ответственного за поддержку боевых усилий Киева.

Серия из 8 учений высокого уровня стала основой для усилий, направленных на то, чтобы отточить жизнеспособного, детального плана кампании при поддержке США. Они также дали понимание, что западные страны должны предоставить для успеха украинского наступления, - пишет Washington Post.

«Мы собрали всех союзников и партнеров вместе и изрядно надавили на них, чтобы получить дополнительные бронемашины», – сказал высокопоставленный представитель американского Минобороны.

Читайте также: WP о просчетах контрнаступления: США ошибочно решили, что армию Украины быстро можно превратить в западную

Во время симуляций, каждая из которых длилась несколько дней, участникам были назначены роли либо российских войск, чьи возможности и поведение были подробно описаны украинской и союзнической разведкой, либо украинских войск и командиров, чьи действия были связаны с реальностью того, что им придется столкнуться с серьезными ограничениями в живой силе и боеприпасах.

Планировщики проводили очения, используя специализированное программное обеспечение для военных игр и таблицы Excel, а иногда просто перемещая фигуры на карте. Симуляции включали меньшие по объему упражнения, каждое из которых было сосредоточено на определенном элементе боя: наступательных операциях или логистике. Выводы были затем включены в план кампании.

Высокопоставленные чиновники включая тогдашнего председателя Объединенного комитета начальников штабов США генерала Марка Милли и командующего Сухопутными войсками ВСУ генерал-полковника Александра Сырского присутствовали на нескольких симуляциях и знали о результатах.

Во время одного из визитов в Висбаден Милли пообщался с украинскими силами специальных операций, которые сотрудничали с американскими «зелеными беретами», надеясь вдохновить их перед операциями на подконтрольных врагу территориях.

«Не должно быть ни одного россиянина, который ложился бы спать, не думая о том, что ему перережут горло посреди ночи. Вы должны вернуться туда и развернуть кампанию в тылу», – сказал Милли украинским военным.

Украинские чиновники надеялись, что наступление сможет повторить успех осени 2022 года, когда удалось освободить Харьковскую область и город Херсон в ходе кампании, удивившей даже самых больших поклонников Украины. Но западные чиновники говорили, что эти военные симуляции подтвердили их утверждение, что Украине лучше было бы сконцентрировать свои силы на одной стратегической цели: массированной атаке через удерживаемые Россией территории Азовского моря, чтобы перерезать сухопутный коридор Кремля из России в Крым.

Читайте также: Мы не должны опускать руки, но контрнаступление не дало желаемых результатов. Это факт — Зеленский

Эти симуляции дали США возможность сказать украинской стороне, что, несмотря на то, что ей хочется снова устроить широкое наступление, «это не сработает». Однако, в конце концов, окончательное решение принимали Зеленский, Залужный и другие украинские лидеры, отметил бывший американский чиновник.

По самому оптимистичному сценарию, на перекрытие сухопутного коридора отводилось от 60 до 90 дней. Обучение также предусматривало тяжелое и кровопролитное сражение, с потерями солдат и техники на уровне 30-40%, - сказали американские чиновники.

Американские военные офицеры прогнозировали, что потери были бы гораздо меньше, чем предполагалось во время крупных сражений в Ираке и Афганистане. Они считали эти оценки отправной точкой для планирования медицинской помощи и эвакуации с поля боя, чтобы потери никогда не достигли прогнозируемого уровня.

«Эти цифры могут отрезвить. Но они никогда не превышают прогнозируемого уровня, потому что мы знаем, что мы должны сделать все, чтобы этого не произошло», – сказал высокопоставленный представитель американского оборонного ведомства.

Американские чиновники также считали, что в конечном счете погибнет больше украинских военных, если Киев не сможет осуществить решительное наступление и конфликт превратится в затяжную войну на истощение. Но они признали, что предлагать стратегию, повлекшую значительные потери, независимо от окончательной цифры, было деликатной задачей.

«Нам было легко сказать им во время учений: «Хорошо, вы просто должны сосредоточиться на одном месте и очень сильно нажать». Но именно они потеряли бы много людей и техники», – сказал высокопоставленный американский чиновник, добавив, что на поле боя сделать такой выбор гораздо труднее.

Читайте также: Atlantic Council: Какой будет война в Украине в 2024 году?

С этим согласился и высокопоставленный украинский военный. Оглядываясь назад, он сказал, что симуляции не работают частично из-за новых технологий, изменивших поле боя. Украинские солдаты ведут войну, не похожую на все, что приходилось видеть силам НАТО. Речь идет о большом конфликте с окопами в стиле Первой мировой войны, дополненном большим количеством дронов и других новейших инструментов. При этом у Украины нет преимущества в небе, которым пользовалась армия США в каждой своей войне за последнее время.

«Все эти методы… вы можете взять их аккуратно и выкинуть, понимаете? Потому что сейчас это так не работает», – сказал высокопоставленный украинский чиновник о сценариях военных симуляций.