Неприглашение Украины в НАТО на саммите Альянса стало не единственным внешнеполитическим разочарованием Банковой за последние недели. Но если фрустрацию после получения «гарбуза» от НАТО с властью разделила и значительная часть украинцев, то предавшись этой печали, все как-то призабыли (а на Печерских холмах скромно промолчали), что Киев очень хотел перед Вильнюсом провести еще один саммит — Глобальный саммит мира, на котором в центре внимания была бы Формула мира президента Зеленского.
Ни саммита, ни мира
Вообще-то на Банковой хотели организовать этот форум еще минувшей зимой. После выступления в ноябре прошлого года перед участниками саммита G20, где украинский президент представил 10 пунктов своего мирного плана, уже в середине декабря Владимир Зеленский в одном из вечерних обращений поделился с согражданами планами провести «специальный саммит — ради мира» «уже этой зимой». В середине января появилась конкретика: в Киеве рассчитывали, что Глобальный саммит мира состоится в Нью-Йорке в феврале — в годовщину полномасштабного российского вторжения в Украину. Однако вместо Глобального саммита 23 февраля состоялось чрезвычайное заседание Генеральной Ассамблеи ООН, на котором была утверждена резолюция, включавшая основные положения мирного плана, предложенного Украиной. Ее поддержало 141 государство.
Ближе к лету, благодаря и работе украинской дипломатии, и настойчивости самого президента Зеленского в его насыщенном общении с зарубежными коллегами, украинскую Формулу мира уже поддерживали и страны «Группы семи», и Евросоюз, и Парламентская Ассамблея Совета Европы. А Белый дом заявил открытым текстом: любые мирные переговоры, касающиеся ситуации в Украине, должны начинаться с обсуждения представленного украинским президентом Зеленским плана из 10 пунктов.
И Киев снова стал готовиться к саммиту. Благо впереди и подходящая дата нашлась. «Скоро 500 дней полномасштабной войны, уже в июле это будет. И это символический промежуток времени — хороший месяц, чтобы собрать саммит Формулы мира — саммит мирового большинства. Саммит всех, кто уважает честность и хочет закончить эту войну», — пригласил всех желающих Владимир Зеленский, выступая 21 мая на саммите «Навстречу мирному, стабильному и процветающему миру» с участием стран G7, Украины и партнеров.
500-й день «большой войны» почти совпадал по времени с натовским саммитом, на который были приглашены не только члены Альянса, — то есть можно было рассчитывать, что съехавшиеся в Европу представители демократического мира посетят не только Вильнюс, но и Копенгаген, где и предлагалось провести саммит мира. А поскольку он задумывался как «глобальный», то было бы весьма желательно привлечь к участию в нем еще и страны «глобального Юга». Тем более что европейским партнерам Украины, как признал один из шведских топ-дипломатов, вовсе не хочется, чтобы в этой части планеты доминировали предложения Китая, повторяющего российские нарративы, поэтому саммит надо провести для того, чтобы «украинская точка зрения получила платформу и бОльшую видимость на международной арене». И европейские эмиссары разъехались по миру, дабы убедить представителей «глобального Юга» принять участие в саммите и поддержать Формулу мира Зеленского. При этом, по свидетельству The Wall Street Journal, европейские чиновники работают и с Киевом над украинским мирным планом, чтобы сделать его более приемлемым для других мировых держав, в частности Индии, Бразилии, Саудовской Аравии, Китая. В то же время на фоне множащихся «мирных планов» разного разлива, в т.ч. и с российским привкусом, задуманный мирный форум, как пишет WSJ, имеет целью «вернуть Украину и ее союзников в центр международной дипломатии», а европейские чиновники «стремятся обеспечить, чтобы будущие переговоры брали план Киева за дипломатический ориентир».
Однако задача оказалась сложной. И уже в начале июня Зеленский сообщил, что для подготовки саммита потребуется больше времени: «Я считаю, что нужно подождать и дожать то количество стран, которое нам необходимо, нам нужен результат». По словам президента, саммит состоится тогда, когда будут готовы несколько государств, в частности Китай, Бразилия и Индия.
Так что в результате в Копенгагене состоялся не саммит мира, а лишь встреча по его подготовке на уровне советников по вопросам безопасности, где Украину представлял «многостаночник» Андрей Ермак. Как сообщил журналистам один из европейских высокопоставленных чиновников, страны, не входящие в «Большую семерку», считают, что «должно быть сделано больше работы, чтобы провести саммит в конце года».
Но хотя Владимир Зеленский внешне излучал оптимизм, сообщая журналистам, что встреча в Дании на уровне советников была «успешной и очень позитивной», его прогноз о проведении саммита подтверждал незаурядные актерские способности нашего президента: «Знаю, что в течение месяца-двух будет вторая встреча на том же уровне, на которой, будем верить, будет договоренность относительно даты и места саммита».
Видимо, высокий представитель ЕС Жозеп Боррель что-то небезосновательно подозревал, говоря, что «это будет большая работа для Европейской службы внешних действий», а также для него лично, «чтобы добиться поддержки для Украины во всем мире, поддержки для справедливого, честного и продолжительного мира».
Как показали на прошлой неделе встреча министров финансов G20 в Индии и саммит ЕС со странами Содружества государств Латинской Америки и Карибского бассейна, где был очевиден серьезный раскол (Запад и Юг после жарких дебатов вновь не нашли общего языка в оценках войны России против Украины), работа по поводу Формулы мира президента Зеленского с «глобальным Югом» предстоит не менее глобальная.
Но, оказывается, не только с ним…
Неожиданная социология
Готовясь к планировавшемуся в июле саммиту мира (и тогда еще не зная о его переносе на неопределенное время), мы решили поинтересоваться мнением украинцев о мирном плане президента Зеленского в рамках социсследования ZN.UA, проведенного по нашему заказу Центром Разумкова.
Каково же было наше изумление, когда выяснилось, что в общей сложности более половины наших сограждан — 56% — не имеют никакого понятия о содержании мирного плана президента своей страны: при этом 28,4% вообще услышали о нем впервые (!), а 27,6% знают лишь, что такой план существует. Еще 29,4% респондентов ответили, что знакомы с содержанием плана «в общих чертах». И лишь 14,4% украинцев сообщили, что знают все его 10 пунктов.
После таких ответов стало ясно, почему только 13% принявших участие в опросе, как мы уже писали, выбрали из предложенных опций в качестве приемлемого результата будущих переговоров Украины и России «выполнение Россией всех пунктов мирного плана президента Зеленского», а большинство (62,9%) отдало предпочтение «возврату Украиной всех территорий и восстановление суверенитета в границах по состоянию на 1991 г.», хотя это лишь один из пунктов гораздо более широкой и требовательной к агрессору Формулы Зеленского. Оказывается, большинство населения Украины с ней просто незнакомо!
Понятно, что этот план имеет прежде всего «экспортное» назначение: для Украины крайне важно, чтобы его поддержало как можно большее число государств — и на Западе, и на Востоке, и на Севере, и на Юге. Но настолько пренебречь просветительством собственного населения в этой сфере?! В результате перекосов в информработе президентской команды сегодня украинцы разбираются в целебных свойствах медицинского каннабиса гораздо лучше, чем в пунктах Формулы мира Зеленского. Как можно продвигать на мировой арене украинскую Формулу мира, о которой мало что знают в самой Украине?
Но с другой стороны, есть вопрос и к украинцам: как, второй год живя в условиях широкомасштабной войны, можно не поинтересоваться содержанием мирного плана, предлагаемого украинской властью на всех международных площадках? А вдруг под громким названием «Формула Зеленского» оказался бы какой-нибудь «Минск-3»? Нет? Такого не может быть? Вы уверены?
Тогда напомним забывчивым о «формуле мира Арахамии—Чалого», освященной президентскими директивами. В марте прошлого года в Стамбуле украинская делегация во главе с Давидом Арахамией после переговоров с россиянами сообщила о готовности Украины зафиксировать статус «внеблокового и безъядерного государства постоянного нейтралитета», взять на себя обязательства «не размещать на своей территории иностранные военные базы, иностранные военные контингенты, не вступать в военно-политические союзы» и «на протяжении 15 лет проводить двусторонние переговоры относительно статуса Крыма и Севастополя отдельно», а также, пока будут идти переговоры, «не использовать военные или вооруженные силы для того, чтобы решить вопрос Крыма». Что касается ОРДЛО, то вопрос их «статуса» предлагалось «вынести в отдельный пункт, который будет рассматриваться в рамках переговоров президентов Украины и РФ».
Вспомнили? Да, с тех пор изменилось многое — и ситуация на фронтах, и позиция власти, но контроль граждан за ее намерениями и решениями должен оставаться всегда неусыпным.
Да, нынешний мирный план Киева не стыдно показать и не страшно продвигать на международной арене. И те украинцы, кто с ним знаком (ну, хотя бы в общих чертах), Формулу мира президента своей страны поддерживают: полностью — 78,3%, только некоторые пункты — 16,9%. А не поддерживают — лишь 0,6% украинцев, хоть что-то знающих об этом плане.
Что самое важное в Формуле мира для украинцев
Владимир Зеленский не принимал участия в нашем опросе. Но неоднократно в своих выступлениях говорил, что для Украины важно не просто закончить боевые действия, а восстановить территориальную целостность, суверенитет, вернуть из российского плена украинцев и похищенных Россией детей, а также наказать за военные преступления российских убийц. «Это главные вещи, объединяющие всех нас», — считает президент. И, как показали результаты социсследования, народ в выборе приоритетов во многом с ним солидарен.
Предложив выбрать до трех вариантов ответа и ознакомив с «матчастью», мы спросили у украинцев, какие три пункта мирного плана президента Зеленского они считают самыми важными для выполнения?
Более трети наших граждан (34,7%) уверены, что все пункты одинаково важны.
Тем не менее пальму первенства ожидаемо получил пункт №6 — Вывод российских войск и прекращение боевых действий, восстановление государственной границы Украины с Россией: его выбрали 37,9 % опрошенных.
Как мы уже упоминали, формула Зеленского ориентирована больше на зарубеж, поэтому выстроена она таким образом, что ее первые три позиции — радиационная и ядерная безопасность; продовольственная безопасность; энергетическая безопасность — наиболее важны и интересны для наших партнеров. Однако из-за еще более участившихся в последнее время ядерных угроз России и нагнетания ситуации вокруг Запорожской АЭС треть украинцев (33%) назвали первый пункт мирного плана Киева — ядерную безопасность — самым важным.
А вот следующие два пункта, занявшие у респондентов восьмое и седьмое место, — явно не в главных приоритетах украинцев: продовольственную безопасность выбрали всего 8,1% респондентов, энергетическую — 10,9%. И это вполне объяснимо. Трудно беспокоиться о судьбе «голодающих детей Африки», рожая в бомбоубежище или прикрывая ребенка собственным телом от осколков снарядов. Невозможно переживать по поводу роста цен на продовольствие в Азии и Африке, лишившись всего — крова, работы, средств к существованию и очень часто — кого-то из близких. И совершенно некогда думать о судьбе зерновых коридоров, доставляя хлеб и воду в Херсон или вывозя с «нуля» истекающих кровью героев, защищающих нашу землю. Нет, мы все понимаем, этот пункт в украинском плане обязательно должен быть, чтобы пояснить остальной части планеты, в т.ч. и «глобальному Югу», насколько важно возвращение мира в Украину. Главное, чтобы остальная часть планеты поняла, что этот мир должен быть справедливым и длительным. А украинцам следует пояснить, что экспорт зерновых — это не только забота о голодающих в других странах: Украине сейчас крайне необходима валютная выручка, пополнение бюджета, средства из которого идут и на потребности воюющей армии.
После блэкаутов прошлой зимы и не внушающих оптимизма прогнозов по поводу зимы будущей можно было бы, конечно, удивиться малому вниманию украинцев к энергетической безопасности в плане Зеленского. Но, во-первых, закупившись генераторами и «старлинками», пауэрбанками и солнечными батареями, дровами и буржуйками, led-лампами, аккумуляторами, батарейками и свечами, и пережив зиму прошлую, украинцы уверены, что переживут и зиму грядущую. А во-вторых, знаменитое «ніколи так не було, щоб ніяк не було», сначала изрекли украинцы, а потом уже записал Ярослав Гашек.
Для украинцев сегодня куда важнее (и это показали результаты исследования) — восстановление территориальной целостности Украины и подтверждение ее границ с Россией согласно Уставу ООН: пункт №5 в плане Зеленского приоритетным назвали 27,5% респондентов.
Более чем каждый пятый украинец (22%), выбирая три самых главных пункта в президентской Формуле мира, отметил освобождение всех пленных и депортированных в Россию. Потому что наша победа будет неполной, если сотни тысяч соотечественников не смогут отпраздновать ее вместе с нами на Родине, а агрессор продолжит уничтожение национальной идентичности вывезенных украинских детей. Ведь даже беззубая и подслеповатая ОБСЕ увидела в этом «элементы преступления против человечности» и попытки России «силой и навсегда изменить демографический состав Украины». Именно за депортацию украинских детей Международный уголовный суд выдал ордер на арест Путина.
Но вот в правосудие и восстановление справедливости украинцы, судя по всему, верят мало: лишь 18,7% опрошенных выбрали пункт №7 Формулы мира. Он подразумевает создание и специального трибунала для расследования и судебного преследования виновных в преступлении агрессии России против Украины; и международного механизма возмещения агрессором всех убытков, причиненных нашей стране и ее гражданам этой войной. То ли отечественная судебная система так подорвала веру украинцев в правосудие и справедливость. То ли результаты расследования трагедии девятилетней давности — сбития россиянами самолета рейса МН-17 и решение Окружного суда Гааги, так и не добравшегося до Путина и высшего руководства РФ. То ли «решительность» и «активность» наших западных партнеров в поисках механизма передачи Украине замороженных активов РФ…
Отношение украинцев к трем последним пунктам мирного плана президента Зеленского в чем-то удивило, в чем-то огорчило. Нет, низкий уровень экологической сознательности нашего населения новостью не стал: мы все видим загаженные лесополосы вдоль обочин, кучи мусора на лесных опушках, каждую осень и весну полной грудью вдыхаем дым горящих листьев и травы, страсть к сжиганию которых у наших соотечественников не может побороть ни социальная реклама, ни угроза административного или даже уголовного наказания. Но всего лишь 3,1% напротив пункта №8 Формулы мира — Предотвращение экоцида, необходимость защиты окружающей среды — откровенно расстроили. Такой результат опроса — после экологической катастрофы в результате подрыва Каховской ГЭС? После сожженных в результате войны миллионов гектаров украинских лесов и миллионов погибших животных — домашних и диких? С таким отношением к экологическим проблемам мы хотим вступить в Евросоюз с его «зеленым переходом» и зацикленностью на экологии?
Немного удивили другие результаты. Почему-то пункт №10 — фиксацию завершения войны, включая документ, подписанный всеми сторонами, — выбрало в два раза больше респондентов (14,6%), нежели пункт №9 — недопущение эскалации, построение архитектуры безопасности, включая гарантии безопасности для Украины, — который назвали лишь 7% участников опроса.
Нет, мы вовсе не хотим сказать, что договор об окончании войны не нужен, что это лишний пункт плана. Просто хотим напомнить известную истину: ни один договор с Россией не стоит бумаги, на которой он написан. Поэтому, на наш взгляд, гарантии безопасности для Украины, причем, желательно в виде членства в НАТО, куда важнее, чем еще одна бумажка, подписанная с Москвой.
Ведь половина украинцев (50%) уверена, что Россия всегда будет нести угрозу для Украины. И только 9,4% верят, что наш агрессивный северный сосед когда-нибудь сможет стать безъядерной демократической страной с рыночной экономикой, лишь каждый пятый украинец (21,1%) допускает, что Россия не будет угрожать нашей стране, когда распадется на несколько независимых государств.
Все упомянутые в тексте данные — результаты социологического опроса Центра Разумкова. Опрос по заказу ZN.UA проводился с 23 по 28 июня 2023 года методом face-to-face в 22 областях Украины и г. Киеве. Опрошено 2018 респондентов в возрасте от 18 лет. Теоретическая погрешность выборки не превышает 2,3%.