Слово "инновации" уже давно стало неотъемлемой частью нашего лексикона. Однако означает ли это, что экономика Украины приобрела инновационный характер, что инновации действительно легли в основу экономического роста и социального развития?
Если взглянуть на наше государство в координатах международных рейтингов, то можно увидеть некую противоречивую картину. Например, по Глобальному инновационному рейтингу, составленному агентством Bloomberg, Украина входит в число 50 стран - лидеров мира по уровню инновационного развития (42-е место по итогам 2012 г.). Самыми сильными сторонами Украины, с точки зрения инновационности, признаются: охват населения высшим образованием (6-е место в мире), патентная активность (17-е место), интенсивность НДДКР (39-е место), технологические возможности промышленности (34-е место). Единственное, что мешает нашему государству подняться выше в этом рейтинге, - итоговая низкая эффективность экономики (69-е место).
Причины такого парадокса становятся более понятными, если проанализировать данные других международных рейтингов. Согласно оценкам Всемирного экономического форума в Давосе, Украина принадлежит к государствам со средним уровнем инновационности (79-я позиция по фактору инновационности и опытности бизнеса, по итогам 2012 г.). Привлекает внимание неравномерность и дисбаланс в развитии разных составляющих инновационности (Innovation) и факторов повышения эффективности экономики (Efficiency Enhancers). Например, все, что касается человеческих ресурсов - образованности, наличия квалифицированных кадров, рынка труда, патентной активности населения, образовательной и научной инфраструктуры - остается на неизменно высоком уровне. Однако институционная и организационная составляющие, в том числе привлечение компаний к инновационным процессам, конкурентность на внутреннем рынке, регуляторная среда, мало способствуют преобразованию инноваций в массовые и всеобъемлющие. Таким образом, несмотря на то, что общество холит значительный инновационный, интеллектуальный и творческий потенциал, этот потенциал практически не имеет существенного влияния на экономику. И экономическое развитие продолжается по инерционному сценарию и согласно экстенсивной модели. Тем временем кризис 2008 г. стал далеко не первым, но самым громким за последнее десятилетие звоночком: ресурсы экстенсивного роста исчерпаны.
Еще один повод для размышлений: по данным Глобального индекса инновационности городов 2012–2013 гг., сразу три украинских города попали в рейтинг самых инновационных городов мира - Киев, Львов, Одесса. В первую сотню они, конечно, не вошли, однако заняли места в средней группе вместе с такими мировыми столицами инноваций, как Дублин, Таллинн, Зальцбург, Дели. Это, безусловно, успех, особенно если принять во внимание, что в предыдущие годы Киев принадлежал к городам с низким уровнем инновационности, а остальные украинские города рейтинг вообще не рассматривал. Однако свидетельствует ли это о начале интенсивного движения Украины в направлении инновационного развития экономики и общества? Ответ, к сожалению, скорее, отрицательный. Ведь за то же время, которое понадобилось Киеву, чтобы подняться с нижней ступеньки на среднюю, другие города успели осуществить настоящий прорыв и стать лидером.
Самый яркий пример - Дубаи. Этому самому большему городу Объединенных Арабских Эмиратов за неполных пять лет удалось "прыгнуть с третьего мира в первый" и войти в Топ-35 городов - лидеров мира. Не менее впечатляющие успехи Пекина, Куала-Лумпуру, Кейптауна, Тель-Авива. Может, для нас это не пример? Возможно, Азия и Южная Америка развиваются сегодня в другой системе координат и в рамках других экономических моделей, так что сравнение с Украиной некорректно? Однако есть и более близкие к нам столицы, демонстрирующие поразительные результаты. Например, Москва вошла в первую сотню городов-инноваторов, поднявшись на одну из самых высоких ступеней рейтинга. И, конечно, это еще далеко не потолок ее потенциала.
Следует детальнее остановиться на критериях, по которым аналитическая группа 2thinknow составляет рейтинг инновационности городов. Эти критерии существенно отличаются от более традиционного подхода к измерению инновационности - на основе оценки отдельных составляющих потенциала, который применяют Bloomberg, Всемирный экономический форум и другие агентства.
Глобальный индекс инновационности городов разделяет все города мира на пять классов по шкале, состоящей лишь из таких трех факторов: культурные возможности города (от искусства до спорта); гуманитарная инфраструктура (учебные заведения, здравоохранение, финансовые учреждения и т.п.); уровень проникновения интернет-технологий (прежде всего в систему органов управления). Согласно этой шкале, любой город может попасть в одну из пяти групп.
1-ая группа (NEXUS) объединяет города, которые достигли максимальной взаимозависимости и взаимопроникновения социальных и экономических инноваций, где инновации являются не только источником развития, а стали образом жизни и социального взаимодействия. В эту группу вошли 35 городов мира.
Во 2-ю группу (HUB) вошли города, в которых инновации оказывают определяющее влияние на ключевые экономические и социальные процессы согласно глобальным трендам развития. Таких городов насчитывается больше сотни, причем их количество их года в год быстро увеличивается.
В 3-ю группу (NODE) входят города, в которых созданы узловые инновационные производства или сегменты, однако наблюдаются ключевые дисбалансы развития. К этой группе принадлежат и украинские города Киев, Львов, Одесса. Города этой группы обладают определенным потенциалом конкурентоспособности, и, как можно увидеть на примере Москвы и Дубаи, имеют реальный шанс значительно повысить свой инновационный рейтинг.
4-ая группа (INFLUENCER) характеризуется концентрацией потенциала конкурентоспособности в некоторых сегментах, однако эта концентрация имеет неустойчивый и разбалансированный характер. К указанной группе принадлежат Харьков, Симферополь, Запорожье, Донецк, Севастополь, Днепропетровск. До недавнего времени в нее входил и Киев.
И, наконец, самый низкий, 5-й уровень инновационности (UPSTART) объединяет города, предпринимающие лишь отдельные шаги в направлении отлаживания производства в небольшом количестве инновационных сегментов.
Какие выводы можно сделать из этого анализа? Во-первых, за то время, пока Украина колебалась в выборе тех или иных механизмов стимулирования инновационных процессов и выбирала половинчатые решения, значительно изменилась сама природа инноватики. Сегодня речь уже идет не только о построении удачной модели взаимодействия интеллектуального и реального секторов экономики, позволяющей результатам научных исследований или конструкторско-изобретательской работы свободно попадать на рынок, превращаясь в новый продукт или технологию. Речь идет о сплошном проникновении инноваций на все уровни и сферы человеческой деятельности, укреплении инновационных связей между разными секторами промышленности, между экономикой и социумом, преобразование любой деятельности в инноватику. Реалистичен ли такой сценарий для Украины?
Анализ мирового опыта свидетельствует, что в основе инновационного прыжка большинства стран-лидеров современной экономики лежат довольно простые и не очень затратные, с точки зрения финансов, решения. Главный фактор успеха - систематичность и непрерывность шагов, направленных на стимулирование инноваций.
Возьмем несколько хрестоматийных примеров.
В основе политики поддержки инноваций Финляндии лежат три принципа. Во-первых, все университеты в этой стране имеют статус исследовательских. А с 2010 г. им предоставлены льготы на ввоз оборудования и возможность получить в собственность недвижимое имущество, чем закреплена полная финансовая и исследовательская автономность вузов. Мощным инструментом стимулирования инноваций выступает также Агентство по финансированию технологий и инноваций Финляндии TEKES, координирующее политику в сфере НИОКР и инноваций путем планирования финансовых затрат. Ежегодный бюджет TEKES составляет почти 600 млн евро. Около 40% этих средств выделяется университетам, а 60% - частным компаниям. Выделение средств происходит на конкурсной основе на условиях софинансирования, когда заявитель самостоятельно инвестирует/привлекает в реализацию проекта от 25% до 60% средств. Основной критерий отбора - эффективность проекта. TEKES обеспечивает мониторинг процесса реализации профинансированного проекта и мониторинг его результатов после окончания проекта. Все промежуточные и окончательные результаты мониторинга публикуются. И, наконец, третьим "китом" инновационного развития Финляндии является Национальный фонд по исследованию и развитию SITRA. Это независимый государственный фонд, работающий под надзором парламента. Одна из задач SITRA - организация обучения специалистов в области корпоративного инвестирования и предоставление корпоративного финансирования технологическим компаниям на ранних этапах их развития, включительно с целью коммерциализации инноваций. SITRA осуществляет инвестиции в международные фонды рискового капитала, предназначенные для финансирования высокотехнологических проектов.
Во Франции реализуется политика, построенная на объединении прямых и косвенных методов поддержки инноваций. Прямая финансовая поддержка предоставляется в виде беспроцентного займа сроком до пяти–шести лет. Причем заем подлежит возврату только в случае успешного выполнения проекта. По оценкам специалистов АNVА, в среднем от 40% до 50% предоставляемых агентством кредитов возвращаются. Как метод косвенной поддержки применяется приростная налоговая скидка в размере 50%, которая определяется с учетом достигнутого компанией увеличения затрат на НИОКР, по сравнению с уровнем базового года или среднего за определенный период. Также действуют "налоговые каникулы" - временное освобождение от уплаты налога на прибыль или частичное его снижение, распространяющееся на новосозданные малые и средние научно-исследовательские фирмы, с уменьшением в первые пять лет их деятельности на 50% от суммы выплачиваемого ими подоходного налога. Новые компании в наукоемком секторе производства, затраты на научные исследования и разработки которых превышают 15% от оборота, освобождаются от налогов на восемь лет. Применяется ускоренная амортизация важнейших видов оборудования: энергосберегающего, экологического, информационного. Коэффициент амортизации при сроке службы оборудования до четырех лет равен 1,5; пять–шесть лет - 2; свыше шести лет - 2–2,5.
В Израиле инновационный бизнес стимулируется предоставлением финансовых грантов, налоговых льгот и права на ускоренную амортизацию. Размеры государственного гранта рассчитываются как доля в затратах на освоение территории под возводимые производственные здания и инвестициях в основной капитал (включительно со строительством и монтажом). Инновационные предприятия также получают налоговые льготы на семь лет, начиная с первого года, когда предприятие получит облагаемый налогом доход.
В Германии налоговые льготы делятся на три главные разновидности: специальные нормы амортизационных отчислений, создание резервов необлагаемой налогами прибыли и инвестиционные надбавки, выплачивающиеся налоговыми ведомствами. Кроме того, с началом кризиса, в соответствии с программой высокотехнологического развития, была объединена банковская группа Kf и промышленные корпорации BASF, Deutsche Telekom и Siemens в высокотехнологический фонд High-Tech Grunderfonds с объемом капитала около 272 млн евро. Фонд инвестирует в новые высокотехнологические компании, демонстрирующие многообещающие результаты исследований и планирующие внедрить их в производство. Кроме того, существует специальная программа EXIST Министерства экономики и технологий. Она состоит из трех частей: "Культура предпринимательства", "Гранты на стартапы", "Трансфер исследований". Помощь малому и среднему бизнесу в Германии осуществляется по разным программам и направлениям. В частности, из бюджетных средств Министерства науки и технологий фирмам предоставляются займы на новые технологии. Они направлены на закупку новейшего оборудования (до 60% их объема) или покрытие дополнительных затрат на персонал (до 20% всех затрат по этой статье).
Страны Азиатского региона достигли ошеломляющих результатов в построении индустриально и технологически развитых экономик прежде всего благодаря концентрации усилий на стимулировании инновационной активности предприятий и технологическом усложнении промышленности. В частности, в Китае государство стимулирует участие фирм (независимо от форм их собственности) в развитии технопарков. Предприятия, работающие в технопарке, платят налог на прибыль в размере 15% от установленной ставки, а фирмы, 70% продукции которых идет на экспорт, - 10%. Новосозданные предприятия освобождаются от уплаты налогов на два года с момента регистрации. Фирмы освобождаются от экспортных налогов при реализации продукции на внешние рынки. Местные администрации на уровне провинций, городов, уездов также устанавливают дополнительные льготы с целью поощрения и привлечения инвесторов. Например, предприятия в зоне освоения новых и высоких технологий г. Харбина пользуются такими основными льготами:
1. Предприятия, начиная с даты регистрации, полностью освобождаются от налога на прибыль в первые три года, в следующие три года платят 50% налога и только с седьмого года платят подоходный налог полностью.
2. Предприятия, у которых стоимость производства на экспорт превышает 50% от их годовой валовой продукции, платят подоходный налог по ставке 10%.
3. Импортные приборы и оборудование, предназначенные для проведения исследований и освоения высоких технологий, не производящиеся в Китае, освобождаются от импортной пошлины.
Довольно активная в поддержке инноваций позиция правительств ближайших соседей Украины. В Республике Казахстан государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется такими путями: предоставление инновационных грантов субъектам инновационной деятельности; финансирование через институты инновационного развития комплекса мероприятий инновационного развития; финансирование инновационных проектов на возвратной основе с возможностью возврата или выкупа сумм финансирования по первичной стоимости; обеспечение проведения государством научно-технической, экономической и, при необходимости, экологической экспертизы инновационных проектов. Для субъектов инновационной деятельности корпоративный налог снижен вдвое, от земельного и имущественного налога они освобождены полностью, а деятельность по предоставлению услуг субъектов инфраструктуры освобождается от налога на добавленную стоимость. Они освобождены также и от таможенных платежей.
В Российской Федерации действует Инновационный центр "Сколково", координирующий предоставление грантов на реализацию инновационных проектов за счет средств Фонда, выделенных из федерального бюджета, на условиях софинансирования из других источников (не менее 50% бюджета проекта). Фонд содействия развитию малых предприятий в научно-технической сфере реализует программы инновационного развития, направленные на создание новых и развитие действующих высокотехнологических компаний, коммерциализацию результатов научно-технической деятельности, привлечение инвестиций в сферу малого инновационного предпринимательства, создание новых рабочих мест. Ежегодно фонд оказывает финансовую поддержку свыше 1500 малым инновационным предприятиям.
В 2005 г. в Республике Беларусь создан Парк высоких технологий. Предприятия-резиденты Парка освобождаются от налогов, сборов и других обязательных платежей в республиканский бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды; налога на прибыль; налога на добавленную стоимость с оборотов от реализации товаров; налога на землю на период до трех лет; налога на недвижимость (основные фонды и объекты незавершенного строительства резидентов Парка, размещенные на его территории); уплаты таможенных сборов и налога на добавленную стоимость при ввозе на таможенную территорию Республики Беларусь товаров для реализации проектов в технопарке. Кроме того, резиденты Парка платят вдвое ниже арендную плату относительно базовой ставки арендной платы. Еще действует прямая государственная поддержка инновационной деятельности через Беларусский инновационный фонд и отраслевые инновационные фонды.
Государственная политика Украины в стимулировании инноваций базируется на признании приоритетного статуса научно-технического и инновационного развития. Но должны признать: чтобы принцип приоритетности был действенно реализован, сделаны только первые шаги.
Так, впервые за многие годы нам удалось остановить отрицательный тренд снижения наукоемкости ВВП Украины. В прошлом году, благодаря увеличению бюджетных расходов на науку на 22% (4,7 млрд грн - 2012 г., 3,9 млрд грн. - 2011 г.) наш показатель наукоемкости ВВП вырос до 0,75%. Теперь в повестке дня ближайших лет - повышение уровня наукоемкости ВВП за счет всех источников финансирования до 1,5%.С учетом этого, в программе экономических реформ президента Украины развитие научно-технической и инновационной сферы определено отдельным направлением реформ.
Для выполнения программы экономических реформ правительство одобрило Концепцию реформирования системы финансирования научной и научно-технической деятельности до 2017 г. Концепция предусматривает постепенный переход к программно-целевому финансированию научной сферы (проектному, грантовому), привлечение средств частного сектора экономики для развития отечественной науки и технологий.
Первым шагом в этом направлении стало введение правительством грантов Кабинета министров Украины коллективам молодых ученых для проведения прикладных исследований по приоритетным направлениям развития науки и техники. Уже в нынешнем году будет проведен первый конкурс таких проектов.
Кроме того, по инициативе правительства Верховная Рада Украины внесла изменения в тендерное законодательство. Отменены тендерные процедуры для научных работ, отобранных на конкурсной основе, и средств спецфонда высших учебных заведений и научных учреждений. Мы активно работаем в направлении устранения барьеров на пути коммерциализации научных разработок, созданных за государственные средства. Яркое свидетельство этого - принятие Верховной Радой Украины в октябре 2012 г. новой редакции Закона "О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий". В соответствии с Законом, имущественные права на разработанные за средства государственного бюджета технологии передаются организациям-разработчикам для дальнейшей коммерциализации. Законом также определено, что средства, полученные в результате трансфера таких технологий, остаются организации-разработчику и используются на развитие инновационной деятельности.
Создана инфраструктура прямой финансовой поддержки инноваций - фонд поддержки малого инновационного бизнеса. За счет его средств будет предоставляться до 50% софинансирования проектов, направленных на внедрение научных разработок. Общий объем поддержки одного инновационного проекта будет составлять приблизительно 1,5 млн грн - 5 млн грн.
В то же время, делая необходимые шаги в реформировании инновационного сегмента отечественной экономики, крайне важно обеспечить правопреемственность и беспрерывность государственной политики в научно-технической сфере. Это возможно при следующих условиях:
1. Принятие новой редакции закона "О научной и научно-технической деятельности" и обновление механизма формирования приоритетных направлений развития науки и техники, восстановление системы форсайтных исследований научно-технического развития;
2. Расширение системы грантового и увеличение объемов программно-целевого финансирования науки при одновременном постепенном увеличении базового финансирования государственных научных учреждений;
3. Переход от однолетнего до двухлетнего формирования государственного заказа на создание новейших технологий;
4. Создание Государственного фонда развития технологий и укрепление Государственного фонда фундаментальных исследований;
5. Восстановление полноценной работы технопарков.
Мы должны четко осознать: мировой экономический кризис сегодня "выбраковывает" слабых и нерешительных. Только новые знания и инновации, в основе которых лежат научные достижения и высокотехнологические решения, определяют сегодня социально-экономические перспективы каждого государства.
Следовательно, успех нашей страны и ее место в глобальной экономике непосредственно будет зависеть от уровня развития отечественной науки и технологий. Реализуя первоочередные мероприятия по инновационной политике сегодня, мы инвестируем в будущее Украины, формируем национальные конкурентные преимущества и создаем надежный фундамент для модернизации и интеграции нашей страны к европейскому и мировому пространству знаний.