UA / RU
Поддержать ZN.ua

Непраздничный январь

Три ключевые отрасли украинской экономики вынуждены затягивать пояса в ожидании лучших времен и переходить к более жесткой конкуренции с производителями из других стран, чтобы хоть как-то сохранить позиции.

Автор: Роман Ивченко

Каждое начало года в Украине - это период новогодних и православных праздников, когда деловая активность замедляется. Деловые встречи, переговоры, контракты - все переносится на вторую половину января, поэтому неудивительно, что обычно первый месяц года непоказательный. Январь 2014-го стал, по понятным и всем известным причинам, особенным. Ощущения, что с февраля бизнес-жизнь закипит с новой силой, нет и в помине. К трагическим событиям в политической жизни Украины добавляются накопленные проблемы в ключевых секторах украинской промышленности - металлургии, машиностроении и химпроме. Проблем много, но главная одна - внешний рынок ослабевает. В усиливающейся конкуренции выживут только самые стойкие производители.

Как на нынешней неделе сообщил Госстат, промышленное производство в январе 2014 г. упало на 5% по сравнению с январем прошлого года и на 16% - по отношению к декабрю. Среди отдельных отраслей в наибольшей степени пострадало машиностроение, спад в котором достиг 22,9%, металлургия продемонстрировала падение на 10%, химпром - на 8,3%. Производство фармпродукции снизилось на 6,4%, динамика в легпроме и пищепроме также была отрицательной - 4,3 и 3,2%.

Металлурги
пока разочарованы

Январь стал непростым месяцем для украинских сталеваров. Выпуск их продукции за месяц упал на 12% по сравнению с январем 2013-го, до 2,5 млн т, а производство проката снизилось на 8%, до 2,3 млн т. По сравнению с декабрем выпуск стали в стране уменьшился на 6%. Это соответствует низкому уровню загрузки мощностей - 67%, в то время как средняя загрузка в 2013 г. находилась на уровне 73%.

Больше всех потянул вниз отраслевую статистику меткомбинат "АрселорМиттал Кривой Рог" (входит в международную компанию ArcelorMIttal) из-за внепланового простоя доменных печей, сократив производство на 23% по сравнению с январем 2013 г.

Также существенное падение в январе по сравнению с январем прошлого года продемонстрировали ДМК им. Дзержинского - на 13% (входит в ИСД Сергея Таруты и российских бизнес-структур), Мариупольский меткомбинат им. Ильича и "Азовсталь" - на 12 и 10% соответственно (входят в "Метинвест" Рината Ахметова).

Однако если сравнивать показатели января с декабрьскими, то большинство предприятий показало рост производства стали (в диапазоне от 1 до 12%). И если бы не отрицательные результаты меткомбинатов "АрселорМиттал Кривой Рог" и ММК им. Ильича (падение на 33 и 11% по сравнению с декабрем), то январская динамика производства в целом по отрасли оказалась бы положительной. Криворожский меткомбинат предполагает в феврале восстановить выпуск чугуна до прежнего уровня, но пока большинство остальных производителей планируют уменьшение производства.

Восстановления металлурги ждут не раньше марта. Отраслевая ассоциация "Металлургпром" прогнозирует, что среднесуточное производство стали в марте вырастет на 8% (до 87 тыс. т) по сравнению с февралем, а всего в первый месяц весны будет произведено 2,7 млн т стали. Но чтобы такие прогнозы оказались осуществимы, необходимо, чтобы рынок металлопродукции продемонстрировал признаки восстановления. Пока же с конца декабря они находятся в свободном падении - спрос снижается как на внутреннем, так и на внешних рынках. Цены на квадратную заготовку обвалились с тех пор с 505 долл./т до 487 доло./т, и желание производителей поднять стоимость продаж в январе-феврале остается пока нереализованным.

Сказывается также падение цен на металлолом как на один из основных видов сырья на длинномерную продукцию. Вынуждены идти на уступки и производители плоского проката. Так, цены на горячекатаный лист после взлета на 10 долл. в январе, до 540 долл./т, вернулись к уровню ноября 2013 г. в 525 долл./т.

Падению цен на металлопрокат способствует девальвация валют основных конкурентов украинских сталеваров в регионе - российских и турецких производителей, которые готовы подвинуться по цене после того, как их себестоимость в долларовом выражении уменьшилась. В этот раз гривня не осталась в стороне от девальвационных процессов, что сыграет на руку украинским экспортерам.

Однако общий спрос на рынке остается достаточно вялым, из-за чего производители метпродукции не исключают перевода мощностей в режим ремонта до стабилизации рынка.

Химпром демонстрирует осторожный оптимизм

Второй флагман украинской промышленности - химпром - пережил тяжелую осень 2013 г. и продолжает постепенное восстановление объемов. Так, вслед за черкасским "Азотом" (OstChem Дмитрия Фирташа), который в декабре возобновил производство карбамида и аммиака после капитальных ремонтов, проведенных в момент кризиса на рынке удобрений, а также северодонецким "Азотом" (OstChem), который начал загружать агрегаты в конце прошлого года, концерн "Стирол" объявил о запуске производства карбамидно-аммиачной смеси с середины февраля. Дефицит этого вида удобрений обострился после введения новых правил на валютном рынке Украины для импортеров, когда украинские аграрии поняли, что им выгоднее и удобнее закупать удобрения у отечественных производителей.

Восстановлению производства способствуют растущие цены на карбамид, достигшие 353 долл./т в начале февраля по сравнению с дном в сентябре, когда тонна карбамида стоила 300 долл./т. Однако есть риск, что рост цен на удобрения (нормальным для рентабельности был бы уровень 420–500 долл./т карбамида, на котором цены находились раньше) может прекратиться, поскольку цены на зерновые культуры на мировых рынках снижаются (в частности, на кукурузу). Последний фактор сдерживает покупателей удобрений от накопления запасов и может ограничить дальнейший рост цен на продукцию заводов азотных удобрений.

Не менее важным фактором для химпрома является сейчас цена, по которой промышленность покупает природный газ - основной компонент себестоимости. Согласно декабрьским договоренностям Украина должна была получить от России скидку на газ в размере 132 долл. за тысячу кубометров. Украинские регуляторы планировали перейти к новой цене постепенно, в течение 2014 г., что позволило бы химзаводам выйти на рентабельную работу. Однако в свете последних событий совершенно неясно, какой будет реальная цена газа для Украины в 2014–2015 гг. Как заявило российское минэкономразвития, в январе Украина фактически импортировала газ по 398 долл. за тысячу кубометров, что даже выше (на 1,5%) цены, зафиксированной в декабре, и точно выше цены, о которой российская и украинская стороны договорились в декабре, - 268,5 долл.

Кроме того, другие участники мирового рынка отмечают, что ожидают от производителей с наибольшей себестоимостью, в том числе от украинских заводов, дальнейшего сокращения объемов выпуска, чтобы сбалансировать мировой рынок. Иначе им самим грозит закрытие мощностей. Так, норвежская компания Yara International заявила в середине февраля, что регулярно изучает возможность временного или постоянного закрытия своих мощностей в различных регионах мира.

Таким образом, чтобы украинский химпром (читай - Фирташ со товарищи) смог удержать вновь запущенные агрегаты в рабочем состоянии, необходима стабилизация международного рынка удобрений и… таки получение Украиной скидки на газ.

Вагоностроение -
на запасной путь

Крюковский вагоностроительный (принадлежит семье Владимира Приходько) сократил производство грузовых вагонов в январе на 90%, до 47 штук, годом ранее в январе было произведено 485 единиц. Из-за дефицита заказов предприятие работает два-три дня в неделю. С таким январским результатом планы завода на 2014 г. пока выглядят чересчур оптимистично, несмотря на ожидаемое 38-процентное снижение выпуска грузовых вагонов в текущем году - до 3,5 тыс. штук (и это после падения с 5,3 тыс. штук, выпущенных в 2013-м).

Подобная картина наблюдается и у остальных украинских производителей вагонов, которые ориентировались на экспортный рынок, причем в основном на российский. Избыток предложения на самом российском рынке, а также намерения Украины подписать Соглашение об ассоциации с Евросоюзом привели к тому, что российский рынок если и не закрылся полностью, то значительно сузился в 2013 г. Несмотря на то, что Украина в итоге отказалась от подписания соглашения об ассоциации, и формально Россия вернула действие большинства сертификатов на вагоны украинского производства, большого оптимизма отечественные вагоностроители не испытывают. "Днепровагонмаш" (Сергея Тигипко) остался единственным украинским заводом, которому не восстановили полностью действие сертификатов на грузовые вагоны, три сертификата остаются отмененными. Однако поскольку с российской стороны постоянно звучат обвинения в качестве вагонов, запреты на продукцию и остальных предприятий могут быть введены повторно в любой момент.

Таким образом, три ключевые отрасли украинской экономики вынуждены затягивать пояса в ожидании лучших времен и переходить к более жесткой конкуренции с производителями из других стран, чтобы хоть как-то сохранить позиции. Если на это еще наложить дестабилизацию в политической жизни, исход которой непредсказуем, то вполне вероятно, что 2014-й станет для украинской промышленности годом испытаний и дальнейшего падения объемов производства.