В ночь на 6 июня российские оккупанты взорвали дамбу Каховской ГЭС. Это привело к затоплению многих населенных пунктов, а тысячи людей оказались в состоянии неопределенности, тревожности, страха, паники.
В Министерстве здравоохранения обнародовали рекомендации психиатра, доктора медицинских наук, академика, заведующего кафедрой медицинской психологии, психосоматической медицины и психотерапии медико-психологического факультета Национального медицинского университета им. А. Богомольца, профессора Олега Чабана.
Рутина, которая спасает
По словам Чабана, личная рутина любого человека формируется, проходя через всю жизнь, и выстраивает стойкие нейронные связи, которые возбуждают и стимулируют определенную часть когнитивных способностей.
В то же время экстренная ситуация, в водовороте которой вдруг оказывается человек (война, экологическое бедствие, техногенная катастрофа и т.п.) – это испытание для ментальных способностей.
Мозг реагирует на него разрушением установившейся и привычной консервативной конструкции. Именно это разрушение и загоняет людей в неуверенность, тревогу, страх.
«Следовательно, важно возвращение себя в привычную рутину. Даже если это возвращение будет принудительным и вопреки желанию ощущать что-то новое и действовать по противоположному алгоритму», – объяснил он.
Перевод внимания из себя изнутри наружу
Человек может испытывать тревогу, страх и неопределенность, когда сосредоточен на себе и личных чувствах.
«Испытывая и сосредоточенно переживая эти эмоции, можно настолько погрузиться в них, что даже потерять связь с внешним миром. Чтобы вернуть себя изнутри наружу, следует выполнять что-то привычное», – сказал Чабан.
Для возвращения в повседневную жизнь, следует совершать в течение дня ритуальные действия:
- просыпаться в такое же время, как и до стрессового события;
- делать привычные физкультурные упражнения;
- регулярно питаться;
- заниматься хозяйственными делами;
- ходить на работу.
Что делать в критических ситуациях
Если ситуация критическая настолько, что выполнять привычные ритуальные действия невозможно (разрушенный дом, потеря рабочего места, необходимость эвакуироваться и т.д.), в спасительную рутину может вернуть понимание и планирование.
Следует задать и найти ответ на конкретные жизненные вопросы:
- откуда уезжает эвакуационный транспорт;
- куда и почему именно туда следует перемещаться;
- в какую школу будет ходить ребенок;
- где оформить компенсацию за утраченное имущество;
- где запастись продуктами в путь, на какое время их рассчитывать;
- кто именно встретит на месте перемещения.
Чабан отметил, что тогда на защиту ментального здоровья станет процесс получения важной для самосохранения информации.
Он также рекомендует временно установить жесткий информационный фильтр, уменьшив для себя количество информационных потоков до 1-2 каналов – проверенных, четких, с необходимыми, понятными и полезными алгоритмами действий (контактами, расположениями, расписанием).
Это необходимо для прерывания цепи потока новостей, увеличивающих тревожность, и поможет вернуться в известную рутинную повседневность.
Занятость и забота о других
Чтобы вернуться в ежедневную рутину, необходимо быть занятым. По словам эксперта, занятость поможет вернуть уверенность в себе, ради эмоционального благополучия беспомощных окружающих (например, детей, лиц с инвалидностью или людей старшего возраста).
К примеру, женщина-мама генетически запрограммирована на заботу о ребенке.
«Поэтому ее задача – вернуть себя в рутину заботой о защите ребенка: собрать вещи, накормить, позаботиться о запасе медикаментов, средств гигиены и т.д. Если ребенок не совсем маленький, стоит и его привлечь к такой занятости: попросить сложить игрушки, собрать свои вещи, школьные и спортивные принадлежности и т.д. Уверенные действия матери автоматически распространятся и на ребенка», – сказал Чабан.
По словам эксперта, мужчины же инстинктивно включаются в другие процессы – обеспечение безопасности.
«Их рутинная занятость в момент кризиса – это обеспечить путь выезда из эпицентра кризисного события и скоординировать всех, кто должен быть вовлечен в перемещение в спокойное для семьи место», – резюмировал он.
Из-за войны украинцы теряют своих близких. Беспомощность и невозможность что-то изменить, чтобы вернуть близкого человека – то, что мучает и не дает покоя. Напомним, что поможет пережить потерю и поддержать других.