Украина достаточно богатая страна, и ей все еще вполне по силам подняться с того дна, на которое ее опустили неумелые ручки и казнокрады. Главное - не заболтать нынешние проблемы, а немедленно приступить к работе
Новому правительству в кратчайшие сроки предстоит решить уравнение минимум с тремя неизвестными. Первое неизвестное - как привлечь заимствования при нынешнем неблаговидном суверенном кредитном рейтинге? Второе - как быстро реанимировать экономику после продолжительного спада и сокращения производства? Третье неизвестное - как спасти госфинансы от коллапса, ставшего реальной угрозой в результате неслыханного казнокрадства и принятия нереалистического бюджета?
Впрочем, в этом уравнении есть и минимум три подсказки. В тени украинской коррупции функционирует еще одна экономика, по объему сопоставимая с официальным ВВП страны. Это - неиспользованный клондайк Украины. Сбалансировав бюджет, приведя его в соответствие с действительностью, то есть урезав расходы и ужав план доходов, можно рассчитывать на относительно недорогие внешние займы и более-менее приличные рейтинги международных агентств. Не менее важны демонополизация экономики и активное микрокредитование малого и среднего бизнеса.
Эти и другие инструменты роста традиционны и хорошо известны - бери и применяй. Если, конечно, для этого есть достаточно желания не только на словах.
На дне
Последние годы практически весь пар украинской экономики уходил на сигнал SOS. Спасать стагнирующий рынок приходилось преимущество внешними и внутренними займами. Заступая в марте 2010-го на службу, правительство Николая Азарова получило в наследство госдолг размером в 40 млрд долл. Уйдя в отставку, Кабмин увеличил этот показатель до 73 млрд долл. (или 75 млрд, если верить цифре, которую озвучил новый премьер Арсений Яценюк). К началу текущего года страна оказалась в самой глубокой за всю ее историю долговой яме. С апреля прошлого года никто, кроме России, Украине в долг не дает.
"(Долг около) 40% от ВВП - это не так уж и много по сравнению с другими странами, но мы привлекаем их дороже, чем другие, - поясняет суть проблемы президент Европейской бизнес-ассоциации и совладелец инвесткомпании Dragon Capital Томаш Фиала. - Если экономика не растет, то такой долг достаточно тяжело обслуживать. Это отражено в рейтингах страны".
21 февраля агентство Standard&Poor's во второй раз за текущий месяц понизило рейтинг Украины по обязательствам в инвалюте до "преддефолтного уровня". Это даже ниже, чем в 2009 г., в самый разгар финансового кризиса, когда национальная экономика упала на 15%.
Кроме того, в 2013-м объем прямых иностранных инвестиций в Украину сократился вдвое, до рекордно низкого показателя в 2,8 млрд долл., из которых почти половина - это деньги украинской олигархии из офшорного Кипра.
В это же время капитал гораздо больших объемов бежал из страны. Еще нет данных за весь год, но за первые три квартала, то есть еще до начала самой острой фазы политического кризиса, - около 4 млрд долл. В 2013-м рост ВВП застыл на нулевой отметке (впрочем, и ее многие наблюдатели подвергают сомнению). Это наихудший результат среди стран СНГ.
Единственной гордостью власти до недавнего времени оставалась относительно стабильная гривня. Но и она рухнула уже в начале 2014-го. НБУ попытался спасти ее, выбросив в январе на поддержку национальной валюты 1 млрд долл. из своих быстро тающих золотовалютных резервов. Теперь, когда курс доллара на межбанковских торгах превысил отметку 11 грн, понятно, что та жертва была напрасной.
Золотовалютные резервы Нацбанка сейчас находятся на самом низком уровне за последние 7–8 лет (по последним озвученным данным, около 15 млрд долл.). По отношению к импорту - на самом низком уровне за последние 12 лет. Нынче резервы покрывают объем двухмесячного импорта, а должны - не менее трехмесячного.
Это далеко не вся нагрузка, которая легла на НБУ. Последние два года дефицит госбюджета был необычайно высок, с долгами "Нафтогаза" он достигал 7% от ВВП. Для его покрытия Нацбанку приходилось печатать все больше и больше гривни, которая потом шла на выкуп под высокий процент никому не нужных госбумаг. В итоге центробанк стал владельцем внутренних облигаций в объеме 60% от тех, что оборачиваются в стране. Их никто не выкупает. Дорого.
Сворачивание бизнеса под давлением всех объективных и необъективных обстоятельств происходило очень стремительно. Председатель набсовета компании "Октава Капитал" Александр Кардаков рассказывает ZN.UA, что он с ужасом наблюдал это трагичное сжимание делового сектора Украины.
В 2012 г. из-за закрытия бизнеса число абонентов, отключенных от "Датагруп", одной из крупнейших в Украине телекоммуникационных компаний, превысило 2 тысячи, в прошлом году - 1686 линий. В статистику входит закрытие отделений, филиалов и целых компаний. "Мы боролись за выживание, - жалуется мультимиллионер. - В какой-то момент было желание плюнуть на все и уехать. Это было легче, чем оставаться".
По подсчетам Федерации работодателей Украины (возглавляет Д.Фирташ. - Ред.), в 2013 г. минимум 160 млрд грн было высосано из рынка на взятки и откаты чиновникам. Это половина госбюджета страны. "Те, кто хотел принимать участие в госзакупках, видели, насколько там неадекватные цены, - поясняет для ZN.UA Дмитрий Олейник, заместитель главы совета ФРУ. - От 15 до 50% закладывалась коррупционная составляющая. В среднем около 80 млрд грн там заплачено взяток". Также, по его подсчетам, объем переплат и задержки с возмещением компаниям НДС достигли 64 млрд грн. За возмещение НДС они (Министерство доходов и сборов) подняли цену отката до 35%". При этом г-н Олейник признает в разговоре с корреспондентом ZN.UA, что в существовании коррупционных схем точно так же виноват и сам бизнес, который взятки и откаты давал (а в Криминальном кодексе за это, кстати, предусмотрена взаимная уголовная ответственность. - Ред.). А свое прежнее молчание объясняет страхом.
Как бы там ни было, такая бухгалтерия ярко демонстрирует, что Украина вполне может избежать злой участи банкротства - достаточно жестко пресечь коррупцию, найдя адекватные стимулы для экономики.
И здесь попутно возникает вопрос: с той ли стороны подходят к решению вопроса политики, призывая к ликвидации того же Министерства доходов и сборов? Так как новая реорганизация фискальных служб в нынешние непростые для бюджета времена вряд ли поспособствует улучшению его наполняемости из-за, как минимум, частичной потери контроля над процессами в ведомствах. Ведь и в свою прежнюю бытность - в виде налоговой администрации и таможенной службы - эти структуры тоже "славились" коррупцией и являли собой еще тех "монстров" для бизнеса. Тем временем мировая практика, если судить по заявлениям уважаемых экспертов, показывает, что фискальные службы работают более эффективно, будучи объединенными в одно ведомство. И главный вопрос: какие задачи перед ними ставятся, как их работа контролируется, а коррупция - пресекается? А уже затем - кому они должны быть подчинены, и стоит ли отбрасывать все из того, что было сделано в ходе объединения? Но в этих вопросах нужно сесть и сначала спокойно разобраться, тщательно все взвесив и проанализировав.
Так зачем тогда такая спешка на гребне революционной целесообразности? Не в том ли, действительно, все дело, что кому-то при распределении коалиционного пирога не хватает "хлебных" должностей, а кандидатуры назначенцев можно будет попытаться протащить без согласования с Майданом (министра доходов и сборов в новом правительстве нет)?
Какими будут реальные, а не "трибунные" ответы на эти и многие другие вопросы, теперь зависит от нового правительства, которое уже, судя по звучащим заявлениям, знает, кто виноват, но если судить по традиционной обтекаемости формулировок в обнародованной программе, еще не совсем разобралось, что делать.
А что по этому поводу говорят опрошенные ZN.UA эксперты?
Что делать?
Беседу журналиста ZN.UA с Александром Пасхавером, президентом Центра экономического развития, прервал телефонный звонок из Москвы.
- Чем Москва интересуется? - переспрашивает у эксперта после десятиминутного перерыва корреспондент ZN.UA.
- Москва интересуется, какие у нас потери от революции? - отвечает Пасхавер. - А вы чем интересуетесь?
- А я интересуюсь, как справиться с потерями, следствием которых стала революция…
Рецепт Пасхавера, а также других экспертов и бизнесменов, если обобщить, уместился в пять первоочередных пунктов. Первый - необходимо стабилизировать банковский сектор, который любит тишину, но вынужден жить в оглушительной истерике. За первые три недели февраля вкладчики вывели из финучреждений около 30 млрд грн. Теперь банкиры уговаривают соотечественников вернуть деньги в банк.
Для того чтобы привести банковскую систему в равновесие, большинство опрошенных экспертов советуют НБУ поддержать ликвидность банковской системы. Тем более что Игорь Соркин, бывший глава Нацбанка, а ныне советник (пусть вроде бы и временный) Степана Кубива, новоназначенного председателя правления НБУ, еще 21 февраля заявлял, что средств у регулятора для поддержки банков достаточно. Важно при этом снизить ставки рефинансирования. Рынок уже не потянет дорогие кредиты.
Александр Кардаков, например, говорит, что заем под 12% в гривне - это еще приемлемая цифра для предпринимателей. Все, что выше, предназначено для спекуляций. НБУ не следует поощрять спекулянтов.
Плюс к этому бизнесмен считает, что нужно немедленно отменять постановление Нацбанка №49, ограничивающее валютные операции, из-за чего как у него, так и у многих других предпринимателей заморожены крупные зарубежные контракты. "Разрушена старая система покупки валюты, новой нет, - поясняет он. - Это проблема. Мы не можем заплатить контрагентам даже уже по полученному оборудованию. Нужно срочно ввести нормальное валютное регулирование".
Кроме того, важно снизить нормы резервирования для комбанков, расширить спектр залогов при предоставлении рефинансирования. Роман Шпек, председатель совета Независимой ассоциации банков Украины, старший советник "Альфа-Банка", для снижения напряжения рекомендует, например, такую простую меру, как отмена обязательного предъявления паспорта при обмене валют.
Что делать-2
Второй пункт, отвечающий на вопрос "что делать?", озвучивает Олег Устенко, исполнительный директор международного фонда Блейзер. Необходимо изменить все макроэкономические параметры. Строить прогноз по самой консервативной позиции. Вместо заложенной в бюджет инфляции 4,7% надо смириться с возможностью упасть до 12%. Очевидно, что и среднегодовой курс гривни к доллару 8,5 грн - это несбыточная мечта ушедшего в историю Кабмина.
Наиболее радикальная мера - сокращение расходной и доходной частей бюджета. Уже понятно, что ни собрать сверхдоходы, которые заявлены в госбюджете на 2014 г., ни раздать каждому по потребностям из казны невозможно. Эпоха романтизма улетучилась в первый же месяц нового года, после того, как стало понятно, что по сравнению с декабрем 2013-го промпроизводство упало на 16%, в том числе машиностроение - на 23%.
Новоназначенный министр экономики Павел Шеремета говорит ZN.UA, что принятие реалистичного бюджета "со значительным сокращением государственных затрат" необратимо для выздоровления экономики.
Что делать-3
Третий шаг на пути к капитализму с человеческим лицом - внешние заимствования. Без них Украина не сможет подняться с колен, уверен Томаш Фиала, и не только он. Болгарский журналист, редактор газеты "Капитал" Кирил Кирчев рассказывает, как ему из Софии видится ситуация в Украине. "Европа и МВФ предоставят деньги в обмен на реформы, - поясняет он. - Насколько мне известно, стране нужно много реформ. Плохо то, что эти реформы будут ощущать рядовые граждане - скачок цен, рост безработицы. Страны бывшего соцлагеря прошли через все это".
Чех Фиала, который уже 18 лет живет и работает в Украине, надеется, что новая власть сможет подписать программу с МВФ в ближайший месяц, а максимум через полтора месяца получит первый транш. "Придется делать некоторые непопулярные вещи, - говорит Фиала о реформах. - Деваться некуда. Полномасштабный кризис - это еще менее приятно".
Попутно Украине придется решить проблему внешнеэкономического баланса платежей. С 2005 г. объем импорта тотально превышает масштабы экспорта. Это оказывает безумное давление на курс валют. До сегодняшнего дня отрицательное внешнеторговое сальдо держится на отметке 9% от ВВП. Правда, по оценкам Т.Фиалы, эта проблема уже частично решается сама собой. К сожалению, не ростом экспортной составляющей.
Обесценивание гривни выравнивает положение. "Каждые 10% девальвации снижают внешнеторговый дефицит на 2% пункта, - подчеркивает Фиала. - Если девальвируем на 20%, то он снизится до 5%. А это уже нормальный уровень".
Что делать-4
На четвертый шаг указывает Павел Шеремета: "Существенное облегчение условий ведения бизнеса по примеру Грузии и Малайзии". Этим широким географическим диапазоном новый министр экономики демонстрирует, что традиционные рецепты свободы предпринимательства работают в самых разных странах - как в монолитной малочисленной Грузии с населением 4,5 млн, так и в разношерстной Малайзии, где проживают 30 млн граждан и ВВП вдвое выше украинского. Об опыте Малайзии П.Шеремете хорошо известно, так как с 2008-го по 2011-й он там служил в качестве советника премьер-министра.
В понятие "благоприятный деловой климат" его старший коллега, г-н Пасхавер вводит такие категории, как беззалоговое микрокредитование для "малышей" бизнеса (например, по бизнес-плану) и демонополизация экономики для крупных игроков.
"Надо наделить Антимонопольный комитет полномочиями, чтобы он мог разделить самых крупных собственников, которые захватили монополию в различных видах деятельности, - делится своими соображениями А.Пасхавер. - Надо восстановить ощущения, что ты можешь заниматься бизнесом".
А чтобы ощущения были не горькими, все эксперты дружно указали на необходимость реальной борьбы с коррупцией, без фальшивых имитаций.
Что делать-5
Пятый шаг в списке рекомендаций на пути построения капитализма - укрощение коррупции. По значимости и сложности это, пожалуй, самый важный шаг. Начинать нужно с судов, уверен Пасхавер. "Когда приходит новый начальник, он просит всех написать заявление об уходе, а потом принимает, - приводит он пример. - Я бы так делал с судебным корпусом, хотя бы с верхушкой. Без этого все остальное просто не получится".
Борьба с коррупцией способна "наградить" бюджет довольно быстрым позитивным результатом. Например, по данным ФРУ, в прошлом году при растаможивании товаров только 50% платы поступало в бюджет, остальное наличными отдавали коррупционерам в погонах. Еще часть суммы не попадала в казну из-за того, что близкие к власти компании провозили через границу груз вообще без оплаты растаможки. В качестве примера Д.Олейник привел компанию ВЕТЭК, которая принадлежит молодому олигарху Сергею Курченко, крупному трейдеру на топливном рынке. За 2013 г. год бюджет "подарил" компании 7 млрд грн недополученных поступлений. Всего же в черной дыре украинской границы, по данным ФРУ, можно найти потери в размере до 40 млрд грн.
Лев Парцхаладзе, председатель совета директоров девелоперской компании "XXI век", приводит в пример родную ему строительную отрасль, где система откатов отлажена как часы. Откат в 20% еще до начала строительства убил отрасль и принес бюджету потери на миллиарды гривен. Если этот механизм остановить, экономике не придется быть безобразно экономной.
Бизнесмен сказал, что замешанные в казнокрадстве чиновники получили срок до 10 марта покинуть свои кабинеты. После этой даты он и его коллеги опубликуют схемы разворовывания страны. "С этим мы дальше жить не можем. Мы будем показывать схемы и передавать их в соответствующие органы, - обещает ZN.UA предприниматель - Надеемся, что поменявшаяся власть и силовики будут действовать по-другому. Раньше силовики тоже были в схемах". Впрочем, и в этом случае необходимо отметить, что в этих схемах участвовали не только чиновники и силовики, но и сами строители. И кому, как не Льву Парцхаладзе, депутату Киевсовета и одному из крупнейших застройщиков Украины, этого не знать?..
Томаш Фиала тоже говорит, что очень важно не повторить ошибок 2005 г., когда новая власть, которой доверяли миллионы, заново раскрутила маховик коррупции. "Думаю, сейчас бизнес и гражданское общество будут реагировать очень жестко, - уверяет инвестбанкир. - Таких людей надо будет заменить".
На вопрос: "Какие у вас ожидания на ближайшее будущее?", автор этих строк услышал то, чего в Украине не слышали уже очень давно. "Думаю, что вторая половина года уже может быть более-менее хорошей, - резюмирует Т.Фиала. - Украина достаточно богатая страна. Если отказаться от коррупции, то справимся довольно быстро".
Не менее оптимистичен видавший в этой стране все режимы Пасхавер: "По сравнению с прошлым режимом станет лучше. Станем ли мы честной страной? Нет. Немножко продвинемся. Но продвинемся не за счет того, что честные люди придут к власти, а за счет того, что общество стало организованней. Оно будет жестче контролировать. Всякая неконтролируемая власть - неэффективна".