UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новый закон «О труде». Диалога не будет?

Либерализация — не всегда лучшее решение

Автор: Ирина Новак

На днях Министерство экономики Украины обнародовало проект закона Украины «О труде» (далее — законопроект), предусматривающего всеобъемлющую либерализацию на рынке труда. Настолько безоговорочную, что даже ярые либертарианцы ужаснулись бы.

По сути своей этот проект — римейк документа с таким же названием начала 2020 года. Тогда попытку власти безусловно либерализовать трудовое законодательство приостановили. К сожалению, противостояние продолжается.

Сегодня власть говорит, что широкая либерализация трудового законодательства должна спасти экономику, страдающую от войны. Повторяет, как мантру, что «легкость» трудовых отношений между работником и работодателем обеспечит приток инвестиций в Украину. Но опыт говорит о том, что и в мирное время инвесторов отпугивали не столько зарегулированные трудовые отношения, сколько коррупция, отсутствие эффективной защиты прав собственности и реформы судебной системы. А здравый смысл подсказывает, что сейчас, когда тех, кто ищет работу, в разы больше, чем рабочих мест, когда речь идет уже, по сути, о «рынке работодателя», государство должно оставаться на стороне работника ради его же защиты.

Читайте также: Люди-функции. Как украинские предприниматели смогут спасти экономику Украины

Вместо этого, судя по законопроекту, государственная политика, наоборот, предусматривает «меньше государства, меньше профсоюзов». При этом правительство, одна сторона социального диалога, самоустраняется от участия в регулировании трудовых отношений и лишает другую сторону — профсоюзы — большей части имеющихся у них полномочий в этом процессе. В результате при заключении трудового договора работник останется наедине с работодателем, а сам трудовой договор станет основным институтом трудового права. Пирамида переворачивается: если сейчас рамочные правила игры на рынке труда, которые нельзя нарушать, определяются законом, то после предлагаемой «либерализации» законодательства каждый отдельно взятый работодатель будет устанавливать их на свое усмотрение, с минимальными ограничениями.

В заключительных положениях законопроекта определено, что после вступления его в силу будет отменен Кодекс законов Украины о труде, Закон Украины «Об оплате труда», Закон Украины «Об отпусках» и другие документы. Впрочем, содержание соответствующих разделов законопроекта свидетельствует о попытке выборочной дефрагментации действующего законодательства путем учета только отдельных норм, скорректированных таким образом, чтобы расширить права бизнеса и минимизировать участие государства и профсоюзов.

Читайте также: Как выиграть в войне за детенизацию наемного труда

К примеру, Закон Украины «Об оплате труда» четко разграничивает в отдельных разделах сферы государственного и договорного регулирования оплаты труда. В законопроекте этому посвящена только статья 81, где в тезисной форме определена сфера влияния государства (кстати, очень спорная, с точки зрения международных трудовых норм) и дана отсылка на законодательство о коллективных договорах. А значит, место таких важных составляющих трудовых отношений, как оплата труда и отпуска, в законопроекте обозначено, формы соблюдены, но содержание минимизировано.

Другой пример предпочтения формы содержанию — часть об условиях и безопасности труда. Элемент, который вместе с занятостью и оплатой труда входит в классическую триаду трудовых прав. Законопроект оставляет законодательство об условиях и безопасности труда вне сферы своего регулирования и ограничивается только статьей 10 «Гарантии прав на надлежащие, безопасные и здоровые условия труда».

Вообще-то Законом «О десоветизации законодательства» (№2215-IX от 21 апреля 2022 года) правительству было поручено разработать проект Трудового кодекса Украины, а не Закон Украины «О труде». Почему именно кодекс? Потому что он предусматривает регулирование всех составляющих трудовых отношений, в том числе и таких, как безопасность и условия труда, коллективные трудовые споры и коллективные договоры. Но правительство ограничилось законом, который по содержанию более правильно было бы назвать «О трудовом договоре», ведь из его 119 статей треть посвящена именно регулированию трудового договора.

Читайте также: Украинские предприниматели массово «выходят на экспорт» — исследование

Не будем забывать и о том, что Украина, получив статус страны — кандидата на вступление в ЕС, будет обязана отчитываться о соответствии национального законодательства европейским нормам, в том числе и в сфере труда. Почему бы в таком случае не перестать ходить окольными путями в поиске спорных либертарианских формул процветания и не обратиться к признанным в мире механизмам?

Еще в июне 2017 года Международная организация труда (МОТ) приняла рекомендацию о занятости и достойном труде в целях обеспечения мира и потенциала противодействия (№ 205). На данный момент она является дорожной картой действий для преодоления последствий военных конфликтов и определяет стратегический подход к реагированию на кризисы на основе социального диалога. Ведь система трудового законодательства и регулирования вопросов труда часто становится одной из жертв кризисных ситуаций, таких как война, а интересы работников в таких условиях игнорируются.

Читайте также: Как изменится трудовое законодательство: что нужно знать работникам и работодателям

МОТ подчеркивает особое значение достойного труда для устойчивого развития в странах, подвергшихся влиянию конфликтов, достижение которого предполагает укрепление институтов рынка труда, предоставление адекватной защиты всем работникам, подтверждение актуальности трудовых правоотношений как средства обеспечить определенность и правовую защиту. Для этого во время кризиса крайне важно поддерживать надежную систему регулирования вопросов труда, а в процессе выхода из него обеспечить, чтобы трудовое законодательство надежно защищало право на достойный труд. Реализация этих установок для нашей страны жизненно необходима, поскольку именно защищенная занятость с достойной оплатой и условиями труда непременно станет весомым аргументом для принятия решения о возвращении в Украину миллионов наших граждан, ставших вынужденными мигрантами в результате войны.

Вряд ли без подготовки нового Трудового кодекса на основе норм европейского и международного законодательства, приняв только отписку в виде упомянутого законопроекта и отдав все на откуп работодателям, мы выдержим конкуренцию с европейскими странами за наших людей.

Больше статей Ирины Новак читайте по ссылке.