UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как минимум, тройной минимум

Если есть реальное желание вытянуть экономику оттуда, где она находится, нужны действия несколько более решительные. Необходимо введение, как минимум, трех минимумов

Автор: Александр Кирш

Ожидания не оправдываются. Руководство страны занято войной. Руководство поменьше не знает, что делать, или вообще не в курсе событий.

Не делается и не инициируется даже очевидное:

- отмена индивидуального характера налоговых разъяснений (позорно-коррупционные п. 52.2 и п. 53.1 Налогового кодекса: не вы это разъяснение покупали - не вам его и танцевать);

- отмена ограничения дохода, на который начисляется единый социальный взнос (20706 грн им облагаются, дальше - офшор для богатых!), которая, кстати, вовсе не означала бы полного учета всех сумм и для расчета самих пенсий - вот тут как раз может быть понижающая шкала.

А ведь обещали…

Вместо этого власть всерьез говорит об уменьшении примерно в два раза (!) ставки этого самого ЕСВ - без четкого пояснения источников (а если говорят, что за счет акциза на табак и спирт, так у нас столько не курят и не пьют!). Причем без какого бы то ни было ускорения пенсионной реформы, при которой негосударственные добровольные пенсионные фонды работали бы не как сейчас - по принципу финансовых пирамид, а с ответственностью, как у государства, за сегодняшних пенсионеров тоже: когда собрали (от одних), тогда и потратили (на других), а далее - аналогично.

Если же это фантастика и таких желающих нет, то не надо ни говорить о реформе вообще, ни сулить нереально низкие ставки пенсионного сбора.

Требованиям же военного времени уровень сообразительности и адекватности не отвечает совсем.

Ну кто додумался в разгар таких событий обложить налогом лекарства? Еще и с неясной ставкой НДС при ввозе, из-за которой они почти месяц лежали на таможне!

И ведь государство ничего от этого не получило - фармзаведения "вспомнили" об НДС, уплаченном по полной ставке за сопутствующие рекламные, информационные, консультационные и маркетинговые услуги, и этими 20% легко компенсировали 7-процентные обязательства.

Во имя чего же обидели больных и раненых?

Или враги?

Вспомним далее, как долго длилась эпопея с удержанием пенсионного сбора с предпринимателей, уходящих на войну, особенно если у них есть наемные работники ("плати с них (да, это бесспорно), а заодно тогда уж и за себя!"). Сейчас уже вроде как утряслось, но почему не сразу? Люди идут отдавать жизнь, а им вдогонку: "Плати в Пенсионный!". Вдруг доживешь…

А попробуйте получить налоговый кредит по законной жалобе на неполучение налоговой накладной из Крыма! Нет, п. 201.10 Налогового кодекса никто не отменял, просто "по жизни" он, извините, в этой части не работает. То, что налоговики не могут Крым проверить, они делают проблемой плательщиков, через закон это не урегулировано, и хотя Крым - часть Украины, в налоговых на местах этот факт не признают, делая крайними предприятия, которые там что-то купили.

Еще рекомендую попытаться получить в зоне АТО справку от ТПП о форс-мажоре, чтобы оправдаться перед зарубежными контрагентами. Вам расскажут, что именно для получения такой справки необходимо, какие именно должны быть доказательства, - и вы справедливо сочтете, что жизнь - дороже.

Родина в лице выступающих от ее имени чиновников перенесла свои мирные привычки на военное время - так простой стандартный коррупционный пофигизм стал саботажем-преступлением.

Плюс непрофессионализм, из которого произрастают законы, действующие 17–18 дней, а то и вовсе не успевающие вступить в силу.

В сочетании же с умом и сообразительностью налоговой, которые она проявляет в своих разъяснениях, отдельные законодательные положения становятся и вовсе анекдотичными. Так, нематериальные активы, приобретенные в 2014 г., имеют право износиться уже в 2016-м, а вот оприходованные в 2013-м должны болтаться до 2023-го. Это, конечно, мелочь, но хорошая иллюстрация последовательности.

Ну а то, что сделать якобы собираются, даже страшно комментировать. И не худо бы знать фамилии тех, кто пропагандирует такие вещи от имени государства. А именно: при растущих планах сбора НДС снизить ставку этого налога (переведя тем самым его собирание из законного в незаконное русло) с 20 до 17%, а при реализации неплательщику НДС - до 7%! То есть ставку уменьшают кому на (20 – 17)/20х100% = 15%, а кому и на (20 – 7)/20х100% = 65%!

Для кого эти авантюры?

Примечательно: когда хотели ввести налог с продаж вместо НДС, государство на это не пошло, разумно и открыто заявляя, что нельзя возлагать основное бремя базового налога на розничную торговлю, умеющую, как никто другой, скрывать выторг.

А тут вдруг - не побоялись: все платят 7%, а она - 17%! Ага, щас!

И ведь что важно: даже если и она, и общепит станут золотыми и пушистыми, кто из производителей в это поверит? Проблема, таким образом, не только в том, что у розницы сформировались некие навыки (кто следит за реализацией левого спирта и табака, тот в курсе), но еще и в том, что это умение известно тем, кто ей продает!

И, зная, что она возложенные на нее 17% ("за всех") все равно не заплатит, никто из ей продающих снижать ей цену (со 100 + 20 до 100 + 7) не будет!

То есть продавать ей станут не за 100 + 7, как задумано, а за в лучшем случае 110 + 7,7 (те же 7%) = 117,7, а дальше - крутись, как умеешь, ибо искусство это принадлежит народу и потому всем известно.

Такие предстоящие новации озвучены, тем не менее, от имени не дяди Васи, а Минэкономики, а параллельно - там же проталкивают старую азаровскую идею со спецсчетами по НДС, омертвляющими оборотные средства предприятий!

Неплохую чиновники закручивают аферу в военное время…

И кто вообще, когда спрос недостаточен, когда экономика задыхается из-за его практически полного отсутствия, когда это отсутствие спроса тормозит производство, а с ним и всю инфраструктуру, умудряется вводить повышенное - на 10 процентных пунктов! - обложение именно конечных продаж именно конечному потребителю?

Или таки засланные?

С другой стороны, то, что было озвучено 6 августа премьером, гораздо более адекватно. Но кто в предписанные сжатые сроки будет переводить задумки на язык законопроектов? Не те ли, кто сочинял все предыдущее?

Теперь - конструктив, коли он еще кому-то нужен.

Если есть реальное желание вытянуть экономику оттуда, где она находится, нужны действия несколько более решительные. В войну даже широкими массами будет понято то, чего в мирное время не простили бы.

Так, необходимо введение, как минимум, трех минимумов:

1) денежная масса в стране - кровь этой самой экономики - должна быть на уровне не ниже объективно необходимого, то есть обеспечивающего европейски-стандартный размер процентных ставок за депозиты и кредиты. Если они оказываются слишком высоки, значит, денег элементарно не хватает, из-за чего нет ни спроса, ни, следовательно, производства, ни, таким образом, отечественной товарной массы, без которой все равно все заглохнет, какой бы красивый курс (вызванный искусственным недостатком нацвалюты) ни красовался при политике "не рисовать, но занимать" (хотя занятые деньги увеличивают цены не хуже нарисованных). При этом чем равномернее неизбежная все равно инфляция, тем больше от нее пользы и меньше вреда;

2) маржа в обменных пунктах ("прием гривни от врагов народа") должна быть директивно установлена на уровне не ниже 20% (это еще очень щадяще, к примеру, доллар "туда" - 11, "обратно" - 13,2; евро "туда" - 15, "обратно" - 18), чтобы спрос не вымывался свободным обменом. То есть этот валютный обмен должен стать для населения или невыгодным, или опасным (поймают - посадят): кто не хочет спасать экономику, должен быть экономически же к этому принужден. Тем самым - в сочетании с ростом денежной массы - будет в неявном виде создан некий налог на недопотребление, способный оживить через спрос производство, вместо противоположного обложения продаж, о котором говорят от имени власти (не хотите оживлять спрос - не надо, но хоть противоположное не делайте!);

3) минимальная налоговая нагрузка на юрлица (и это необходимо провести через Налоговый кодекс) должна составлять (по сумме НДС, налога на прибыль и НДФЛ, удерживаемого как налоговым агентом) к общей фактической выручке, включающей все налоги, не менее чуть откорректированных единоналожных процентов:

5% - для производства товаров и розничной торговли;

7% - для работ и услуг;

для посредничества и оптовой торговли - тоже 7%, но от разницы/вознаграждения.

Иначе налоги, как и сейчас, будут уплачиваться практически добровольно (хоть и шумно), причем только теми предприятиями, на которых отвечающие за их начисление/уплату бухгалтеры (финдиректоры) слабо простимулированы хозяевами своих предприятий.

Ограничитель должен быть гуманным и выполнимым, но без него налоги пока что не собрать. Разве что вытряхивать, не обращая внимания на законодательство. К этому (пока что) все и идет.

Нельзя государство загонять в угол. Даже если оно само туда просится.

Если курс держать зубами - зубы все равно не выдержат, но вместо постепенной пользы будет шок и вред.

Если мирная экономика не находит живого конечного потребителя, то военная - находит мертвого, который в обменный пункт уже не пойдет.

Если не платить налоги законно, Родина (было бы желание) заберет их все равно, но уже так, как у нее, у Родины, получится.