UA / RU
Поддержать ZN.ua

Европы нет, барьеры есть

Отрасли промышленности , составляющие основу экономики, - металлургия, химия, машиностроение - продолжают работать каждая в своих сложных условиях. Причем не только не ожидая особых преференций со стороны российских компаний, с которыми зачастую являются прямыми конкурентами, а даже наоборот - под угрозой новых мер.

Автор: Роман Ивченко

Евроинтеграция, которой так опасались отдельные промышленные предприятия Востока, приостановлена на прошлой неделе. Какого-либо стратегического прорыва в сторону Таможенного союза с тех пор пока не было. Конечно, этого прорыва за такой короткий срок и не могло быть, цыплят по осени считают. В данном случае речь об осени, как минимум, 2014-го, если к тому времени определится внешнеполитический вектор Украины.

Тем временем уже в начале декабря украинские и российские чиновники провели ряд совместных выездов на украинские стратегические предприятия. В качестве следующего шага можно ожидать усиления совместной работы в авиастроении, энергетическом машиностроении, ВПК. В первую очередь, в виде бумажной работы - встречи, консультации. Однако пока в Украине длится политическая неопределенность, конкретные действия по проектам, скорее всего, будут отложены. Остальные отрасли промышленности, составляющие основу экономики, - металлургия, химия, машиностроение - продолжают работать каждая в своих сложных условиях. Причем не только не ожидая особых преференций со стороны российских компаний, с которыми зачастую являются прямыми конкурентами, а даже наоборот - под угрозой новых мер.

Смотрины стратегических предприятий

3 декабря с.г. украинский и российский вице-премьеры Юрий Бойко и Дмитрий Рогозин проехались по украинским предприятиям, имеющим отношение к авиакосмическому комплексу, ВПК и стратегическому энергомашиностроению. Чиновники посетили государственный "Южмаш" (специализируется на производстве ракет), Черноморский судостроительный завод, входящий в "Смарт-холдинг" Вадима Новинского (предприятие раньше производило боевые корабли, в том числе авианосцы), государственный "Заря-Машпроект" (газовые турбины для газотранспортных магистралей), ГП "Антонов" (авиатехника гражданского и военного назначения).

Все эти предприятия не могли не интересовать российскую сторону долгие годы (наверняка интересуют и сейчас, так что указанная поездка для некоторых из них вполне могла быть предприватизационной приценкой). По многим из предприятий были начаты и продолжались совместные проекты, работа по которым то ускорялась, то сворачивалась в зависимости от складывающихся отношений между странами. Например, ряд проектов с "Антоновым" (совместное строительство самолетов Ан-124 "Руслан", военно-транспортного Ан-70) время от времени обсуждались как потенциально перспективные, однако нормальная реализация проектов каждый раз стопорилась. Вот и сейчас можно предположить, что украинские и российские чиновники в очередной раз убеждали друг друга в том, как полезны совместная работа и кооперация. Однако запуск проектов и, в первую очередь, выделение финансирования могут быть отложены до тех пор, пока будут продолжаться политические волнения.

Металлургия:
угроза торговых барьеров
со стороны ТС сохраняется

Ключевая отрасль украинской промышленности - металлургия - особых преимуществ от отхода от евроинтеграции, похоже, не получит. До саммита в Вильнюсе Евразийская экономическая комиссия (наднациональный орган Таможенного союза) опубликовала уведомление от 20 ноября о начале антидемпингового расследования в отношении украинских прутков (арматуры и катанки). Через несколько дней текст уведомления был снят - дружественный, казалось бы, шаг относительно Украины.

Но нет, уже через неделю текст документа появился снова с некоторыми правками. По заявлению российских производителей, в том числе "Евраза", "Мечела", "Северстали", начато расследование, которое может завершиться введением ограничений в отношении украинской продукции. В ближайшие три месяца заинтересованные организации, а с украинской стороны - это предприятия "Метинвеста" и "АрселорМиттал Кривой Рог", смогут предоставлять в ЕЭК свои комментарии и аргументы. Вот как раз в ходе этого расследования и проявится способность российской стороны не на словах, а на деле формировать дружественные торговые отношения.

Арматура и катанка, отгружаемые в страны Таможенного союза, занимают около 4% в общем экспорте металлопроката из Украины. На первый взгляд, это некритическое количество, но за таким расследованием против украинских производителей могут последовать другие. Всего в страны СНГ Украина экспортирует до 20% своего металлопроката, и под угрозой ограничения находятся все остальные позиции, в том числе сортовой прокат, тоже использующийся в строительстве (швеллер, балка).

Еще одним индикатором состояния торговых отношений между Украиной и Россией будут поставки труб для предприятий "Интерпайпа". Напомним, со второго полугодия Таможенный союз не продлил специальную квоту для компании, позволяющую осуществлять беспошлинные отгрузки. Таким образом, продукция заводов при поставках в ТС подпадает под пошлину 19% и выше. В результате за десять месяцев 2013 г. производство труб компанией сократилось на 15% (до 774 тыс. т), и до конца года падение может быть еще большим.

В настоящее время, по заявлению самого "Интерпайпа", чиновники в ЕЭК пересматривают антидемпинговые меры, пошлины, и в идеале по итогам этого рассмотрения могли бы установить индивидуальные пошлины (более низкие). Однако в свете того, что против украинской метпродукции начаты новые расследования по арматуре и катанке, довольно сомнительно, что Таможенный союз пойдет на такое смягчение.

А вагон и ныне там

Критическая ситуация с заказами у вагоностроительных заводов, которые ранее ориентировались в основном на Россию, пока сохраняется. И хотя звучат комментарии от чиновников о том, что отказ от подписания соглашения о зоне свободной торговли с ЕС даст основания возобновить поставки в Россию, пока что это выглядит, как выдача желаемого за действительное. Какой-либо конкретики по возобновлению закупок грузовых полувагонов - основной продукции украинских вагоностроителей, нет.

Напомним, в конце сентября россияне приостановили действие 13 сертификатов на вагоны Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ). В результате в октябре КВСЗ перешел на двухдневку и не производил грузовые вагоны вообще. За девять месяцев 2013 г. предприятие выпустило 5,2 тыс. вагонов, и если ситуация не изменится, то планы завода выдать "на-гора" 6 тыс. штук окажутся несбыточными, несмотря на то, что этот уровень вдвое меньше, чем был в 2012-м. В конце октября российский железнодорожный регистр возобновил действие восьми сертификатов на различные типы вагонов предприятия, но при этом оставил в силе запрет на крытые вагоны, вагоны для цемента, полувагоны. Кроме того, не возобновлено действие пяти сертификатов на продукцию "Азовобщемаша" и девяти - "Днепровагонмаша".

Да и непонятно, зачем российским покупателям наращивать закупки украинских вагонов, если, грубо говоря, они сами не знают, куда девать продукцию местных заводов, резко нарастивших мощности в 2013 г. Тамошние заводы уже сами урезают производственные планы на 2014-й - на 14%, до 50 тыс. единиц, после примерно 30-процентного снижения в 2013-м. При этом особых закупок крупные российские операторы вагонов в 2014 г. не планируют. Ситуация еще в середине текущего года напоминала пузырь, когда сбыт вагонов в РФ происходил на аффилированные компании, в том числе лизинговые. Среди причин падения спроса - снижение объема транспортировки грузов и, соответственно, доходов от оперирования вагонами.

Затоваривание российского рынка - это не просто закрытие еще одного направления для сбыта украинской продукции. Это затоваривание может еще коснуться Украины и напрямую. С 2014 г. россияне вводят требование, согласно которому запрещается эксплуатация грузовых вагонов в возрасте старше 22 лет. Таким образом, под списание могут пойти около 100 тыс. вагонов - еще одна искусственная мера, направленная на то, чтобы оживить спрос на вагоны в РФ. Участники рынка опасаются, что списанная продукция окажется в Украине по бросовым ценам и ударит по отечественным производителям на их же внутреннем рынке.

Несмотря на то, что на традиционном рынке сбыта украинских вагонов - российском - положение дел вряд ли кардинально изменится в ближайшие годы, отечественные вагоностроители прохладно относятся к перспективам поиска новых рынков сбыта в европейском направлении. Глава набсовета Крюковского вагоностроительного завода и его основной совладелец Владимир Приходько заявил в начале декабря, что для перехода на европейские стандарты предприятию понадобится сумма в размере 150 млн евро, в том числе около 100 млн евро на закупку нового оборудования и для опробования образцов новой продукции. Инвестиции в изменение производственного процесса действительно необходимы, ведь в Европе ширина колеи меньше - 1435 мм против традиционной в СНГ 1530 мм. Финансовых ресурсов для такой модернизации у предприятия, дескать, нет, и привлекать на внешних рынках, по мнению Владимира Приходька, не представляется возможным.

2 декабря, уже после неподписания соглашения с ЕС, представители КВСЗ в составе президентской делегации в Китай договорились о поставке 2 тыс. зерновозов в ближайшие полтора года. Твердый контракт предполагается подписать в первой половине 2014-го. Фокус на выпуске специализированных вагонов в условиях перепроизводства полувагонов - это один из способов нащупать спрос. Однако еще предстоит убедиться, действительно ли китайцы захотят приобретать украинский подвижной состав в то время, когда их предприятия сами активно выходят на внешние рынки и зачастую конкурируют, выставляя очень низкие цены.

Если подытожить, ситуация за ноябрь кардинально не улучшилась, вагоностроители по-прежнему пока находятся без новых серьезных заказов на продукцию и вынуждены потуже затягивать пояса.

Химзаводы запускаются
благодаря внешнему рынку

Ситуация на рынке минеральных удобрений начинает стабилизироваться. Падение цен на продукцию, продолжавшееся с февраля текущего года, прекратилось. На отдельные виды продукции цены даже выросли. Например, на карбамид - до 312 долл./т в черноморских портах в средине ноября по сравнению с достигнутым в сентябре "дном" на уровне 297 долл./т, тогда как еще в январе цены составляли 411 долл./т. Такая динамика экспортных цен, которые складываются для производителей из СНГ, следует за конъюнктурой китайского рынка, задающего тон для многих других регионов.

Обвал котировок весной случился из-за падения цен на энергетический уголь - основной компонент себестоимости для китайских производителей. Также повлияло введение новых мощностей в Китае и падение закупок со стороны тамошних фермеров. Так вот, к ноябрю цены на уголь начали подниматься, а китайские фермеры приступили к формированию запасов удобрений на следующий год. Это создает предпосылки для дальнейшего роста цен вплоть до первого-второго кварталов 2014 г. Такой подъем - сезонное явление, которое наблюдается последние три года. Кроме того, свой позитивный вклад в рост цен внесет оживление рынка стран Латинской Америки, а также Индии.

Улучшение конъюнктуры рынка позволяет украинским химзаводам запускать остановленные в сентябре мощности или увеличивать загрузку. Одним из остановленных тогда предприятий был черкасский "Азот", входящий в OstChem Дмитрия Фирташа. Его руководство заявило в начале декабря, что на заводе запущены две линии по производству карбамида после того, как был восстановлен выпуск аммиака. Также черкасский "Азот" намерен увеличить производство аммиачной селитры, поскольку уже сейчас ощущает рост спроса на внутреннем украинском рынке. Почти двухмесячный простой был использован для проведения текущих ремонтов.

Другое предприятие фирташевского холдинга - "Стирол" во время остановки тоже проводило ремонтные работы, но поскольку эти работы еще продолжаются, перезапуск планируется на январь 2014-го. Частично возобновляет работу и северодонецкий "Азот", который, по неофициальной информации, работает пока на привозном сырье из России - аммиаке, производя селитру. По такой схеме предполагается отработать до весны, пока ситуация на рынке не пойдет на заметную поправку.

Таким образом, простой украинских химиков, обеспечивающих 6–7% валютной выручки страны, оказался минимальным по сроку. И уже с января ситуация начнет нормализоваться.

В сухом остатке работа украинской промышленности после 28 ноября кардинально не изменилась. Вопросы на повестке дня и диспозиции сторон остались те же. Большинство предприятий функционирует в условиях ужесточающейся конкуренции на внешнем рынке. Маловероятно, что украинскую продукцию, конкурирующую с российской на рынке Таможенного союза, ожидают особые преференции. Пока что украинских производителей ждут в ТС только новые торговые барьеры.