Традиционная повестка саммитов "большой восьмерки" (G8) состоит из обсуждения глобальных экономических проблем. Но иногда "горячие точки" планеты корректируют ранее намеченные планы. В этот раз "кровавый" сирийский кризис и неожиданный ход его обсуждения отодвинули все остальные темы (и даже "горячую" нынче тему офшоров) на задний план. На саммите в Северной Ирландии под председательством Великобритании неожиданным стало многое: жесткая позиция российского лидера, дипломатическое малодушие остальных и в результате - забрезживший раскол "восьмерки" по формуле 7+1. Впрочем, экономический контекст, немного померкший за политическими перипетиями, оказался очень даже весомым.
Сирийский гамбит
Конечно, единодушия в партнерах по "восьмерке" никто не ожидал. Тактические расхождения и несовпадение взглядов присутствуют в любом сообществе. Но никто не предполагал, что в ответ на довольно обтекаемую резолюцию по Сирии (написанную так, что даже имя сирийского президента Асада не упоминалось, дабы не возбуждать лишний раз Кремль) российский президент без обиняков заявил, что его страна продает и будет продавать оружие законному правительству Сирии, и международные нормы она не нарушает.
А накануне саммита на "ледяной" пресс-конференции британского премьер-министра Кэмерона и президента Путина последний рассказал, что знал: дескать, сирийская оппозиция, которой намереваются поставлять оружие западные страны, - это каннибалы, "которые не только убивают своих врагов, но и съедают их внутренности на глазах у публики и под камерой".
Впервые за все годы пребывания России в "клубе восьми" ее лидер позволил себе столь открытую конфронтацию с остальными. Из чего напрашивается естественный вывод - при таких глубинных расхождениях между ключевыми игроками конфликт в Сирии далек от завершения.
Из высокопоставленных партнеров открыто возмутился лишь премьер-министр Канады Стивен Харпер, обвинив Россию в поддержке "головорезов в Дамаске". Свое недоумение громко высказали оппозиционные британские лейбористы, назвав совместное заявление "по Сирии" участников саммита "провальным". Как заявил теневой министр иностранных дел Дуглас Александер, оказалось, что "реальным выбором британской дипломатии является не вооружение сирийской оппозиции, а привлечение россиян к разрешению конфликта". А вот кто дал волю смеху, иронии и сарказму, так это британская пресса. На утро второго дня саммита первые страницы больших и малых изданий вышли с уничижительными карикатурами - как в адрес "семерки", так и по поводу ее восьмого члена.
Тем не менее декларацию по Сирии Россия в лице Путина подписала. В ней содержится призыв к официальному Дамаску и к оппозиционным силам отмежеваться от радикальных групп исламистов и террористов.
Что касается итогового коммюнике, то оно всецело построено с учетом "ранимой" позиции российской стороны: нет требования об обязательной отставке сирийского президента, нет пункта о вооружении сирийской оппозиции, но есть поддержка расследования ООН об использовании в Сирии химического оружия. Также оговорена международная конференция в Женеве.
"Восьмерка" или "7+1"
В этот раз выбор места для встречи лидеров восьми стран было более чем символичным - Северная Ирландия, на землях которой еще в 90-х годах прошлого столетия католики и протестанты сходились в кровавом противостоянии. Однако путем сложных и длительных переговоров стороны пришли к мирному сосуществованию. Как ни парадоксально, символ этот на встречу лидеров "восьмерки" повлиял почти наоборот: перед ними забрезжил раскол по формуле "7+1".
Семь наиболее развитых в индустриальном и экономическом плане стран в 1976 г. создали свой "клуб", назвав его Group of seven (с легкой руки газеты "Коммерсант" в 1991 г. группа получила название "большая семерка"). В начале 90-х в клуб "больших и развитых" пригласили постсоветскую Россию в качестве наблюдателя. Этот жест доброй воли предполагал принятие в свой круг чуждого пока
элемента для постепенной его трансформации в русле западной демократии, во избежание резких движений и поворотов назад, в прошлое. В 1998 г. Россия из наблюдателя перешла в партнеры, и "семерка" стала "восьмеркой". Однако смена названия не изменила сути: в "восьмерке" оставалась "семерка" в качестве коллективного менеджера глобальной экономики. Восьмого члена - Россию - на финансовые совещания не приглашали.
Прошедший 17–18 июня североирландский саммит "восьмерки" обозреватели окрестили "неудавшимся", и большинство занялось прогнозом - как скоро "восьмерка" опять станет "семеркой". Хотя, по правде говоря, предназначение элитного клуба семерых, с тех пор как он был создан, потеряло свою актуальность. Ведь сегодня обсуждать проблемы глобальной экономики без таких ключевых участников, как Индия и Китай, уже невозможно. Для этого, собственно, и была создана параллельная структура - "большая двадцатка". Однако не следует игнорировать и тот факт, что "семерка" создавалась не только в соответствии с критериями рыночной экономики, но и на основании общих принципов и демократических ценностей. Поэтому сегодня странам из "семерки", а, попросту говоря, их лидерам приходится выискивать все более изощренные оправдания своего деликатного терпения по поводу происходящего в России - преследования инакомыслия, избирательного правосудия, травли оппозиции, а заодно и своего дипломатического ухода от ответа на резкие формулировки российского президента.
Крупнейший
торговый пакт
Кроме "сирийского дебюта", на саммите в Лох-Эрн (курортный городок на одноименном озере) обсуждались и другие вопросы. Один из них уж точно смягчил горечь первого дня. Накануне саммита было заявлено о начале переговоров между Евросоюзом и США по вопросу двустороннего торгового соглашения. Если за двухлетний период удастся заключить такой пакт и воплотить его в жизнь, то это событие, по мнению экспертов, будет крупнейшей экономической реформой, способной "изменить картину глобального мира".
За месяц до саммита "большой восьмерки" премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон побывал с визитом в США, где обсуждал с президентом Бараком Обамой именно вопрос свободной торговли между США и Евросоюзом. По нескольким причинам именно британское правительство было заинтересовано в успешном обсуждении данного вопроса на саммите G8 - между лидерами стран ЕС, президентом США и главой Еврокомиссии.
Во-первых, всем в Евросоюзе сегодня нужен устойчивый экономический рост. По словам Кэмерона, планируемое соглашение будет способствовать созданию почти 2 млн рабочих мест, снижению потребительских цен. В конечном итоге страны ЕС извлекут выгоду в размере около 160 млрд долл., США - 125 млрд, и даже страны - нечлены пакта обогатятся на 135 млрд долл.
Во-вторых, сама Британия, 51% экспорта которой направляется в страны ЕС, заинтересована в таком рынке.
В третьих, на родине Кэмерона настолько усилились антиевропейские настроения, что он вынужден был пообещать на 2018 г. референдум по вопросу выхода Великобритании из ЕС, сам при этом не будучи сторонником такого шага. Если торговый пакт между ЕС и США успешно осуществится, есть все шансы на то, что консервативно настроенные граждане Альбиона все-таки захотят остаться в семье ЕС.
Президент США объявил, что первый раунд переговоров пройдет в Вашингтоне в июле с.г. А сформированная в 2011 г. рабочая группа должна завершить согласование различных предложений к концу 2014-го. Разногласия между партнерами имеются не только в такой традиционно чувствительной сфере, как сельское хозяйство (из-за его субсидирования в некоторых европейских странах). Например, Франция едва не похоронила этот многообещающий план, угрожая применить право вето. Она категорически отказалась открыть свой рынок для американской развлекательной продукции. Посему за день до саммита в Лох-Эрн было учтено требование Франции об исключении из переговоров отрасли кино и телевидения.
Попытки заключить глобальное торговое соглашение предпринимались давно, но безуспешно. Слишком много разногласий между крупнейшими экономиками Запада и Востока. Поэтому "восьмерка" решила вначале воплотить так называемый региональный пакт (насколько можно так назвать торговый рынок между двумя побережьями Атлантического океана). В ЕС заявили, что будущее соглашение должно отменить оставшиеся экспортные тарифы и стандартизировать технические требования и сертификаты. На самом деле не только последствия глобального финансового кризиса заставляют развитые экономики мира искать более действенные локомотивы восстановления. Еще одна из причин - глобальная конкуренция в лице молодых и агрессивных экономик из группы БРИКС, "двадцатки" и даже из Next-11. Збигнев Бжезинский, выступая в апреле в Братиславе, заявил без обиняков, что в "качестве противовеса китайской мощи западные демократии должны создать трансатлантический торговый блок". Поскольку Россия в него не входит априори, то некоторые обозреватели поспешили назвать потенциальный блок "экономическим НАТО".
Офшорный пункт
Еще один пункт повестки - офшорный - дождался и своего обсуждения, и даже соглашения. Открывая саммит, британский премьер Дэвид Кэмерон особо подчеркнул необходимость наведения порядка в налогообложении и устранения "всех лазеек для уклонения от налогов". И вопрос этот, можно сказать, был более важным для будущего, чем эмоциональная разрядка по "горячему" сирийскому вопросу. Как заявил утром второго дня саммита, 18 июня, министр финансов Великобритании Джордж Осборн, "за последние 24 часа сделано больше, чем за предыдущие 24 года", имея в виду существенный прогресс в договоренностях о прекращении тайны налогов и уклонении от их уплаты.
Лидеры развитых стран заявляют, что нужна международная система налогообложения, соответствующая XXI ст. Существующая система офшоров, созданная еще после Первой мировой войны, с 1920-х годов никак не обновлялась. В то время как мир движется вперед семимильными шагами цифровых технологий.
Но почему именно сейчас так остро поставлен вопрос деофшоризации мировой экономики? Да все по той же болезненной причине - слишком медленно западные страны преодолевают последствия финансового кризиса 2008 г. По мнению лидеров "восьмерки", прекращение практики укрытия налогов в офшорных зонах существенно наполнит национальные бюджеты. Одним из пунктов соглашения значится обязанность транснациональных компаний платить налоги в той стране, где образуется их прибыль. Для изложения широкого плана действий по данному вопросу "восьмерка" намерена привлечь Организацию экономического сотрудничества и развития. Планируется также, что существенный результат в борьбе с уклонением от налогов даст создание зоны свободной торговли между ЕС и США.
Но главный пункт достигнутого соглашения - обязанность компаний раскрывать налоговым органам своих истинных владельцев. И в продолжение - автоматический обмен информацией между налоговыми органами разных стран. Канцлер Осборн заметил также, что растет общественное давление с требованием создать открытые публичные реестры о владельцах собственности, но против выступает бизнес во многих странах G8. Обозреватели, правда, отмечают, что нынешняя инициатива Лондона по преобразованию мировой системы налогообложения потребует масштабных сдвигов во всей конструкции мировой экономики и займет, по меньшей мере, около десятилетия. Тем не менее первый шаг уже сделан.
Примечательно, что Россия, пребывая на саммите в одиночестве по сирийскому вопросу, в решении офшорной проблемы целиком поддержала предложения своих партнеров по "восьмерке". Не только потому, что, перенимая председательство в G8, она решила завершить неудачное собрание положительным жестом. А и потому, что Путин еще полтора года назад, возвратив президентство, объявил борьбу с офшоризацией российской экономики приоритетом национальной политики. С тех пор, правда, существенных подвижек в данном деле не наблюдается. Но, возможно, глобальное движение против укрывательства налогов поможет и России, и другим "офшорозависимым" экономикам (наподобие, в том числе, и украинской) встать на путь преодоления этого опасного недуга.