Рекомендация Еврокомиссии Европейскому Совету начать переговоры о вступлении Украины в Европейский Союз не просто шаг — скачок Украины в Европу. В кулуарах Еврокомиссии с большой уверенностью говорят и о позитивности будущего декабрьского решения Европейського Совета, и об успешном выполнении Украиной незакрытых вопросов к марту 2024-го, и о начале скрининга имплементации законодательства сразу же после решения СЕ, пренебрегая обычной процедурой. Пусть не ослепит нас этот оптимизм. Обратная сторона есть у каждой медали.
Было бы неплохо, если бы нашу готовность к членству в ЕС анализировали не только в Брюсселе, но и в Киеве.
Отчет Еврокомиссии — это подробный анализ в полторы сотни страниц. Кроме прочего, в нем содержится и немалый перечень заданий, которые должна выполнить Украина.
Так, экономический блок включает стандартные «вечные» планы — от прозрачности госфинансов и поддержки макростабильности до уменьшения регуляторно-административного бремени на бизнес и решения структурных проблем рынка труда, в частности снижения теневой занятости. Впрочем, в отчете есть и конкретные задачи к выполнению, причем на ближайший год.
Перечень не исчерпывающий, это только основные пункты по экономическому блоку преобразований:
- подготовиться к возврату режима гибкого курсообразования, таргетирования инфляции и среднесрочного бюджетного планирования;
- привести в соответствие с нормами ЕС законодательство о госзакупках (в том числе свести к минимуму исключения из законов о госзакупках), концессии и государственно-частном партнерстве;
- продолжить гармонизацию с европейскими нормами законодательства по техническому регулированию, стандартизации, оценке соответствия, метрологии, аккредитации и рыночному надзору;
- усовершенствовать систему защиты прав интеллектуальной собственности и адаптировать к европейскому законодательство об авторском праве, праве промышленной собственности и коммерческой тайне;
- гармонизировать с европейским законодательство о конкуренции и государственной помощи;
- начать подготовку к присоединению к Европейской сети служб занятости, продолжить процесс взаимного признания профессиональных квалификаций и заключить дополнительные соглашения о координации социального обеспечения с государствами — членами ЕС;
- привести в соответствие с европейским законодательством требования к трансграничным операциям и к раскрытию информации о компаниях и иностранных филиалах;
- внедрить автоматический обмен налоговой информацией с ЕС, продолжить внедрение норм Директивы по борьбе с уклонением от налогообложения и гармонизировать с европейским налоговое законодательство в части НДС и акцизов;
- привести в соответствие с принципами Международной организации комиссий по ценным бумагам полномочия НКЦБФР;
- согласовать с европейскими регулирование банковского и страхового секторов и рынков ценных бумаг, инвестиционных фондов и инвестиционных услуг.
Это действительно нужные Украине перемены, которых мы, без преувеличения, ждем годами. И очень хорошо, что хотя бы перспектива вступления в Союз катализирует эти процессы.
Но это вряд ли подготовит нас к членству на равных правах и минимизирует наши будущие потери от вхождения в ЕС. Да, именно потери, и мы должны трезво их оценивать, если хотим получить от интеграции максимум преимуществ, а не просто радоваться тому, что нас на правах четвероюродной внучатой племянницы приняли в европейскую семью.
Украина действительно уже близка к ЕС как никогда. Доля Евросоюза в украинском экспорте на сегодняшний день составляет 62,5%, а доля ЕС в нашем импорте — 47,3%. Для сравнения, в Польше, являющейся членом ЕС с 2004 года, доля экспорта в страны Союза сейчас составляет 73%, а импорта из стран ЕС — 67%. Очень близко в цифрах, но это очень разный экспорт/импорт по структуре. Потому что основные экспортные статьи поляков — это автомобили и их запчасти, электрическое оборудование, готовые промышленные изделия и готовые пищевые продукты. А их основной импорт — авто, другой транспорт, нефть, телекоммуникационное оборудование и медикаменты. Значительно более сбалансированно, чем у нас, когда мы туда чаще всего продаем агросырье, а там покупаем все, что требует хоть какой-то переработки. И здесь нет третьего варианта, ты или сырьевая база, или полноправный член.
Быть базой трудно хотя бы потому, что приток валюты от продажи товаров хронически будет отставать от расхода той же валюты на покупку технологического импорта, что является одним из основных макроэкономических рисков. А технологические бизнесы хронически будут убегать в страны, где трансфер технологий, нет, не быстрый, а просто есть. Вместе с научной базой и R&D. Вместе с инвесторами и рынками капиталов.
Уедут из Украины и люди. Почти 2,5 миллиона поляков уехали в другие европейские страны после присоединения Польши к ЕС в 2004 году. Возвращаться домой они начали только в 2019-м, когда разница оплаты труда в Польше и средней оплаты в других странах Союза наконец стала меньше 30%. То есть мы сможем перестать волноваться из-за трудовой миграции, когда средняя зарплата у нас будет около 60 тысяч гривен.
Наша финансовая зависимость только усиливает нашу роль внучатой племянницы в ЕС.
С третьего квартала этого года ЕС стал крупнейшим донором Украины: Европейская комиссия и Совет одобрили выделение 77 млрд евро, правительства стран — членов ЕС — 47 млрд, Европейский фонд мира — 5,6 млрд евро, Европейский инвестбанк — 2,3 млрд евро. Кроме этого, в июне 2023-го Еврокомиссия объявила о создании Ukraine Facility — фонда в 50 млрд евро, который будет покрывать краткосрочные потребности Украины в течение ближайших четырех лет. И что же плохого в финансовой поддержке, не ради ли доступа к европейским фондам мы это все затевали? Безусловно, но если ты реципиент, а не донор, твой голос в европейском хоре даже не услышат. А он нам понадобится, хотя бы когда страны ЕС в который раз будут блокировать доступ наших производителей на свои рынки. Но что мы сейчас делаем ради своей финансовой независимости? Выполнение рекомендаций ЕС полезно и важно, но они точно не об изменении экономической модели.
Вчитайтесь внимательно в слова Урсулы фон дер Ляйен: «…Для самого Европейского Союза преимущества также впечатляющие. Расширение нашего единого рынка приносит экономию масштаба для нашего бизнеса. Увеличивается наша конкурентоспособность и, следовательно, сила нашего единого рынка. Наша история расширения была беспрецедентной историей экономического успеха. Если вы посмотрите на глобальную привлекательность ЕС, то его расширение также увеличило наше влияние как торгового партнера...».
Все правильно, выгоды ЕС от расширения на рынок огромной Украины очевидны: еще больше рынков сбыта готовых товаров в обмен на сырье, еще больше места для производств и доступ к дешевой рабочей силе, еще один источник омоложения стареющих рынков труда западноевропейских стран.
Именно поэтому подготовка к вступлению — это не о трех пунктах, которые мы должны выполнить до марта 2024-го, и даже не о ста трех пунктах на будущее, содержащихся в Отчете Еврокомиссии.
Мы должны готовиться по собственному плану, который значительно шире и значительно сложнее для выполнения, чем принятие закона о лоббизме или изменений в антикоррупционном законодательстве. Ведь наша доля выгод от вступления в ЕС напрямую будет зависеть от того, какой на тот момент будет наша экономика и в каком направлении будет развиваться.
А если мы не будем готовиться, то еще и проиграем в перспективе. Несмотря на общее представление о невероятных экономических преимуществах, которые дает стране членство, в деталях все не так просто и не всегда о преимуществах.
Общий рынок — это постоянная борьба за место на нем. Прозрачные границы — это хроническая миграция образованной молодежи в более богатые страны. Общая валюта — чрезвычайный риск и хроническая зависимость монетарной политики от общей температуры в евросоюзовской больнице. Сближение бизнес-сред — бесконечная конкуренция со странами-соседями в налоговых и административных регуляциях. В такой высококонкурентной среде съедят, не поперхнувшись, даже Украину образца 2021 года, что уж говорить об Украине сегодняшней. Не потому, что ЕС плохой, а мы хорошие, просто ЕС сильный, а мы слабые. Настолько, что буквально рискуем раствориться в этом Союзе.
А значит, кроме плана работ, который нам очертили европейские коллеги, у нас должен быть собственный план, по меньшей мере вдесятеро больше и сложнее. Это вопрос выживания, без преувеличений. Надеюсь, у нас этот план есть.