UA / RU
Поддержать ZN.ua

Экономические перспективы 2024-го для Украины

Автор: Александр Петрик

Уходит в историю 2023-й — второй год полномасштабной войны РФ против Украины. Многие экономисты в Украине и за границей подводят итоги экономического положения за уходящий год и делают прогнозы на следующий. В целом оценки экономических итогов почти всех экспертов единодушны: фактические результаты, с которыми экономика заканчивает год, оказались намного лучше, чем ожидались почти всеми экспертами в его начале и даже в середине.

Несмотря на военные действия на фронтах и почти ежедневные бомбардировки украинских городов, Украина получила целых две «пятерки» по экономике, причем по двум основным экономическим показателям. Реальный ВВП Украины по итогам 2023-го увеличится приблизительно на 5% и инфляция по состоянию на ноябрь составляла 5,1% в годовом измерении. Основными факторами экономического роста являются высокая адаптивность украинского бизнеса к сложным условиям военного времени, бесперебойные поставки электроэнергии для экономики со стороны энергетического сектора, высокий урожай в аграрном секторе, а также стабильная внутренняя макроэкономическая среда. Инфляция снижалась в течение года, бесперебойно работала банковская система и стабильно функционировал валютный рынок при том, что НБУ отошел от политики жесткой привязки гривни к доллару США и перешел к политике управляемой гибкости курса национальной валюты.

Читайте также: Новые рецепты для украинской экономики

Что касается прогнозов и оценки рисков, на которых базируются эти прогнозы, на следующий 2024 год для экономики Украины следует выделить основные риски: приостановка или нехватка внешнего финансирования дефицита бюджета Украины, интенсификация военных действий на фронтах и обстрелов городов и экономических объектов со стороны агрессора, продолжение блокирования транспортных коридоров для экспорта, как морских, так и сухопутных.

Внешнее финансирование. В 2023 году дефицит государственного бюджета составлял около 44 млрд долл. и полностью финансировался из внешних источников. Все доходы бюджета шли на финансирование войны. Поэтому все внешнее финансирование поступало на бюджетирование социальных и других расходов правительства. В 2024 году дефицит бюджета также превысит 40 млрд долл., поэтому финансовая помощь крайне необходима Украине для финансирования внутренних расходов и, соответственно, для сохранения макроэкономической и финансовой стабильности.

Сейчас есть некоторое беспокойство с задержкой основных финансовых трансферов из Соединенных Штатов и Европейского Союза. В США такая задержка связана с политическим противостоянием двух партий в Конгрессе и, в частности, с вопросом внутренней безопасности и защиты южной границы, а в более общем смысле — с усилением предвыборной борьбы этих двух основных политических сил. А вопрос финансирования Украины привязан к одному пакету с финансированием повышения внутренней безопасности США, что делает нашу страну заложником внутриполитической борьбы демократов и республиканцев.

В Европе одна страна — член Евросоюза продолжает антиукраинскую политику и блокирует пакет финансовой помощи Украине в размере, превышающем 50 млрд евро. Поэтому, кроме размера внешнего финансирования, не менее важна ритмичность его поступления. В частности, официальные лица в Министерстве финансов Украины подчеркивают риски с внешним финансированием в январе-феврале 2024 года, но вместе с Национальным банком пытаются в таком случае найти альтернативные источники, чтобы не прибегать к крайней мере — прямому финансированию дефицита бюджета со стороны Национального банка, который уже применялся в первый год вторжения РФ и может повысить риск финансовой дестабилизации.

Читайте также: Экономика Украины адаптируется, но до реального облегчения еще очень далеко

Другим направлением снижения долговой нагрузки и, соответственно, уменьшения расходной части бюджета является необходимость приложения усилий украинской властью по возможности реструктуризации внешнего долга. Это может быть как полная реструктуризация, так и частичная. Также возможен вариант так называемой заморозки погашений на период, пока идет война. То есть существует множество сценариев облегчения долгового бремени, и над этим должны профессионально и настойчиво работать с внешними кредиторами правительство и дипломатия. Этот вопрос также должен рассматриваться в рамках выполнения программы расширенного финансирования МВФ и при непосредственном участии в таких переговорах последнего.

Важной основой для дальнейшей макрофинансовой стабилизации является продолжение финансового сотрудничества с МВФ и другими международными финансовыми организациями. Пока Украина выполняет условия четырехлетней программы расширенного финансирования (EFF), прошла уже два так называемых пересмотра программы и получила соответствующую финансовую помощь со стороны МВФ. Продолжение программы является ключевым для получения другого финансирования от стран-спонсоров и других международных финансовых институтов. Поэтому дальнейшее выполнение Украиной всех предпосылок и маяков программы и в дальнейшем должно быть приоритетом.

Значительным финансовым усилением государственного бюджета и финансовой помощи ВСУ должно стать улучшение эффективности использования бюджетных средств. Об этом постоянно напоминают как внешние кредиторы, так и представители гражданского общества в Украине. Именно подобная эффективность должна быть прямым следствием борьбы с коррупцией, улучшения качества государственного управления, ускорения судебной реформы и остальных институциональных реформ. Именно такие маяки и заложены в программе расширенного кредитования. И, наконец, эта текущая программа расширенного кредитования должна быть доведена до конца, в отличие от многих предыдущих программ, в течение выполнения которых в прошлом Украина по разным причинам сворачивала с пути реформ и не выполняла взятые на себя обязательства. Осуществление предусмотренных программой реформ и мер также облегчит принятие решений о финансовой помощи со стороны парламентов и правительств стран — спонсоров Украины. Прозрачность и подотчетность в использовании финансовых ресурсов Украиной лишат ключевых аргументов противников помощи для Украины.

Прогнозирование макроэкономических показателей в текущих условиях является очень сложной задачей из-за неопределенности, вызванной войной. Все эксперты, имеющие дело с экономикой Украины и составляющие макроэкономические прогнозы, предполагают, что война будет продолжаться в течение всего 2024 года как минимум, и никто из них не закладывает окончание активной фазы боевых действий в следующем году. Соответственно, военный риск для макроэкономического прогноза остается основным и делает неопределенности по прогнозу значительными даже на очень коротком временном промежутке.

Читайте также: Экономический суверенитет послевоенной Украины: ни шага назад?

Консенсус-прогноз по украинскому экспорту остается умеренно оптимистичным. Он базируется на предположении о частичном или даже полном разблокировании грузовых перевозок на западных границах в течение следующего года, а также о возможном расширении экспорта по водным путям. Основываясь на этих предположениях, экспертная среда оценивает реальный рост ВВП в 2024 году в пределах от 3 до 5%, а прогноз среднегодовой инфляции будет находиться в диапазоне 5–8,5%.

Существенным вызовом для экономики и ее макрофинансовой стабильности в случае интенсификации войны может стать и 2025 год. Будущие выборы в Соединенных Штатах в следующем 2024 году могут изменить геополитическую картину и также привести к реализации негативных рисков по военной и финансовой поддержке Украины. Усиливают риски и политические изменения и настроения в отдельных европейских странах, которые могут оказать негативное влияние на военную и финансовую поддержку Украины в войне с агрессором, а также создавать преграды на пути Украины в Европейский Союз. Поэтому среднесрочный прогноз сейчас очень неопределенный и несет значительные негативные риски (downside risks).

Впрочем, понимание того, что борьба Украины против РФ является не только экзистенциальной задачей самой Украины как независимого государства на карте мира, а также геополитическим интересом всех демократических стран мира по существующему миропорядку, который сложился и эффективно функционировал после Второй мировой войны, поддерживает наш оптимизм по продолжению финансовой и военной поддержки нашей страны и окончательному поражению агрессора.