Немецкие выборы в воскресенье 22 сентября имеют, как кажется уже многим, предсказуемый результат, но, в то же время, чреваты непредсказуемыми последствиями, как для Германии, так и для Европы в целом. Не будет преувеличением сказать, что политическая, а также отчасти и экономическая жизнь целой Европы почти парализована в последние несколько месяцев именно потому, что все страны, лежащие от берегов Атлантики до границ с Украиной, ожидают результатов голосования в Германии. Определенно, что в ожидании находятся и политики за восточными рубежами ЕС - в Киеве и Москве, уж точно. Некоторые даже назвали такой эффект немецких выборов-2013 "гипнозом", подействовавшим более всего на самих немцев. У них в стране все хорошо, а фактор международного ажиотажа по поводу их выбора, пожалуй, им менее всего интересен. Немцы не хотят резких перемен. А если бы и хотели, то в списке из 29 партий просто не находят тех, кто мог бы сделать их жизнь существенно лучше. Это тот случай, когда у главных конкурентов есть противоречия, но они не столь существенны, чтобы вызвать перемены. В этих условиях голосовать будут за лидера, а у нынешнего канцлера Ангелы Меркель достойных конкурентов не оказалось. Третий срок на посту канцлера Германии ей уже практически обеспечен. Однако все говорит о том, что следующие четыре года для нее, для Германии и Европы в целом не будут простыми.
"Большая коалиция", или Ожидаемые неожиданности
Главный вопрос нынешних выборов - конфигурация будущей правящей коалиции в Германии. Согласно опросам, блок Ангелы Меркель - Христианские демократы/Свободные демократы (ХДС/ХСС) - получит 39-40% со значительным отрывом от главных конкурентов. Но вот младшие партнеры по нынешней коалиции - либеральные Свободные демократы (СвДП) - пока балансируют на критическом для прохождения в Бундестаг уровне - 5%. При этом Меркель явно не желает им сегодня помогать, и это наблюдатели рассматривают как наиболее очевидную перемену в политике канцлера. Ангела Меркель ничего не делает, чтобы сохранить существующую коалицию, и, видимо, ждет, что скажут ее избиратели.
Но возможным результатом выборов в Бундестаг 22 сентября может стать и попытка Ангелы Меркель договориться с главными конкурентами. Оппозиционеры из социал-демократической партии (СДПГ) вместе с вероятными партнерами - "зелеными", как ожидают, получают 25-26% и 9-11% соответственно. Партия Левых может взять еще 9-10%, выдвигая идеи справедливого передела богатства. Однако лидер эсдэков Пеер Штайнбрюк пока отказывается от варианта "красно-красно-зеленой" коалиции, тем самым намекая на то, что после выборов также готов к разговору с Меркель. Но этот шаг Штайнбрюка может вызвать раскол в рядах самих эсдэков, часть которых выступает именно за союз с Левыми и против каких-либо соглашений с Меркель.
Большая коалиция ХДС/ХСС и СДПГ, кстати, уже существовала в первый срок канцлерства Меркель в 2005-2009 гг. В Германии еще помнят как Меркель и Штайнбрюк сообща спасали страну от последствий глобального финансового кризиса 2008-го, обеспечивая стабильность работы банковской системы и защиту вкладов населения.
Сегодня большая коалиция действительно необходима, если канцлер задумает проводить реформы. Ей критично необходимо подавляющее большинство в парламенте. Но если реформ не последует, то этот альянс приведет к годам застоя, когда большие партии будут мешать друг другу и вести в рамках коалиции скрытую борьбу.
В таком правительстве Штайнбрюк - человек импульсивный и вспыльчивый по натуре - мог бы сыграть роль катализатора перемен. Ведь как ни сильна сегодня экономика страны с 80-миллионным населением, без реформ и реструктуризации ей, видимо, не обойтись. Главные проблемы - старение населения и зависимость от экспорта, низкий приток инвестиций. Германия перед выбором - сохранять или нет немецкую модель с большим удельным весом промышленного сектора или последовать путем инновационного развития. Организация по экономическому сотрудничеству и развитию (OECD) отметила, что с 2007 г. Германия осуществила наименьшее количество реформ, нацеленных на рост экономики, и если так будет продолжаться, с ежегодным увеличением ВВП на 1%, Германия уже к 2016-му окажется на последнем месте в Европе по темпам развития. К сожалению и немалому удивлению, все эти вопросы и вызовы были вынесены за скобки предвыборной кампании.
Для создания коалиции сторонам потребуется прийти к согласию по ряду принципиальных вопросов: социал-демократы настаивают на введении минимальной заработной платы на уровне 8,5 евро в час и минимальной пенсии 850 евро в месяц. В повестку дня следующего правительства эсдэки могут вернуть вопрос реформы трудовых отношений, инициированной во времена последнего социал- демократического канцлера Герхарда Шредера (правда, ее результатами воспользовались конкуренты и Меркель, в частности). Были снижены госсубсидии рабочим, и в Германии возник достаточно широкий сектор низкооплачиваемых профессий (поскольку рабочим позволили договариваться с работодателями непосредственно). Снизилась безработица, но упала роль профсоюзов. Как следствие, около 20% работающих немцев получают зарплаты, позволяющие им лишь выживать. Штайнбрюк полагает, что "что-то пошло не так", и рабочие ничего не получили от такой реформы. Социал-демократы хотят усилить социальную составляющую рыночной экономики. Ранее этот вопрос стал одним из камней преткновения в отношениях с Меркель, ведь Штайнбрюк, будучи на посту министра финансов ее правительства, предлагал увеличить налоги для богатых. (Да и сегодня не отказался от этой мысли.) Заметим, что именно Штайнбрюк был автором идеи о необходимости жесткой бюджетной экономии, которую все последние годы европейского кризиса реализовывала Меркель - и не столько в Германии, сколько в Европе в целом.
В самый разгар выборов Ангела Меркель избегала дискуссий по многим острым проблемам немецкой действительности, строила программу своей партии "от себя лично". При этом вместо серьезных разъяснений, куда она стремится вести страну в будущие годы, Меркель общалась с избирателями, как со своими несмышлеными детьми, которые должны понимать, что их "мамочка" ("mutti" - немцы действительно называют так канцлера) желает им добра и, главное, лучше их самих знает, что им нужно. По свидетельству наблюдателей, такого никогда не было в истории немецких выборов, чтобы политик так умело смог "загипнотизировать" и успокоить электорат.
На этот раз "матушка Меркель" считала излишним давать комментарии, спорить и что-либо объяснять. Зачем вообще партии и программы? Достаточно, что немцы просто опустят бюллетени за нее лично! Конечно, с этим согласны не все немцы: значительный процент избирателей до последнего момента раздумывал, стоит ли вообще идти к избирательным урнам…
Европа
c немецким акцентом
"Германия строит Европу по собственному представлению и расписанию. Все другие страны должны смириться и понять это, - говорит Ульрике Гэрот из Европейского совета по внешним связям. - И если кто-либо попытается вставлять палки в колеса этому процессу, он лишь замедлит его ход". Это высказывание не стоит считать преувеличением. Принимая во внимание вес Германии в еврозоне, можно поверить, что она способна на корню зарубить любое начинания стран-партнеров или даже Еврокомиссии, если оно идет вразрез с видением Берлина, и одновременно "продавить" свое.
В Германии считают, что европейские структуры должны контролировать бюджетную дисциплину в зоне евро и задавать направление общему ходу политики реформ. Берлин выступает за парламентский контроль за расходованием средств европейских фондов. Германия требует от всех соблюдения правил и договоров в рамках ЕС и действий, основанных исключительно на законах. В то же время Берлин практически никогда не выступает в роли силы, готовой брать на себя все риски или идти на открытую конфронтацию, диктуя условия. Как правило, Берлин всегда приходит к разумному компромиссу с партнерами.
Например, немцы настроены умерить аппетиты еврочиновников, выступающих все активнее в последние годы за расширение наднациональных полномочий исполнительной власти - "европейского правительства" в лице Еврокомиссии. Сегодня спор идет о контроле над банковской системой еврозоны. В ЕС решили создать к 1 января 2015 г. специальное агентство, имевшее бы право решать судьбу того или иного европейского банка - вплоть до решения о его закрытии или реструктуризации. Этот механизм, по мнению чиновников Еврокомиссии и Европейского центрального банка (ЕЦБ), позволил бы разорвать порочные связи между "токсичными" и слабыми банками и погрязшими в долгах правительствами стран ЕС. Но для того, чтобы ускорить этот процесс, еврочиновники выдвинули предложение, что сама Еврокомиссия сможет выполнять функции такого агентства и принимать решения о закрытии или реструктуризации банков и регулировании банковской деятельности еврозоны по рекомендациям ЕЦБ.
Германия вместе с Финляндией, сразу после немецких выборов, готовятся дать отпор этим планам. В Берлине полагают, что такое агентство, если оно будет создано, могло бы стать местом, где решались бы противоречия между национальными финансовыми регуляторами, но окончательные решения не должны быть прерогативой Еврокомиссии. Как аргумент Берлин выдвигает утверждение, что в противном случае должен быть изменен Договор ЕС в части полномочий Еврокомиссии, а это сделать практически невозможно.
Выходит, Германия подыгрывает евроскептикам? Но на самом деле за этим кроется план самого Берлина строить банковский и фискальный союз в рамках еврозоны не путем создания наднациональных структур, а, в первую очередь, через создание для него легальных оснований на национальном уровне, через гармонизацию правовых основ для дальнейшей интеграции еврозоны, через механизм банковского и налогового союзов.
Но смогут ли Ангела Меркель и ее новое правительство оказаться достаточно сильными, чтобы отстаивать позицию Германии в вопросах, где Берлину придется действовать в одиночку против всех (так уже было в прошлом не раз) или при поддержке очень незначительного числа союзников?!
Как показали последние годы европейского кризиса, Германия оказывалась заложником всего того, что происходило в еврозоне, и… уступала. Берлин был вынужден согласиться на создание стабилизационных механизмов и европейских программ помощи этим странам. Но при этом немцы не хотят взваливать на себя больше ответственности за менее богатые и менее успешные страны еврозоны, исправлять чужие ошибки. Сегодня Меркель - последний политик Европы, согласившийся изменить курс жесткого самоограничения, бюджетной экономии на стимулирование роста экономики Европы.
Германия хочет, чтобы ей подражали, чтобы за ней следовали, но при этом она не хочет руководить еврозоной и еще больше не желает, чтобы решения в еврозоне зависели только от нее. Германия боится ответственности за еврозону, за Евросоюз в целом. Эта боязнь и определяет политику "малых шагов" Меркель, которая действует осторожно, но, как ни странно, в результате получает именно то, что нужно ей, Германии и немцам. Недовольство в Европе действиями Германии очевидно, но Берлин, видимо, это нисколько не смущает.
Вот достаточно свежий пример, когда немецкий канцлер очень прохладно поздравила из Берлина хорватов со вступлением в ЕС 1 июля и неожиданно отказалась лететь на торжества в Загреб лично, хотя была в числе 100 приглашенных европейских лидеров. Причиной такой, как говорят, "дипломатической пощечины" 28-му члену ЕС стало то, что Загреб принял закон, предотвращающий передачу Германии сотрудников хорватских спецслужб, обвиняемых Берлином в организации убийства политического диссидента на юге ФРГ еще в 1983-м! Одним из подозреваемых по этому делу является Йосип Перкович, ставший после развала Югославии в 1991 г. начальником хорватской военной разведки. Согласно же хорватскому закону, экстрадиция может касаться лишь лиц, совершивших преступления после августа 2002 г. Берлин тогда всячески отрицал какую-либо связь отказа Меркель ехать в Загреб с убийством почти 30-летней давности. Однако прошло лишь два месяца. И уже на этой неделе Евросоюз выдвинул Загребу ультиматум - в течение двух недель изменить свое законодательство в вопросе экстрадиции. В противном случае против Хорватии будут введены экономические санкции со стороны Брюсселя, и свободное перемещение хорватских граждан в рамках ЕС будет ограничено. Хорваты уже готовятся пересмотреть закон в ближайшие дни… Самое интересное, что в этой истории Германия вовсе не упоминается, и Ангела Меркель как бы ни при чем. Но, очевидно, такого рода справедливость нужна лишь немцам. И "пощечину" от 1 июля хорваты должны были воспринимать не как обиду, а скорее рассматривать ее как последнее предупреждение Германии.
Излишне приводить куда более очевидные примеры со спасением Греции и Кипра, чтобы проиллюстрировать немецкую стратегию в Европе. Европейцы за пределами немецких границ никогда не рассматривались канцлером Германии как люди, за приязнь которых ей следует бороться - они не ее избиратели. Спасая евро от коллапса, Ангела Меркель стремилась, чтобы это было сделано "кровью" других государств, а Германии - в последнюю очередь. Ее приверженность солидарной Европе под сомнением. Но немцы в любви к своей "мамочке" Меркель солидарны вполне. А жителям Европы и ее соседям, конечно же, нужно быть готовыми к неожиданностям в политике Берлина, однако не в общем (принципиально она останется неизменной после выборов), но в частностях и нюансах.
Рожденная по эту, "нашу", сторону "железного занавеса", но в полной мере раскрывшая свои способности после падения Берлинской стены Ангела Меркель хорошо усвоила одну истину, "гуляющую" теперь как один из ее афоризмов. "Биться головой о стену бессмысленно. Стены всегда побеждают". Ангела Меркель сумела преодолеть множество преград и разрушить множество стен, попадавшихся на ее тернистом пути к власти. Сегодня этот матерый политик глобального уровня вызывает трепет и уважение, но одновременно и любовь, и интерес. Ангела Меркель, видимо, преподнесет еще немало уроков для будущих поколений европейских лидеров, для которых "меркельвелизм" - осознанный и изученный вполне - станет весьма полезным учением.