UA / RU
Поддержать ZN.ua

Посол Грузии в Украине Михеил УКЛЕБА: "Для Запада уже наступил момент истины"

Российско-грузинская война показала основным геополитическим игрокам, что в 2014 г. они должны быть более деятельными, поскольку теперь уже пришло время Украи­ны. И кто знает, кто будет следующим.

Автор: Владимир Кравченко

В 2008 г. Грузия пережила вой­ну с Россией. Ее результатом стали не только разрушенные дома, разбитая и разворованная инфраструктура, тысячи беженцев, признание Москвой независимости Абхазии и Южной Осе­тии. По мнению посла Грузии в Украине Михе­ила УКЛЕБЫ, нынешние события в Украине - это следствие той политики, которую проводил Запад в 2008 г. Вялая реакция международного сообщества на действия Кремля создала у российского руководства уверенность, что любые дейст­вия Российской Федерации на постсоветском пространстве не вызовут у Запада никакого серьезного противодействия. А бездействие политиков вызывает действие агрессоров.

- Господин посол, в чем, по-ва­шему, отличие и схожесть си­туации в Грузии и Украине?

- Грузины лучше многих понимают происходящее в Украине. Нечто подобное было и в Грузии - в 90-ые и "нулевые" годы: Москва поощряла сепаратистов, раздавала российские паспорта, формировала вооруженные отряды… Эта политика России закончилась российско-грузинской вой­ной, которую она вела под лозунгом защиты российских граждан и "миротворцев СНГ".

Мы все это прошли… Поэто­му мы - парламент, прави­тельст­во, народ Грузии - оказываем поддержку Украине, столкнувшейся с угрозой аннексии части своей территории.

К сожалению, Россия использует двойные стандарты. Она не признает независимость Косово (мы, кстати, тоже не признаем), борется с сепаратизмом у себя на Северном Кавказе - в Чечне, Дагестане, Ингуше­тии, других регионах. И в то же время поддерживает сепаратизм в Крыму, Абхазии, Южной Осетии.

Если говорить об отличиях политики Москвы в Украине и Грузии, то в случае Абхазии и Южной Осетии Россия вначале подпитывала сепаратизм, а потом ввела войска. Она даже признала независимость этих регионов.

В случае Украины, на вашу территорию сначала вступили российские вооруженные силы, а уже задним числом стали "оформ­лять" сепаратизм в Кры­му. Был захвачен парламент. И под дулами автоматов депутаты принимают решения о проведении референдума, независимости, вхождении в сос­тав России! Все это сильно отличается от того, что было, например, в Косово.

Еще один момент: очень важно, что в 2008 г. сторонами конф­ликта были признаны Гру­зия и Россия. Тогда Россия, при посредничестве Евросоюза, взяла на себя международные обязательст­ва: прекратить огонь, вывести свои войска с территории Грузии, допустить наблюдателей. Но, к сожалению, она эти обязательст­ва до сих пор не выполняет.

На внутренних границах Гру­зии с Абхазией и Южной Осетией мониторинг осуществляют наб­людатели из ЕС, фиксирующие нарушения на линии разграничения. Правда, россияне не допускают их в зону конф­ликта на оккупированных территориях. В Абхазию и Юж­ную Осетию также не были допущены представители международных организаций - ООН и ОБСЕ, осуществлявшие свою работу в этих регионах до августовской войны 2008 г.

- В 2008 г. Тбилиси выбрал тактику активного сопротивления. Позже Михаила Саака­швили обвиняли в непродуманности многих принятых решений. Каких ошибок, сделанных тогдашней грузинской властью, удалось избежать Киеву?

- К российско-грузинской войне привела коварная, циничная и агрессивная политика России, которую она осуществ­ляла с 90-х гг. Ситуация обост­рялась, и в один день все взорвалось. После того, как российс­кая армия вошла в Грузию, у нас не было другого выхода кроме как воевать. В результате этой политики более 400 тыс. чел. оказались беженцами.

В этой ситуации очень важно быть хладнокровным. И вызывает уважение то, что украинцы сохраняют спокойствие, в то время как российские войска находятся на территории их страны. Это крайне сложно - не паниковать.

- Но тактика "пассивного сопротивления" опасна тем, что можно не заметить не только, как враг постучит в твои ворота, но и займет полстраны…

- Украина должна использовать все политические, экономические и дипломатические возможности, имеющиеся, в том числе, и у международного сообщества. Но это не значит, что она не должна быть готова к развитию любого сценария. Когда Украина увидит, что международное сообщество не принимает действенных мер, то, естественно, она должна будет опираться и на свои возможности. Тактика "пассивного сопротивления" имеет свои границы.

- И где эти границы?

- Это решать вам и вашему правительству… Но хотел бы отметить, что реакция международного сообщества на дейст­вия России в Крыму разительно отличается от той, что была относительно грузинских событий в 2008-м.

- Чем же?

- Нынешняя агрессия Рос­сии стала следствием политики, проводимой Западом в 2008 г. Тогда это было попустительство. В физике есть третий закон Нью­тона - действие равно противодействию. В политике же сущест­вует закон, гласящий - бездейст­вие вызывает дейст­вие. Отсутст­вие решения на саммите НАТО в Бухаресте о предоставлении нашим странам ПДЧ, агрессия против Грузии, оккупация Южной Осетии и Абхазии и попустительство международного сообщества - все это в итоге привело к событиям в Крыму.

Сейчас для Запада уже наступил момент истины, поэтому, как мне кажется, международное сообщество занимает более активную позицию. По-видимому, российско-грузинская война показала основным геополитическим игрокам, что в 2014 г. они должны быть более деятельными, поскольку теперь уже пришло время Украи­ны. И кто знает, кто будет следующим.

- С точки зрения Грузии, участника Восточного партнерства и страны, стремящейся вступить в Северо­атлантический альянс, как сейчас должны действовать США, НАТО, ЕС?

- Наше правительство призывает к более активным дейст­виям международное сообщество - ООН, ОБСЕ, ЕС, Совет Евро­пы. Очень важно, чтобы в Крыму появились международные наб­людатели, а переговоры велись с участием международных посредников, и в случае надобности были выделены международные миротворческие или полицейские силы. Наде­юсь, что мир примет действенные меры.

Сейчас нужны дипломатические усилия, чтобы Россия села за стол переговоров. И не только с Украиной, но и с мировым сообществом, чтобы права суверенного государства, каковым является ваша страна, были максимально защищены. Ведь сегодня рушится вся система международных обязательств! Посудите сами: если безопасности Грузии, Украины, Черноморского региона, Евро­союза угрожает постоянный член Совета Безопасности ООН, то о чем мы можем говорить? Значит, нужно создавать какие-то новые механизмы, чтобы обезопасить такие страны как Грузия, Украина, Молдова и др.

- Кто же является наилучшим претендентом на роль посредника?

- Раз уж Черное море стало морем Европейского Союза, то без этой организации никак нельзя обойтись: события в Крыму представляют для Евро­союза прямую угрозу. Помимо ЕС, в число посредников должны войти представители ОБСЕ, ООН, США, приблизительно, как и в случае Грузии, где действует Же­невский формат переговоров. Правда, пока безуспешно.

- На прошедшей неделе было отменено заседание минист­ров иностранных дел стран СНГ. Оно должно было пройти в Киеве. На ваш взгляд, почему так и не приехали главы внешнеполитических ведомств Содру­жества?

- Если бы они приехали, что-то изменилось бы?

- Во всяком случае, министры могли бы увидеть, что на улицах Киева не ходят вооруженные банды "бЕндеровцев", а у Андрея Дещи­цы бы­ла бы возможность встретиться с Сергеем Лав­ровым. Киев же постоянно призывают к дипломатическим мерам решения кризиса…

- В 2008 г. один член СНГ - Россия - напал на другого члена Содружества - Грузию. В
2014 г. член СНГ напал на страну, председательствующую в этой организации. Молдова, Армения, Азербайджан - уже многие годы члены Содружества независимых государств. Но проблемы При­днест­ровья и Нагорного Карабаха так и не решены. Абхазия и Южная Осе­тия объявлены независимыми и признаны Россией.

Вот что такое СНГ.

- Почему же Лукашенко и На­зарбаев, ближайшие союзники России, не поддержали агрессию Путина в Крыму?

- Могу только догадываться… Но примечательно: независимость Абхазии и Южной Осе­тии не признала ни одна страна СНГ, что мы очень ценим. Думаю, они понимают, что сепаратизм, равно как и декларируемая Рос­сией политика защиты российс­ких граждан, представляет крайне большую опасность в будущем и для них.

- Как агрессия России в Крыму отразится на ситуации в регионе Южного Кавказа?

- Очевидно, что будет полностью разрушена региональная система безопасности и не только. Это приведет к непредсказуемым последствиям. В этой ситуации очень многое зависит от того, как дальше себя поведет Россия. Повторюсь еще раз: чрезвычайно важно, чтобы Россия как постоянный член Совета Безо­пасности ООН проявила должную ответственность.

Действия России нанесут вред и грузино-украинским отношениям в сфере экономики. В пос­ледние годы мы констатировали достаточно высокий объем товарооборота между нашими странами: в 2013 г. он вырос и составил 792 млн долл., и для нас Украина - третий по величине торговый партнер. Важно отметить, что в прошлом году также резко возросло количество украинских туристов. Их число составило 126 тыс. чел. (по сравнению с 2012 г. мы отмечаем рост в 66%).

Но в случае дальнейших агрессивных действий пострадает и Россия. И дело - не только в экономике. Пострадают человеческие отношения.

- Сторонники аннексии Кры­ма говорят о молочных реках и кисельных берегах для полуострова. Как Рос­сия помогает Абхазии и Южной Осетии? Как живется местным жителям?

- Плохо они живут, бедно. Абхазия и Южная Осетия находятся на дотации России, и в этих регионах очень сильно развита коррупция. Большая часть выделяемых Россией средств разворовывается. Туризм тоже не сильно развит: в Абхазию мало кто поедет, учитывая, что там небезопасно, в том числе из-за высокого уровня преступности.

- В Абхазии была задержана, а после депортирована съемочная группа канала ТСН. Чем вызваны столь недружественные действия?

- Неужели вы думаете, что на оккупированных территориях под дулами автоматов могут действовать демократические институты, существовать свобода прессы? Произошедшее в Абхазии можно сравнить с событиями в Крыму, где, в частности, препятствуют работе журналистов.

- В отношении Абхазии и Юж­ной Осетии Тбилиси изб­рал стратегию "реинтеграция через демократию". Насколько успешна такая политика? Какие еще средст­ва использует грузинское руководство, пытаясь наладить диалог с этими регионами?

- Думаю, что в будущем мы сможем договориться. Для этого нужно время, а главное - чтобы диалогу не мешала соседняя страна. Россия же не намерена допускать проведение прямого диалога между Абхазией и Грузией.

Значительные реформы, проведенные в Грузии в последнее десятилетие, сделали нашу страну весьма привлекательной. Ее имидж улучшит и подписание Соглашения об ассоциации с Европейским Союзом, создание с ним зоны свободной торговли, а также безвизовый режим с ЕС. А когда привлекательность растет, улучшаются и стартовые позиции на переговорах.

Почему стоит очередь в ЕС? Потому что все хотят стать членом успешного клуба, войти в цивилизованное пространство, где люди нормально живут. Поэтому когда т.н. сепаратисты увидят наши достижения, они будут более открыты к диалогу. Но, повторюсь, крайне важно, чтобы его проведению не мешала Россия. Мы же - грузины и абхазы, грузины и осетины - сможем помириться. Но для этого нужно время: в Грузии пролилась кровь.

Поэтому я считаю, очень важно, что вы, украинцы, проявляете хладнокровие.