UA / RU
Поддержать ZN.ua

Почему тайванцы поддерживают Украину?

Отголосок российско-украинской войны на Тайване

Автор: Наталия Бутырская

Российское вторжение на территорию Украины породило серьезное беспокойство на Тайване.

Далекий остров в Азиатско-Тихоокеанском регионе тоже находится под угрозой: мощный авторитарный Китай не скрывает желания присоединить его к себе, при необходимости применив силу. Серьезное обострение ситуации вокруг Тайваня произошло осенью прошлого года, когда рекордное количество китайских военных самолетов в течение нескольких дней нарушали зону идентификации ПВО острова. Практически тогда же Россия под предлогом проведения учений начала накапливать свои войска вблизи украинских границ.

Поведение этих двоих сразу внушило опасения, что Украина и Тайвань могут стать объектом агрессии. Аналитики предполагали, что действия России на Европейском континенте могут развязать руки Китаю в Азии, и наоборот. Основанием для таких предостережений были заметное военно-техническое сближение Москвы и Пекина, активное проведение общих военных учений и демонстрация всестороннего сотрудничества, которое основывалось прежде всего на общем желании подорвать лидерство Соединенных Штатов и усилить собственное региональное влияние.

Неудачный выход американских войск из Афганистана усилил в политических и медийных кругах Москвы и Пекина риторику об упадке Запада. Китай поставил под сомнение ответственность Вашингтона перед союзниками и начал психологически давить на Тайбей, который в значительной мере полагается на американскую военную поддержку. Это даже заставило Джо Байдена подтвердить, что США будут поддерживать своего традиционного партнера в случае китайской агрессии наравне с Японией и Южной Кореей.

Выводы Китая и России об ослаблении Запада оказались преждевременными и привели к стратегическим просчетам, по крайней мере со стороны Москвы. Тот факт, что не только западные государства, но и многие мировые демократии осудили военные действия России против Украины и приняли ряд жестких санкций, оказался неожиданным для Кремля. Для Пекина же реакция мира должна стать серьезным предохранителем как в попытке подставить плечо российской власти в ее войне против украинского народа, так и в перспективе силового захвата Тайваня.

Российско-украинская война привлекает активное внимание и Пекина, и Тайбея, с учетом формирования их собственного понимания перспектив военного конфликта. Китайская власть уже подчеркнула, что «Тайвань — не Украина» и всегда был неотъемлемой частью материка, и отрицает проведение параллелей между ними. «Украинский» и «тайванский» вопросы действительно отличаются между собой. Украина — независимое суверенное государство, признанное миром, тогда как Тайвань считается самопровозглашенным государством, которое де-юре — территория КНР, а де-факто никогда ей не принадлежал. Однако, наряду со многими отличиями, рожденными географическим расположением, историческими событиями, экономическим и политическим развитием, на сегодняшний день и Украина, и Тайвань предстали перед вызовом, который делает их близкими как никогда.

Как заметил министр иностранных дел острова Джозеф Ву, Тайваню известна угроза со стороны более мощной страны, поэтому он стоит на стороне украинского народа. Официальная позиция правительства подкреплена вполне конкретными действиями: власть острова практически сразу приобщилась к западным санкциям (включая экспортные ограничения на полупроводники на сумму 20 млн долл. США) и формирует активную гуманитарную и финансовую помощь Украине. Первый груз из предметов острой необходимости поступил уже 28 февраля. Предоставление гуманитарной поддержки для беженцев продолжается на постоянной основе в координации со странами, принимающими украинских граждан.

Второго марта министерство иностранных дел Тайваня открыло специальный счет для пожертвований от частных и юридических лиц, куда лишь за первую неделю поступило около 20 млн долл. Среди желающих поддержать украинцев много и политических деятелей: президент Цай Инвень, исполнительный президент Су Чженьчан и ряд парламентариев решили направить в помощь Украине свою месячную зарплату, а советник президента Ку Куаньминь перечислил 1 млн. долл. США собственных средств. По его словам, очень печально наблюдать за судьбой украинцев, особенно детей, которые вынуждены стать беженцами, поэтому он решил помочь чем может и поддержать их.

Война России против Украины делает тайванское общество очень чутким. Отчаянная борьба украинского народа вдохновляет тайванцев противостоять мощному Китаю, а власть острова — усиливать свою обороноспособность, учитывая украинский опыт. Ведь угроза со стороны материка вполне реальна и в большой степени зависит от того, как будут развиваться события вокруг Украины. Тайбей рассматривает российско-украинскую войну прежде всего с точки зрения борьбы либеральной демократии с автократией и считает необходимым приобщиться к сдерживанию любой агрессии, угрожающей демократическим обществам.

Активно поддерживая Украину, Тайвань добывает в борьбе свой шанс на выживание. В течение длительного времени Китай старался держать остров в дипломатической изоляции, ограничивая его право на международную коммуникацию. Большинство стран, тесно связанных с Пекином экономическим сотрудничеством, старались избежать его гнева и сторонились контактов с Тайбеем. Смелость Литвы, отважившейся открыть торговое представительство Тайваня в Вильнюсе, обернулась для нее серьезными дипломатическими и экономическими последствиями. И вопрос даже не в названии, где вместо «представительство Тайбея» использовали «представительство Тайваня», как утверждала китайская власть после того, как за Литву вступился ЕС. Вопрос в дерзости, которую позволяют себе Россия и Китай на международной арене, диктуя условия другим государствам.

Российская агрессия против Украины стала не только вызовом всему цивилизованному миру, но и экзаменом для многих государств на способность поставить общечеловеческие ценности над собственными политическими и экономическими интересами. В этих условиях Китаю все труднее соблюдать баланс между необходимостью сохранить лицо как ответственного глобального государства, стоящего на страже международного права и устава ООН, и желанием поддержать позиции России как региональной силы, предотвращая ее поражение перед коллективным Западом.

Сообщение американской разведки о том, что вроде бы Москва обратилась к КНР за военной и экономической помощью, заставила китайских дипломатов обозначить более четкую позицию по поводу российско-украинской войны. Главный дипломат КНР в Украине Фань Сяньжун подчеркнул, что Китай никогда не нападет на Украину, а сосредоточит все усилия на снижении напряженности ситуации. Подобное заявление является положительным сигналом для общего понимания тех сил и ресурсов, которые может использовать Россия в войне против Украины. В то же время дальнейшая поддержка официальными лицами КНР российских нарративов о наличии на территории Украины американских биологических лабораторий, осуждение западных стран за поставку оружия украинским войскам для защиты собственной территории (а не террора российской армии против гражданского населения), заявления о негативном влиянии расширения НАТО на безопасность России не способствуют прекращению военных действий на территории Украины. Ведь Россия использует эти аргументы, чтобы оправдать свою агрессию против украинского населения. Китай же оказывает ей медвежью услугу, пытаясь таким образом руками Москвы вести собственную борьбу с США. И как бы Пекин ни выступал против параллелей между Украиной и Тайванем, сейчас они достаточно четкие: последствия российско-украинской войны будут определять поведение Китая в отношении Тайваня. Поэтому тайванцы активно выходят на демонстрации с плакатами: «Стоим вместе с Украиной», потому что понимают, что и Украина стоит за них.

Больше статей Наталии Бутырской читайте по ссылке.