Уже второй подряд бывший президент Франции оказывается на скамье подсудимых. То, что в случае с Шираком было беспрецедентным событием в истории Пятой республики, сегодня начинает напоминать очередной фарс. Ведь, собственно, так и произошло с судом над Шираком, которого, в конце концов, осудили условно. Но, возможно, попытка упрятать Саркози за решетку станет действительно новой тенденцией в Европе, ибо проблема борьбы с нечистоплотными политиками и чиновниками стоит здесь достаточно остро. Впрочем, в данном деле все более очевидно проступает политическая составляющая, и судебное разбирательство против бывшего президента может быть прелюдией к масштабной политической кампании, цель которой - кресло президента Франции в 2017 г.
Старая история
на новый лад?
Дело Николя Саркози - вторая попытка французской фемиды судить экс-президента. Напомним, что в конце 2011 г. суд Франции приговорил бывшего президента страны Жака Ширака к двум годам заключения условно за нецелевое использование государственных средств и злоупотребление общественным доверием. Речь также шла о коррупционных действиях в пользу членов возглавляемой им партии в годы работы Ширака в мэрии столицы.
Однако накануне начала заседаний родственники Ширака сделали заявление, что у обвиняемого вдруг обнаружилась амнезия, и он не сможет в зале суда четко отвечать на вопросы касательно событий 20-летней давности. Тем самым его уберегли от публичного позора - появления на скамье подсудимых. Суд проводили без его участия, а наказание затем оказалось условным. Так что процесс по делу Ширака был воспринят французским обществом с изрядной долей скепсиса и более походил на фарс - громкое расследование, державшее в напряжении всю страну, закончилось ничем.
Сегодня же к делу Саркози подошли гораздо жестче. 1 июля его взяли под стражу в пригороде Парижа. И после 15-часового допроса экс-президенту Франции тут же предъявили обвинения в коррупции, "использовании влияния" и разглашении тайны следствия. Некоторые СМИ даже поспешили сообщить, что Саркози могут сразу "впаять" предварительное заключение, но этого не случилось - 2 июля его отпустили из-под стражи и даже без залога.
Практически сразу после освобождения Саркози выступил в эфире канала TF1, заявив, что дело против него - это попытка нынешних властей использовать судебную систему страны для политической расправы над ним. Попутно он заверил зрителей, что никого не предавал и никогда не нарушал принципа верховенства права. "Я не тот человек, кто избегает ответственности. Но, в конце концов, я призываю каждого француза, который смотрит и слушает меня, задуматься, нормально ли это", - сказал Саркози, подразумевая методы, используемые против него.
Представители фемиды, однако, считают иначе. В отношении Саркози, проигравшего президентские выборы в 2012 г. социалисту Франсуа Олланду, было заведено сразу шесть дел. Некоторые из них так или иначе касаются финансирования его предвыборной кампании в 2007 г. В частности, использования поддержки самой богатой женщины Франции Лилиан Бетанкур - владелицы парфюмерной фирмы L'Oreal. В благодарность Саркози помогал ей проводить манипуляции с налоговыми платежами (см. ZN.UA от 12 апреля 2013 г.). Но по этому делу доказательств не нашли, и в октябре эти обвинения с него были сняты.
Кроме того, уже давно вокруг экс-президента активно раскручивается другой скандал: якобы на ту президентскую кампанию деньги ему ссужал и бывший ливийский диктатор Муаммар Каддафи. Об этом сообщили сразу несколько лиц, в том числе сын покойного ливийского лидера - Сейф аль-Ислам Каддафи. А в марте
2012 г. французское интернет-издание Mediapart утверждало, что располагает документом, подтверждающим, что ливийцы действительно перевели Саркози 50 млн евро. Экс-президент обещал подать на журналистов издания в суд.
На какое-то время об этом деле как бы забыли, но в начале т.г. журналисты вспомнили одно из последних интервью самого Каддафи, где он называет Саркози "умственно отсталым" и в свойственной ему манере прямо заявляет, что "Саркози должен быть благодарен мне, что стал президентом Франции. Это мы предоставили ему средства, которые помогли ему победить на выборах".
Никаких новых доказательств Каддафи не привел. Тем не менее, именно это интервью заставило правоохранителей Франции начать в феврале новое расследование по данному делу. Для сбора улик была использована скрытая прослушка телефонных разговоров Саркози. Записывали не только его телефон, но и телефон его адвоката и председателя Парижской коллегии адвокатов. Полиция, впрочем, не узнала из них ничего нового по "ливийскому делу", зато "накопала" против экс-президента по старому "делу Бетанкур".
В частности, оказалось, что, будучи президентом Франции, Николя Саркози пытался выяснить тайны следствия по делу его связей с миллиардершей Бетанкур. Для этого он использовал своего личного адвоката Тьерри Эрзога, имевшего контакты с помощником генерального прокурора Кассационного суда. Тот, в свою очередь, за обещание получить высокий пост в Монако, снабжал Эрзога закрытой информацией о ходе расследования "дела Бетанкур".
Если эти обвинения будут доказаны, то экс-президенту Франции может грозить тюремное заключение на срок до
10 лет и штраф размером 150–200 тыс. евро.
Социалисты
разбудили бурю
"Французы в очередной раз увидели, что гражданин, какой бы пост он ни занимал, имеет равные права перед законом", - прокомментировал это дело французский премьер-министр Мануэль Вальс. На деле же, уже на нынешней стадии судьи повели себя с экс-президентом так, словно его вина уже доказана. На что и обратили внимание некоторые массмедиа.
"Они намеренно пытаются меня унизить", - заявил Саркози, повторив, что обвинения в коррупции сфабрикованы. По его мнению, то, что это политическая расправа, а не справедливый суд, в частности свидетельствует и то обстоятельство, что его дело поручили судебному следователю Клэру Тепо - члену профсоюза работников судебной системы с левой политической ориентацией.
Саркози и его сторонники подозревают, что заговор с целью дискредитации оппозиционного лидера созрел в недрах правящей партии социалистов, возглавляемой нынешним президентом страны Франсуа Олландом. Для этого могло быть несколько причин.
Во-первых, социалисты до сих пор не оправились после поражения на выборах в Европарламент 25 мая, на которых победу одержала ультраправая партия "Национальный фронт" под руководством Марин Ле Пен: за них проголосовали 25% избирателей. А вот партия Саркози "Союз за народное движение" получила 20,8%, в то время как Соцпартию поддержали 14% избирателей.
Кроме того, рейтинг одобрения французами деятельности нынешнего президента упал до рекордных минимумов. И только 11% французов считают, что Франсуа Олланд будет достойным кандидатом от партии социалистов на президентских выборах в 2017 г., и полагают, что социалистам следовало бы выдвинуть премьер-министра Мануэля Вальса. По мнению экспертов, из этого "исторического нокаута" социалистам будет крайне сложно выйти, даже несмотря на экстренные меры по снижению налогового бремени и инициатив Олланда в рамках ЕС.
На таком фоне вполне естественна активизация сторонников Николя Саркози. Да он и сам планировал взять реванш на президентских выборах 2017 г. В общем, Саркози, находившийся в тени после поражения на выборах 2012 г., стал выходить из нее, снова превращаясь в активного игрока на политической арене Франции.
В своем противостоянии с социалистами Саркози занимает более выигрышную позицию "жертвы несправедливого преследования", оппозиционера, имеющего сегодня все основания критиковать нынешние власти, которые так и не смогли вернуть Франции экономическую стабильность. При этом у экс-президента - весьма неплохие шансы выйти "сухим из воды": улики против него - неоднозначны и зыбки. Но даже если его вина и будет доказана, то дело Ширака дает повод предполагать, что Фемида лишь погрозит Николя Саркози своим карающим мечом…