2023 год должен стать годом нашей победы, и мы уже понимаем, что эта победа не будет одномоментным актом. Построение Украины нашей мечты потребует времени, ресурсов и усилий беспрецедентного в послевоенной истории Европы масштаба. Опыт множества стран мира, поднимавшихся из руин разрушительных и кровавых войн минувшего столетия, позволяет оценить путь, который нам еще предстоит пройти.
Мы уже хорошо знаем, что такое план Маршалла для послевоенной Европы, и даже говорим о подобном плане для Украины. И хотя контекст, содержание и целевые установки плана Маршалла формулировались и осуществлялись в совершенно другую историческую эпоху, идея понятна — мы рассчитываем на помощь демократического сообщества в восстановлении и модернизации экономики, промышленной и социальной инфраструктуры Украины. Этот процесс в идеале должен включать и решение политических задач — членство в Европейском Союзе и НАТО.
План Маршалла принято считать успешным, хотя некоторые элементы этого успеха стали реальностью лишь десятилетия спустя с объединением Германии, развалом СССР и вхождением стран бывшего советского блока в ЕС и НАТО. Принято думать, что мы хорошо знакомы с процессами подъема послевоенной Европы, однако не менее, если не более интересные процессы, впоследствии названные разнообразными «экономическими чудесами», происходили и в Восточной Азии — в Японии, Корее, Вьетнаме. Десять лет назад из книги Дарома Аджемоглу и Джеймса Робинсона Why Nations Fail: The Origins of Power, Prosperity, and Poverty мы узнали, почему не всем государствам удалось стать богатыми и успешными. Но сегодня крайне любопытно обратить внимание и на другой аспект — не тот, почему нации проваливают домашние задания, а как они возрождаются и что лежит в основе успеха государств, которые после многолетних разрушительных войн в течение условных десяти лет переходили из лиги беднейших в «большую двадцатку». И таких примеров уже несколько.
Множество исторических, культурных, социальных и политических факторов разделяет страны Восточной Азии. Лишь на первый взгляд кажется, что этот регион однороден и представляет собой мирное и устоявшееся сообщество пусть и разных по своему государственному устройству и идеологическим предпочтениям, но все же дружественных государств. На самом деле, как метко заметил один местный обозреватель, это Европу можно рассматривать, как некую «коробку», куда аккуратно «сложены» и «подогнаны» практически все государства континента, вместе с их проблемами и претензиями, и которая надежно запечатана печатями ЕС и НАТО. В Азии ничего подобного не наблюдается. Даже государства, граничащие между собой и тысячелетиями пребывавшие в дружественных или не очень отношениях, сохраняют свою самобытность (никому, к примеру, не придет в голову называть корейцев и китайцев «одним народом» или защищать китайские канджи в Японии, которые Страна восходящего солнца заимствовала, но называет по-своему), имеют свои религиозные предпочтения и таят обиды на соседей. Но они научились жить вместе, искать и находить пути для сотрудничества. Рассмотрим некоторые наиболее важные факторы, которые обусловили «чудо на реке Ханган», протекающей через Сеул, успех вьетнамской стратегии «доймой» и волю к возрождению, многократно продемонстрированную Японией после трагических событий минувшего столетия — невиданного по силе землетрясения в Токио (1923) и крайне болезненного поражения во Второй мировой войне.
Вьетнам был французской колонией на протяжении почти ста лет, до 1954 года. Освобождение от колониализма после Первой Индокитайской войны (как раз в это время в США и создавался план Маршалла) закончилось разделением на Север и Юг. Война между ними вспыхнула в 1965-м и продолжалась десять лет. Последний американский солдат покинул Южный Вьетнам лишь 30 апреля 1975 года. Инфраструктура страны практически полностью была разрушена, земли отравлены агентом «орандж» или сожжены напалмом и заминированы, два миллиона человек погибли, включая 700 тысяч гражданских. Казалось, и без того бедная страна не имеет никаких шансов на возрождение. Еще в 1986 году уровень инфляции в этой стране составлял 378%, а 70% населения жили за чертой бедности. С тех пор прямые иностранные инвестиции возросли в более чем в 200 раз, ВВП на душу населения — более чем в 10 раз, а уровень бедности упал до 5%. Foxconn — крупнейший производитель электроники для всех крупных технологических компаний, включая Apple, инвестирует 300 млн долл. в новый завод на севере Вьетнама, Google и Microsoft планируют перенести значительную часть производства своих продуктов во Вьетнам. В разгар ковида прямые инвестиции в эту страну продолжали расти и увеличились на 9%.
Начало этому процессу было положено в 90-х, когда Вьетнам принял стратегию «доймой», которая поощряла частное предпринимательство, признала частную собственность на землю, отменила коллективное земледелие. Во Вьетнаме была создана необходимая инфраструктура и обеспечена подготовка достаточно квалифицированной, но все еще дешевой рабочей силы для создания экспортно-ориентированных производств. Вьетнам вошел в систему зон свободной торговли, сначала с АСЕАН, потом с США, добился значительной либерализации внешней торговли, провел дерегуляцию бизнеса. Были приняты законы в защиту иностранных инвестиций, снижено бюрократическое давление, значительные ресурсы направлены на образование и подготовку кадров.
Следует также признать, что привлекательность Вьетнама обеспечивается близостью Китая, откуда в последние годы наблюдается отток иностранных компаний (только в 2021 году 11 тысяч «иностранцев» покинули КНР). Значительное число из них перенесли производства именно во Вьетнам, не меняя ориентированности на рынок Азии. Еще в 2017 году Вьетнам стал крупнейшим в регионе экспортером одежды и вторым — электроники, и эта тенденция укрепляется.
Южнокорейское чудо на реке Ханган произошло ранее вьетнамского и потребовало больше времени. Немногие знают, что на протяжении восьми лет после окончания трехлетней корейской войны (1950–1953) именно Север демонстрировал мощный экономический рост, в то время как Юг пребывал в состоянии перманентного политического кризиса, экономической стагнации со значительной коррупционной составляющей. Страна практически полностью полагалась на помощь США и проводила политику локализации и импортозамещения (провалившуюся из-за низкой емкости внутреннего рынка). Военный переворот 1961 года изменил все. Страна стала проводить политику наращивания экспорта, землю отдали тем, кто ее обрабатывает, а бывшие латифундисты стали инвестировать накопленные ресурсы в образование. Именно образование — всех и вся, высокие стандарты в школах, которые одинаково поддерживались в городах и селах, стало инструментом, позволившим изменить облик страны. Вместо старых проверенных, но коррумпированных кадров пришли молодые предприниматели и управленцы, получившие образование в США и мотивированные вывести Южную Корею из числа беднейших стран мира в высшую лигу — сначала региональную, а затем и мировую.
Важно отметить, что в отличие от укоренившегося у нас представления о бесполезности государственных институтов, и в Корее, и во Вьетнаме они сыграли огромную роль. Просто функции, которые на них возлагались, — формировать и создавать условия для реализации государственной политики, квалификация государственных служащих и доверие, установившееся между государством и предпринимателями, отличались от ситуации в других странах. Когда в 1998 году в результате финансового кризиса Республика Корея запросила помощь МВФ, а затем не могла справиться с выплатой долгов, 3,5 миллиона граждан страны (четверть населения) добровольно сдали имеющееся в их семьях золото, чтобы начать выплату долгов. За два месяца было собрано 226 тонн золота на сумму 2,2 млрд дол. Эта всенародная кампания, поддержанная знаменитостями и бизнесом, позволила Южной Корее на три года раньше срока выплатить МВФ все долги на сумму 56 млрд долл. и вернуться в зону экономической стабильности.
Говоря об успехах экономического развития Вьетнама и Южной Кореи, невозможно отрицать очевидное, а именно тот факт, что реформы осуществлялись в условиях, далеких от идеалов демократии. В то же время власти и обществу удавалось в критические периоды согласовывать определенный социальный контракт о взаимной поддержке во имя общих целей. Казалось бы, накопленный опыт позволяет избегать новых конфликтов. Однако будет преувеличением утверждать, что ситуация в Восточной Азии стабильна и иммунитет от кризисов достигнут. Ситуация вокруг возрастающей агрессивной риторики со стороны КНДР, резкое замедление экономики КНР и угроза кризиса вокруг Тайваня, санкции против Москвы на фоне стремительной деградации РФ в международного изгоя, имеющей следствием дестабилизацию мировых рынков энергоресурсов и продовольствия, может быть стабилизирована только за счет другого мощного игрока и, похоже, таковым снова может стать Япония.
В минувшем столетии Япония несколько раз поднималась из руин после разрушительных событий природного и неприродного характера. Землетрясение в районе Токио и Йокогамы в 1923 году унесло более 100 тысяч жизней, 370 тысяч домов были разрушены, пожары уничтожили инфраструктуру наиболее развитого региона страны. Японцы не стали восстанавливать то, что было разрушено. Они просто построили свои города заново. При этом были приняты законы и правительственные решения, позволившие провести перераспределение земли, находившейся в частной собственности, в интересах всего городского сообщества. Так были спроектированы новые дороги, парки, социальная инфраструктура. Специальные комитеты в каждом районе города, созданные на основе, как сейчас сказали бы, публично-государственного партнерства, занимались тщательным планированием и урегулированием споров с землевладельцами. Правительство отказалось выделять запрошенные местными властями средства из центрального бюджета, поэтому им пришлось проявлять креативность.
После Второй мировой задача восстановления полностью уничтоженных бомбардировками Токио, Хиросимы, Нагасаки, Окинавы и многих других мест, практически стертых с лица земли, была значительно сложнее. Япония потеряла убитыми более 2,5 миллиона человек, капитулировала в войне, ВВП сократился почти наполовину. В то же время с войны вернулись сотни тысяч солдат, мечтавших восстановить страну и преодолеть последствия поражения и американской оккупации. Япония приняла условия соглашения в Сан-Франциско и приступила к модернизации экономики.
США отказались требовать выплату репараций, предоставив правительству возможность инвестировать значительные ресурсы (часть из них за счет помощи США) в строительство энергетических мощностей, производство удобрений и стали. Центральная идея заключалась в том, что создание новой промышленной базы должно происходить на основе самых современных технологий и оборудования. Со временем стали развиваться тяжелое машиностроение и электроника. Модернизация сопровождалась развитием системы образования, подготовки и переподготовки кадров. Важным фактором стало снятие давления военно-промышленного комплекса на экономику — практически вся промышленная база была нацелена на гражданские потребности. В результате между 1953 и 1965 годами ВВП Японии рос в среднем на 9% в год. В 1965 году более 40% населения работало в сфере промышленности, что означало формирование новой структуры экономики — промышленной, по сравнению с традиционной аграрной.
И Япония не просто поднялась после войны, она сыграла огромную роль в помощи другим странам, в том числе Вьетнаму и Республике Корея. Не случайно уже в этом году Вьетнам обратился к Японии с просьбой построить систему скоростных железных дорог — проект стоимостью 65 млрд долл. Это то, что Япония умеет. Только в марте 2022 года Япония прекратила предоставление помощи Китаю. На протяжении 42 лет Япония помогла КНР на сумму 3 трлн 660 млрд йен, что, по самым скромным подсчетам, составляет около 30 млрд долл. Легендарной является история помощи Японии Китаю в период начала реформ Дэн Сяопина.
Опыт возрождения стран Восточной Азии позволяет сделать некоторые выводы. Во всех случаях исключительно важной была роль государственных институтов, которые осуществляли координацию различных программ в интересах всего общества, создание благоприятных экономических и организационных условий для ориентированного на экспорт бизнеса. Реализация реформ была бы невозможной без взаимного доверия между народом и властью, инвестиций в человеческий капитал, справедливого распределения социальных благ между членами общества. Как оказалось, для успеха важно не только иметь стратегические цели, но и уметь их артикулировать, проявлять настоящий патриотизм и волю к их достижению.
Ни одна страна не поднималась в одиночестве, опираясь исключительно на собственные силы. Крайне важно иметь критическую массу надежных союзников, создавать благоприятные внешние условия, использовать региональную и отраслевую конъюнктуру для позитивного позиционирования на международных рынках. Наконец, в обществе должна быть критическая масса лидеров, готовых брать на себя ответственность, осуществлять эффективное взаимодействие как между различными слоями общества, так и с внешними партнерами, держать высокую планку социальной ответственности. До нас этот путь прошли страны, находящиеся далеко не в лучших стартовых условиях. Они смогли, и мы сможем. Главное — видеть цель, верить в себя и, наконец, научиться не создавать дополнительные препятствия.
Больше статей Сергея Корсунского читайте по ссылке.