UA / RU
Поддержать ZN.ua

Go West, Западные Балканы!

Сербия, Македония, Косово, Черногория, Босния и Герцеговина - от них зависит сегодня стабильность региона и Европы в целом.

Автор: Владимир Цыбульник

Все они провозгласили курс на интеграцию в ЕС, а многие - и в НАТО. На пути к достижению своей цели они все чаще говорят Москве "До свидания!", несмотря на ее попытки удержать регион. Сербия и Республика Сербска (в составе БиГ) ради ЕС вынуждены выбирать между мнимым "славянским братством" с Россией и лучшим качеством жизни. Проблем становится все больше, а их решение - сложнее.

Итак, Белград, Сербия. Вы уже читали в прошлом номере ZN.UA о сомнительных результатах визита сюда российского президента ("Славянская любовь по расчету", М.Гончар и В.Мартынюк). Александр Вучич, словно двуглавый сербский орел, смотрит и на Запад, и на Восток. Для Востока (России) - "Калинка" в исполнении министра иностранных дел и 1300 автобусов из сербской глубинки с любителями Путина. Для Запада - обещания урегулировать отношения с Косово во имя вступления в ЕС, куда очень хочется.

Фоном визита были продолжающиеся более двух месяцев протесты с призывами к А.Вучичу уйти в отставку. Президента обвиняют в преследовании оппозиционных политиков, в нарушении принципа разделения властей, вмешательстве в принятие судебных решений, поддержке коррупции. "Президент Вучич должен подать в отставку, чтобы Сербия снова стала правовым государством", - заявил судья Высшего суда Сербии Зоран Ивошевич.

Визит "другара" Путина не снял противостояния, а лишь усилил его и достиг руководства страны

Скопье, столица уже - Северной Македонии. Решив проблему со своим названием, страна расчистила дорогу в НАТО и ЕС. Альянс, одобрив 29 января Протокол о присоединении, открыл Северной Македонии ворота не только в НАТО, но и в ЕС, что стало мощным ударом по российским планам остаться в регионе. Власть страны настойчиво решает проблемы в отношениях между македонцами и албанцами, чему содействует одобрение парламентом проекта Закона о придании албанскому языку статуса второго государственного

Далее - Приштина, Республика Косово. В борьбе за независимость РК в конце 2018-го создала свою армию и ввела 100% пошлины на товары из Сербии и БиГ. Продолжается укрепление всех административных органов РК, обеспечивающих жизнедеятельность мультиэтничной Республики, в том числе и северных сербских районов, при недовольстве Белграда их якобы "аннексией" косоварами.

Лидер социал-демократов Воеводины Ненад Чанак убежден, что Косово - "независимое государство и с этим надо считаться", что начали понимать и в России. Спикер парламента Косова Кадри Весели рассказал о своей встрече с В.Путиным минувшей осенью в Париже, а Хашим Тачи заявил об "открытии диппредставительства Косово в Москве после достижения соглашения с Сербией". Знаковые события!

Видимо, действительно вскоре мы услышим о соглашении. О его скором достижении говорят руководители РК, несмотря на разногласия. На столе несколько вариантов соглашения между Сербией и Косово - признание Белградом независимости Косова, что смертельно для А.Вучича; обмен северных территорий Косова на южные районы Сербии, но механизм не совсем понятен; создание сербской автономии в РК в обмен на членство в ООН и других международных организациях без формального признания. Нельзя исключать и проведение международной конференции, на которой предварительно обсудят возможные варианты. Ожидаемое падение правительства, о чем заявил Рамуш Харадинай, может лишь отодвинуть достижение соглашения.

А не пора ли Украине признать косовскую реальность, выбив из рук России возможность гешефта с Западом - "признаю Косово, а вы окончательно забываете про оккупированный Крым". А Сербия? Но друг ли она нам?..

Подгорица, Черногория. В 2016-м страна сорвала российскую попытку переворота, а годом позже, окончательно вырвавшись из орбиты Кремля, стала членом НАТО, обеспечив динамичное приближение членства в ЕС, возможно - до 2025 года.

Кремль продолжает попытки дестабилизировать страну, поддерживая оппозиционный Демократический фронт, блокирующий работу парламента и организующий демонстрации. Поддерживая агрессию России против нашей страны, ДФ требует от харизматичного президента Мило Джукановича не поддерживать санкции ЕС против агрессора. Олег Дерипаска финансирует деятельность оппозиции, надеясь помочь Путину вернуть Черногорию под российский контроль, а себе - Комбинат алюминия Подгорица, отобранный ранее решением суда.

Москва пытается удержать Черногорию "скрепами" московско-сербского православия, имеющего здесь огромное влияние и угрожающего национальной безопасности. Однако терпение власти лопнуло, и М.Джуканович впервые заявил, что сербская православная церковь в Черногории "очень настойчиво подрывает независимость страны, и потому надо продолжить роботу по восстановлению ЧПЦ". Украина могла бы в этом помочь черногорцам.

И, наконец, Сараево, Босния и Герцеговина, самая горячая точка на Западных Балканах, где ситуация продолжает ухудшаться, а страна по-прежнему находится на грани войны и мира, что обусловлено рядом внешних и внутренних факторов.

Главным внешним фактором является стремление России сохранить свой последний плацдарм на Балканах в БиГ, точнее - в Республике Сербской. Этому отвечала январская встреча Милорада Додика с В.Путиным в Белграде, новые заверения о его поддержке и прозвучавшее вслед за этим - "я (М.Додик. - В.Ц.) - русский человек, и согласен на военный союз с Россией…".

Безответственность политиков БиГ остается негативной внутренней доминантой. До сих пор не сформированы правительства Федерации и БиГ после минувших всеобщих выборов. В это время М.Додик уверенно внедряет путинскую модель правления в РС с главными ее атрибутами - тотальным полицейским контролем, подавлением свобод, великосербской идеологией и призывами к объединению всех сербов под крылом Белграда.

Дестабилизируют ситуацию, сеют страх провокационные заявления и действия лидеров партий. Лидер бошняков Бакир Изетбегович требует от Конституционного суда пересмотра названия РС как "не отражающее мультинациональный характер" энтитета, что вызвало резкую критику со стороны политиков БиГ и Международного сообщества в Сараево. Часть хорватских партий не признает Желько Комшича как избранного от хорватского народа члена Президиума. М.Додик отказывается работать в здании Президиума до тех пор, пока там не будет установлен флаг РС, что противоречит законодательству БиГ и угрожает выходом РС из единого государства.

Все это происходит на фоне противостояния этно-политических сил страны по целому ряду проблем. Первая их них - подписание годичного плана сотрудничества с НАТО, что категорично отвергают боснийские сербы. А ведь в 2006 г. именно Небойша Радманович, член Союза независимых социал-демократов РС, подписал Framework Document, подтвердивший намерение БиГ стать членом альянса. Эти разногласия блокируют назначение премьер-министра страны, которым, согласно конституционному принципу ротации, должен стать представитель РС. Члены Президиума БиГ от бошняцкого и хорватского народов поставили перед сербским коллегой ультиматум: подписание плана сотрудничества с НАТО в обмен на назначение представителя РС премьером. Но любой явный шаг в сторону альянса неприемлем для М.Додика, как и отказ Ж.Комшича и Шефика Джаферовича от продолжения атлантической интеграции. Спасти ситуацию может только компромисс, возможно - частичный, что для политиков БиГ является крайне сложным.

Другая проблема - необходимость актуализации Дейтонских мирных соглашений, о чем говорят практически все политики БиГ и некоторые члены Международного сообщества в Сараево. Эти документы, остановившие кровопролитие вчера, сегодня не способствуют примирению и развитию государства, "не могут предложить БиГ необходимых решений" - заявили Колинда Грабар-Китарович и Реджеп Эрдоган во время первого визита президента Турции в Хорватию в январе 2019-го. Россия и некоторые политиканы БиГ требуют немедленно прекратить деятельность Офиса высокого представителя, обеспечивающего выполнение Соглашений. Это станет губительным для БиГ, лишив ее надежного помощника, инструмента обеспечения единства и стабильности. Вероятнее всего, Офис завтра не закроют, а соглашения и конституция БиГ будут изменены в соответствии с новыми вызовами, стоящими перед официальным Сараево.

В стране немало других проблем - продолжаются преследования журналистов; не уменьшается коррупция; звучат заявления, разжигающие межнациональную и межконфессиональную вражду; сепаратизм становится все более популярным; нарушаются права человека. Увеличивается число российских инструкторов в центре подготовки полиции в Баня Луке, который постепенно преобразуется в некий филиал российского центра в Нише (Сербия). Все это дестабилизирует ситуацию и, в конечном счете, играет на руку Москве, которая ох как не хочет потерять свой последний оплот и союзника на Западных Балканах.

Противоречия и безответственность стали причиной неудачного визита членов Президиума БиГ в Брюссель (29-30.01.2019). Признав "необратимость" продвижения страны к ЕС, им в очередной раз напомнили, что желанный статус страны - кандидата на членство в Евросоюзе возможен лишь после обеспечения верховенства права, результативной борьбы с коррупцией и организованным криминалом, реализации плана социально-экономических реформ. А ведь ЕС - это то единственное, что объединяет всех политиков БиГ.

Прав был Уинстон Черчилль: Балканы создают больше историй, чем они могут потребить.