UA / RU
Поддержать ZN.ua

Закон бумеранга

Три задачи, которые Зеленский стремится решить атакой на Кличко

Автор: Инна Ведерникова

Как мы и предполагали, Зеленский жжет напалмом. В ходе итоговой пресс-конференции президент лично обвинил мэра столицы и его команду в коррупции. Новый глава КГГА в противовес Кличко, скорее всего, будет назначен. Зе! четко артикулировал: «Это моя вертикаль и мои полномочия».

Накануне страна, не отрываясь от экранов, следила за тем, как «начали наводить порядок в столице». Десятки уголовных дел в отношении руководства департаментов, коммунальных предприятий и фирм-подрядчиков, обыски у правой руки Кличко главы исполкома УДАРа Артура Палатного, визит СБУ в многоквартирный дом, где проживает Кличко. Прежде чем политически рубануть с плеча Банковая тактикой «мелких порезов» решила пустить репутационную кровь жертве.

Вот только вопрос: кто жертва? Возможный конкурент в будущей президентской гонке Кличко, встретившийся с американцами и двадцаткой послов в День Европы, чем вызвал сильнейшую ревность Зе!? Коррупционеры из команды мэра, паразитирующие на схемах, заложенных еще во времена Черновецкого? Комарницкий, посаженный на Киев главой ОПУ Ермаком рядом с Палатным, о чем умалчивает Зеленский? Или мэры городов, наблюдавшие из кустов за происходящим с Кличко и подавшие голос не в защиту Кличко, являющегося главой АГУ, а только когда власть решила повесить на них повышение тарифов?

Ответ есть.

 

«Я вам не Черновецкий»

Леонид Черновецкий — в солнечной Грузии, а в Украине дело его живет. Самый харизматичный столичный оппозиционер Виталий Кличко, который с 2008-го года не покладая рук боролся за честный европейский Киев без Черновецкого, оказался в эпицентре публичного коррупционного скандала. Месседжи пресс-конференции Зеленского разбирают на цитаты не только в Украине. Репутации Кличко нанесен серьезный урон. Зе! знал, что делал.

Массив материалов у силовиков наработан давно. Попытка вытащить его на свет при Богдане не увенчалась успехом. Как прокомментировал во время пресс-конференции наезд на Кличко в 2019-м году сам Зеленский, «мэр попросил не трогать его» и он пошел ему навстречу. Дал якобы время для результата. Результат впечатляет.

По словам прокурора Киева Олега Кипера, в рамках 10 уголовных дел за эти дни прошло более 60 обысков. Предъявлено 11 подозрений бывшим и действующим главам коммунальных предприятий. О подозрении в производстве о хищениях сообщено еще семи лицам в департаменте соцполитики КГГА — там нагрели руки на 13,5 млн грн при закупках медицинских средств.

По тем производствам, в которых уже сообщено о подозрении, речь идет об убытках более чем на 43 млн грн. Общая сумма по всем производством в разы больше. И она растет как снежный ком. Только по следам одного из последних обысков в земельном департаменте столичной администрации (прошедшем уже после комментария прокурора агентству Интерфакс) фискалы заявили о недоплате в бюджет за аренду земли более 100 млн грн.

В то же время Кипер утверждает, что за последние два года около 30 производств ушли в суд и, мол, ничего экстраординарного на самом деле не происходит. Однако не будем оценивать заявления нового прокурора, которому политики подарили редкую возможность потрудиться на закон. Уточним только: слова Кличко о том, что все обыски проходят по результатам внутреннего аудита столичной администрации, а силовики изымают копии документов, давно имея на руках оригиналы, любезно предоставленные самой киевской властью, столичная прокуратура опровергла. Кипер настаивает, что ни одно из сегодняшних расследований не базируется на материалах КГГА.

Кейс Палатного — особенный. Слишком близко к городскому голове. Слишком токсично. Как утверждают источники ZN.UA в правоохранительных органах, главу исполнительного комитета партии УДАР Артура Палатного очень долго «вели» и документировали. Поэтому Кличко, делая заявление на сессии 13 мая и позже, не сильно педалировал историю обыска у Палатного. Соратника и «кассира» Кличко записывали несколько месяцев. Речь идет о долях и процентах от работы ряда департаментов и более десятка коммунальных предприятий. В том числе крупнейших столичных рынков. На руках у силовиков огромный архив информации.

Согласно материалам одного из эпизодов следствия, «участники преступной группировки, в состав которой входят около 20 человек, в том числе бывший народный депутат, действующие и бывшие депутаты Киевской городской рады, ежемесячно получают…от 5 до 7 млн грн дохода от аренды торговых точек, нелегально обустроенных в подземных пешеходных переходах станций метро…».

«Слуги народа» постарались, чтобы эти красноречивые факты и фото облетели как можно большее количество потенциальных избирателей Кличко. Как и в случае с отстранением от власти Черновецкого, когда Янукович легитимизировал свои действия антикоррупционной кампанией, буквально ошарашившей Украину «космическими» масштабами грабежа. В случае с Кличко мы, похоже, на самом старте. Источники говорят, что будет несколько волн. Зеленский журналистам заявил о том же.

Артист разговорного жанра, вооруженный силовиками и СНБО, перед всей страной отправил чемпиона-тяжеловеса в заочный нокаут. Фраза «это я не пойму, что от меня хочет Кличко», а также откровения о назойливости постоянно звонящего ему мэра столицы — унизительны. Кличко если и поднимется, то считать отведенное на это время будет сам рефери-Зеленский. И здесь политический маневр для Кличко ограничен: либо наступательное расследование с последствиями уже для самого мэра, либо согласие на роль «свадебного генерала» в столице, да и в политике вообще. Стране нужна незаношенная оппозиция, но…

Правда, есть два просвета, которые может использовать Кличко. Во-первых, показательно от участия в обысках воздерживается полиция. Работают СБУ и находящаяся в стадии распада ГФС. Система, чувствуя политику, пытается самосохраниться во избежание чисток в случае прихода другого президента. О чем, собственно, и предупредил Кличко.

Во-вторых, Кличко вернулся к сделке с Петром Порошенко, контролирующим первую по численности фракцию в Киевраде. О заключенном стратегическом пакте говорят источники и результаты голосования на сессии 13-го мая. Кличко — президент, ПАП — спикер или премьер. Если месяц назад фракция экс-президента часто воздерживалась или не голосовала, то в день заявления Кличко о политическом давлении — массово поддержала практически всю повестку. Возможное голосование за проект решения о создании исполкома под Киеврадой — во власти Порошенко. Однако «доживет» ли Порошенко до необходимости соблюдать договоренности (что он делать не умеет) — вопрос. Как уточнил Зе!, он уже стал приговором Порошенко. Медведчук и BIHUS info ему в помощь.

К сожалению, в 2014 году после Майдана и венской встречи с Фирташем, Кличко уступил Порошенко несколько больше, чем президентство. Сделка Кличко, занявшего кресло мэра Киева, с бывшей командой Черновецкого сначала в лице Вадима Столара (правая рука Кличко в 2015–2019 гг.) и людьми Порошенко (Кононенко—Березенко), потом — с Банковой Зеленского, которая вывела из теневой орбиты и усилила экс-главу фракции Черновецкого Дениса Комарницкого, — стала ценностным выбором чемпиона. В этом бою с тенью Кличко изначально оказался настроен на договор.

Вот и сейчас Кличко опять решает: драться или сдаться? Хотя он может выйти на пресс-конференцию и дать следствию множество наводок куда более масштабных, чем поборы с МАФов: от схем на «Антонова» до гешефтов Припортового; от «Большого строительства» до подаренных олигарху номер один тарифов на ЖД; от теневых зарплат во власти до продажи в ней должностей. Правда, следствия у Кличко нет… 

 

Операция «Чистые руки»

«Аннушка разлила масло» в тот момент, когда еще советник президента Андрей Ермак, сидя в последнем ряду в зале «Паркового» (там обсуждались кандидаты в депутаты от «Слуги народа» на мажоритарных округах столицы), предложил Николая Тищенко. «Так он тупой!», — сказал президент. И не ошибся. Тринадцатый номер в итоге сначала стал народным депутатом, а потом провалил все порученные ему проекты Банковой. Позорный кейс Вирастюка — из последних. Однако столица — из главных. Честно говоря, достаточно трудно принять столь циничную мотивацию теперь уже главы ОПУ Ермака, подсунувшего Зеленскому Тищенко в комплекте с Комарницким.

Понятно, что Андрей Ермак — коренной киевлянин, юрист и глава Ассоциации предпринимателей Киева с многолетним стажем (2009–2018), обладающий к тому же тонким продюсерским чутьем, легко вписывается в кумовскую конструкцию столичной бизнес-тусовки, долгое время жившей по правилам «птенцов» Черновецкого. Степан Черновецкий, Денис Басс, Денис Комарницкий — законодатели тогдашних мод откатов и долей.

«Доходные стартапы не появляются из ниоткуда» — утверждает сегодня сайт молодого Черновецкого, ведущего бизнес на земельных и коммунальных активах выведенных из собственности Киева его отцом. Совместный с Тищенко стратап-ресторан COIN — корень партнерства Тищенко и Черновецкого. И если бывший куратор экономического направления Басс нашел свое новое счастье в Москве, то Комарницкий оказался востребован на родине. Присматривая за Киевом из окна «101 Tower».

То есть — внимание! — глава офиса президента, пообещавшего стране борьбу с коррупцией, приводит в его команду людей Черновецкого. Фамилий токсичней в Украине нет. Ибо размах той команды был на самом деле космическим. И что? А то, что все это время в Киеве работает теневой офис, расположенный в бизнес-центре Черновецкого, где на пару делят потоки Палатный/Кличко (о заслугах Палатного стране теперь уже рассказал прокурор Кипер) и Комарницкий/Ермак.

И это все под носом у Зеленского, который, не стесняясь выходит на публику и выглядит шутом, заявляя, что Кличко ворует из бюджета, а «глава моего офиса не берет взяток». Ха-ха-ха! Однако здесь есть важный нюанс: у Комарницкого тоже прошли обыски. В 2019-м его трясли за Подольско-Воскресенский мост и «прокладку» «Экобудтрейд». Тогда он помогал Столару. Теперь, благодаря Ермаку ставший слишком самостоятельной единицей и сблизившийся с Кличко Комарницкий сильно раздражает Зеленского. Вряд ли Зе! напрямую вникал в масштабы сумм, процентов и долей, однако фамилия Комарницкого звучит в связи с Банковой даже в ангажированных властью изданиях. Накопилась слишком критичная масса негатива, который не скрыть, если хочешь сохранить хоть какое-то лицо.

Здесь стоит уточнить, что Кличко после местных выборов хотел ослабить зависимость от Банковой  и планировал держать баланс за счет раздачи кусков всем. Однако именно рука Комарницкого в последнюю ночь перед голосованием за секретаря Киеврады, когда Кличко договорился о союзе со всеми фракциями (формально исключив только ОПЗЖ), разрушила опору под мэром. Из по сути сформированного большинства Банковая по наводке Комарницкого выбила ЕС Порошенко, которая могла обеспечить Кличко возможность для маневра. Смотрящему модератору нужно было оперировать «золотыми акциями», которые он завел через «Батьківщину». Иначе чары колдуна безысходно слабели. В итоге — стала слабеть власть самой Банковой. И в какой-то момент Киев зажил своей жизнью, а Банковая, хоть и получившая своего первого зама Кулебу и ключевые комиссии, — своей.

Плюс — политическое усиление Кличко через внимание к нему американцев и европейцев, плюс — второй после Зе! рейтинг доверия… Надо давить. И полностью брать под контроль столицу. Без разобиженного Тищенко и его друга Комарницого. Политически, финансово, стратегически. По нашей информации, Комарницкий звонил прокурору Киева уточнить, при чем здесь он. Однако афера с Подольско-Воскресенским мостом — один из самых циничных коррупционных кейсов. Спрятать его — поставить под сомнение всю операцию в отношении Кличко. Зеленский пытается стряхнуть куски столичной грязи со своих рук. Пока непонятно, насколько тот же Андрей Витренко (несостоявшийся секретарь рады от «слуг», которого двигают на смену Комарницкому) сможет вписаться в общий бизнес-расклад и стать его центром тяжести.

Ермак, поддерживая масштабное наступление силовиков по всему фронту, делает вид, что он вообще не при делах. До какого предела будут копать последние — решит Зеленский. Однако очевидное публичное обеление президентом Ермака и его вывод за рамки коррупционного столичного кейса, говорит о том, что к такой политической жертве и к такой публичной правде Зеленский не готов. Что не отменяет ее наличия. Как и сказку про «голого короля», которого ближайшее окружение выставляло дураком.

 

Тарифное алиби

Есть еще один важный в этом раскладе нюанс. Как и некогда Петр Алексеевич не говорил публично о поражениях на войне, перекладывая эту миссию на подчиненных, так и Зеленский, пообещавший избирателю снизить тарифы, пытается найти канал, через который он сможет безболезненно спустить пар. Избежав тарифного Майдана, который легко подхватят нежелающие попасть в новый «философский закон» Зеленского олигархи. И здесь публичное уничтожение Кличко — точнейший инструмент дрессуры мэров.

Если вы заметили, то удар силовиков по Кличко не вызвал бурной защитной реакции со стороны мэров и Ассоциации городов. Причин несколько. Если исполнительная дирекция АГУ всегда вне публичной политики, то каждый украинский мэр — чуть-чуть Черновецкий. И пока взвешивание своих пороков и добродетелей идет внутри, можно как-то жить и даже объединяться для борьбы с Центром. Если же в помощники власть призывает силовиков, то лучше найти куст погуще и не высовываться.

Да, Кличко стоял за спиной Садового в суде, когда на того «давил» Порошенко. Но тот же Кличко не пошел защищать мэров перед местными выборами. Это был маркер. Оставаясь формальным главой АГУ, Кличко отказался от реального лидерства, которое сейчас отчасти перехватывает Филатов. Однако в АГУ нет единства.

«Вчера стало ясно, что это война не только против Кличко, но и против мэров, — рассказывает мэр одного из областных центров. — Во-первых, заявление Шмыгаля, где он перекладывает ответственность за тарифы на местное самоуправление. Во-вторых, глава профильного комитета Герус снял законопроект №3508 о реструктуризации газовых долгов и прямо сказал «повышайте тарифы, это ваши полномочия». Власть умывает руки и сохраняет рейтинг. Банковая работает на опережение, разделяя и властвуя. Мэры ключевых городов молчат. Визит в дом Кличко (хоть и не в ту квартиру) — очень жесткий сигнал. Страх диктует совсем другое поведение».

«Кличко не наша игра, — заявляет оппонирующий прокличковскому течению городской голова. — Когда мы хотели объединяться, он раскладывал яйца в разные корзины. Наши предложения опубликовать реестр всех уголовных дел, открытых на мэров во время выборов, остались без ответа. А силовики натягивают поводок исключительно по команде власти и это надо когда-то ломать. А Кличко что? Поссорился с Банковой, договорился с Банковой, снова поссорился… Это что-то из области иррационального. Мы сейчас за него впишемся, а он снова помирится. Однако насчет тарифов — молчать не будем».

Сразу после пресс-конференции гаранта Кличко и правление АГУ вышли с заявлением о разрыве Кабмином газового меморандума, заблокировавшего в прошлом году открытие рынка и повышение тарифов на газ. Реакция на местах уже пошла. Луцк, Винница, Ровно… В четверг вечером на совещании на Банковой региональный куратор Кирилл Тимошенко сглаживал острые углы. Дабы мэры неконтролируемо не сорвались с тормозов и не подняли большую бучу. Меморандум пообещали выдержать, ПСО (публичные специальные обязанности) продлить, долги реструктуризировать. Тем не менее, переход в рыночное поле неизбежен и, по словам присутствовавшего министра Чернышова, «некоторые крупные города уже сейчас заключают договора без ПСО».

Вот здесь как раз Банковая вбила кол между мэрами, что поясняет молчание гигантов — Львова, Одессы, Днепра и Харькова. Плюс — подвешен вопрос реструктуризации коммунальных долгов. Глава НАК «Нафтогаз» Витренко уже заявил о каком-то новом подготовленном законе, который скоро будет зарегистрирован в ВР. Банковая расчетливо сделала шаг назад. Какими будут два шага вперед — увидим в ближайшее время. Стратегическая линия в отношении и Кличко, и местного самоуправления президентом избрана. В «непросвещенной монархии», строительство которой мы сейчас наблюдаем, князькам места нет.

…На Кличко все еще смотрят определенные силы не только как на потенциального кандидата в президенты, но и как на неизношенную и незатасканную в такой же степени, как Порошенко, Тимошенко, Бойко и Яценюк, оппозицию. Но для оппозиции помимо ценностей (а с ними у Кличко очевидные проблемы)  нужно иметь  еще и смелость. Причем смелость иного качества, нежели для боксерских боев.

У Кличко были как минимум две ситуации, когда он мог проявить действительно политическую смелость. В 2014 году он мог отказать Порошенко и самостоятельно пойти на президентские выборы. Но он предпочел синицу в руках. И вторая ситуация (куда менее известная), когда у него была возможность захватить сцену Майдана и освободить ее от всем опостылевших Яценюка, Турчинова и Тягнибока. Которые разрывались между Межигорьем, своими кураторами-олигархами и необходимостью делать вид, что они — лидеры оппозиции. Но Кличко на это не пошел, хотя все условия для этого были.

    Поэтому, как логично заметили мэры, ни у кого нет уверенности в том, что в самый ответственный момент Кличко снова не договорится с Банковой.