UA / RU
Поддержать ZN.ua

В поисках мира…

Сегодня нельзя отрицать важность хоть каких-то созидательных инициатив, исходящих, как от центральной власти, так и от представителей местных элит. В этом контексте можно отметить два момента.

Автор: Инна Ведерникова

После недельного молчания президент начал нащупывать дорогу, по которой собирается вести страну. Пока вопросов больше чем ответов. И время на поиски ограничено. За ним - жизни и непрощение. Мирный план Порошенко, детали которого стали известны после встречи президента с мэрами и бизнес-элитой Востока, разбивается об один единственный вопрос: что делать с боевиками, пересекающими российскую границу и пришедшими сюда воевать за деньги? Что априори не предусматривает ни переговоров, ни сложения оружия, ни человечности их заказчика, сидящего в Кремле. Сколько бы ему не звонил наш президент…

Ни один пункт плана Порошенко не дает ответа на этот вопрос. Поэтому неделя без огня уже нарушена полноценными боями под Ямполем и Красным Лиманом. Разгромом боевиков. И потерями среди наших солдат. Поэтому продолжают покидать дома и гибнуть мирные жители. Поэтому растет бездна взаимных обвинений и непрощения между нами. Теми, кто решил сражаться за Родину, какой бы она ни была и кто бы ей сегодня не руководил. И теми, кто в Родине разочаровался, и под прицельным руководством "брата" делом или словом питает формирования боевиков. Поэтому мирный план президента пока остается бумажной пиар-инициативой, не подкрепленный реальными экспертными исследованиями и ответами на главный вызов - что нам вообще делать с Донбассом?

Тем не менее, сегодня нельзя отрицать важность хоть каких-то созидательных инициатив, исходящих, как от центральной власти, так и от представителей местных элит. В этом контексте можно отметить два момента, которые свидетельствуют о наличии таких инициатив.

Мэры и президент

Встреча Петра Порошенко с представителями легитимной власти Востока - так анонсировала ее АП - состоялась в четверг. Первоначальный тест - количественный. "Кто приедет, тот с Украиной" - что-то вроде этого. То же касается и приглашенных представителей бизнеса и общественных организаций Востока. С ними президент разговаривал во второй части встречи. К сожалению, нам не удалось получить полный список участников. Как сообщил ZN.UA пресс-секретарь президента Святослав Цеголко, "многие приехавшие, в силу понятных причин, не хотели бы афишировать свои фамилии и предприятия". Поэтому пришлось ограничиться цифрами. Так, на встрече с бизнесом и общественными лидерами присутствовали около 60 человек. Мэров из Донецкой области приехало - 20. Из Луганской - два. В то время как в Донецкой области 28 городов областного значения, а в Луганской - 14. Также пришлось взять на заметку информацию о том, что многие руководители предприятий (уровня того же директора Алчевского металлургического комбината), созванивались между собой в недоумении, почему их не пригласили.

Что касается качества диалога, то и здесь масса нюансов. Учитывая коллаборационистскую позицию местных властей, элит и бизнеса в Донецкой и Луганской областях в начале событий на Востоке. Где вынужденную, где вполне осознанную. С этим еще придется разбираться. После войны.

Сегодня же, стоит признать, что мэры - действительно единственная легитимная власть в городах, представители которой на своей шкуре уже успели оценить всю, так сказать, красоту игры своей же партии в регионе. Рычаги влияния на Киев, которые ПР и ее спонсоры формировали путем поддержки ДНР и ЛНР, давно вырвались из рук и ситуация пошла вразнос.

Безусловно, определенное мужество есть у тех городских голов, которые не покинули свои посты, не улетели в Крым или Вену на ПМЖ и приехали в Киев разговаривать с президентом. Разговаривать о том (если убрать военную составляющую мирного плана), что их партия обещала стране и Донбассу все десять лет своего существования. И четыре года правления Януковича. Речь о децентрализации, передаче полномочий в регионы, формировании исполнительной власти областными советами. За бездеятельность и предательство своих элит Донбасс сегодня платит кровью.

Нам удалось связаться с мэром Донецка Александром ЛУКЬЯНЧЕНКО, когда он уже был в поезде по пути домой:

- Александр Алексеевич, о чем думаете сейчас?

-О надежде. Президент предложил ряд мирных инициатив, которые мы будем рассматривать. Общество должно принять эти инициативы. Иначе ничего не получится. Мы же все хотим, чтобы вернулся мир. Как бы ни было тяжело, а крымского сценария все-таки не получилось. Положительно то, что президент настроен на мир. В одностороннем порядке на неделю прекращена АТО.

- Но бои, к сожалению, идут…

-Надо закрывать и укреплять границу. Не только на земле, но и в головах. Ведь мы проиграли информационную войну. Сегодня на встрече присутствовали ваши коллеги. Стране нужна серьезнейшая глубокая информационная кампания. Людям на Востоке нужно разъяснять, почему сложилась такая ситуация, кто в ней виноват, и как помочь государству прекратить войну.

- Шанс есть?

-Всегда есть шанс убедить людей, что Киев не враг. Власти - заботой и вниманием по отношению к людям. К беженцам. Журналистам - отказом от дешевых сенсаций. Нужно говорить правду. Какой бы горькой она не была. Потому что полуправда с экрана телевизора о событиях в горячих точках, о потерях, и причинах происходящего, увеличивает число тех, кто не доверяет Киеву. Нам всем нужно нацеливаться на созидание. Мира вам и добра, - заключил Лукьянченко. И в этом пожелании вряд ли уже была фальшь...

В любом случае, как было сказано выше, мирный план президента упирается в пока не разрешимые вопросы, касающиеся геополитики: Украина стала полем, где меряются мускулами мировые сверхдержавы. Где Россия сделала ставку на уничтожение Украины, путем скрытой агрессии и лживой пропаганды. Однако этот первый шаг президента к диалогу с мэрами - дорогого стоит. Потому как, последствия разрушений, на этом поле, как выяснилось, исключительно наша проблема. Как, впрочем, и необходимость поиска решений для их минимизации. Что стоит за этой сухой констатацией, думаю, никому лишний раз объяснять не надо. Слишком больно.

Власть и собиратель земель Коломойский

В то время как Донбасс переживает трагические последствия некогда принятых элитами опрометчивых решений, Днепропетровская область продолжает продуцировать спасительные идеи. На этот раз новый толчок получила апрельская инициатива губернатора Игоря Коломойского, касающаяся референдума о присоединении ряда территорий Донбасса к Днепропетровской области.

- Сегодня наш губернатор вышел с предложением к центральной власти, в частности к премьер-министру Арсению Яценюку и главе Госказначейства Татьяне Слюз, о том, что часть территорий Донбасса было бы логично переподчинить Днепропетровской области, - сообщил ZN.UA заместитель губернатора Днепропетровской ОГА Геннадий КОРБАН. - Речь идет о временной мере и касается прилегающих к нашей области районов, где уже не ведутся боевые действия, и которые контролируют наши войска. Имеются в виду Александровский, Велико-Новоселковский и Красноармейский районы Донецкой области.

Сегодня мы в состоянии технически и физически наладить жизнь на этих территориях. Обеспечить социальные выплаты и всю финансовую составляющую. Мы реально проработали этот вопрос с казначейством и готовы через свои каналы и свою сеть обеспечить и наладить все бюджетные выплаты. Для этого, конечно, казначейству необходимо сделать определенные субвенции на наши счета. Мы же готовы через них направить выплаты людям, которые обязаны получать социальную помощь. Иначе может быть полный развал социальной системы в этих районах. Поскольку там много шахтеров, сидящих на дотациях и регрессе. А это инвалиды, которые могут остаться без куска хлеба.

Более того, мы готовы наладить там функционирование государственных органов. Для этого, естественно, нужны определенные полномочия. Что не по душе многим чиновникам из Киева. Мы официально обратились к Арсению Яценюку, однако пока не получили ответа, - заключил Геннадий Корбан.

Молчание Яценюка - еще не свидетельство отказа Кабмина рассматривать предложение Днепропетровска как один из вариантов сохранения территорий стабильности и безопасности за Украиной. В случае, если ситуация на Донбассе окончательно выйдет из-под контроля. ZN.UA стало известно, что Харьковский губернатор Игорь Балута встречался с мэром Святогорска на предмет возможного присоединения города к Харьковской области. В основу чего якобы может лечь принятый на этой неделе ВР закон о сотрудничестве громад. О чем мы прямо у Игоря Мироновича и спросили.

- Да, я действительно ездил в Святогорск. По поручению премьер-министра Украины и вице-премьера Гройсмана, - пояснил свою позицию губернатор Игорь БАЛУТА. - Цель? Организация и оказание помощи Святогорску, где сейчас находится большое число беженцев. Около 20 тыс. чел. В то время как его вместимость - не более 4,5 тыс. 60% приезжих - жители Славянска. Есть люди из Донецка и Луганска. Это моя четвертая поездка в город вместе с нашими специалистами - директором департамента охраны здоровья, представителями Пенсионного фонда и Центра занятости. Сейчас мы уже начинаем понимать, как будем работать по банкам и Пенсионному фонду. (Подробный репортаж о ситуации в Святогорске читайте в материале собственного корреспондента ZN.UA в Донецкой области Евгения Шибалова. - И.В.).

Надо понимать, что Святогорск не в состоянии справиться сам с большим количеством людей. Более того, людям надо не только есть, пить и спать. Они боятся будущего, и с ними нужно общаться. Необходимо показать, что государство о них заботится. И это сейчас - самое главное. Понятно, что сегодня люди, покинувшие свои дома, напуганы и несколько агрессивны. Но душа отходит.

Люди там, в основном, пожилые. Им нужны лекарства. Мы оборудуем медицинские пункты. Направим туда из Харькова две "скорых". Хорошо, что не успели ликвидировать больницу в городе и перевести ее в Славянск. Сейчас мы ее просто доукомплектовываем. Передаем гуманитарные грузы и питание. Кроме Святогорска я курирую еще и Красный Лиман. Однако проехать туда пока нельзя - обстреливается дорога. Но мы доедем. Там в основном коммунальные вопросы.

- Игорь Миронович, а что касается вашей инициативы переподчинения Святогорска Харьковской области? Ведь принятый ВР закон о сотрудничестве громад не подразумевает административного объединения территорий. Речь только об объединении ресурсов для развития экономических и социальных проектов. Откуда ветер дует?

- Во-первых, это не моя инициатива. Во-вторых, упомянутый вами закон здесь ни при чем. В-третьих, мы отрабатываем с нашими специалистами механизм проекта постановления Кабмина о временном переподчинении таких территорий. Но как это будет и когда - мы и сами не знаем. Но понимаем, что людям надо помогать, и мы им помогаем. Работаем, мониторя полный срез возможных проблем, чтобы потом учесть все нюансы в готовящемся постановлении Кабмина.

Тем не менее, вице-премьер министр Владимир ГРОЙСМАН не стал раскрывать подробности процессов, дав понять, что Кабмин еще не принял окончательного решения на этот счет:

- Мы еще не получили письмо Игоря Валерьевича, - уточнил Гройсман. - Конечно, мы будем рассматривать эффективность подобного предложения. Хотя сейчас мы довольно успешно переводим счета и решаем проблемы занятых террористами городов в рамках их областей. Так что пока комментировать нечего.

После разговора с вице-премьером автору позвонил помощник Игоря Балуты и попросил уточнить, что постановления Кабмина скорее всего не будет, а правительство просто выделит дополнительные средства. Уточняем.

…По данным ZN.UA, Путин в первом телефонном разговоре с Порошенко заявил об отсутствии желания признавать "референдумы" ДНР И ЛНР, а также присоединять Донбасс к РФ, уточнив при этом, что в случае продолжения АТО российским танкам поможет авиация…

В любом случае ясно, что украинская власть рассматривает сегодня различные варианты сохранения в Украине территорий стабильности и безопасности. Учитывая разные сценарии развития событий на Донбассе. И колеблется с "обрезанием" областей, вероятно, только потому, что многие усматривают в подобном решении некий корыстный умысел Игоря Коломойского. "Олигарх во власти сегодня активно усиливает свое влияние в политике, да еще и пожелал прирасти территориями". Но здесь, как говорится, совесть у каждого своя. А какая может быть плата за ее отсутствие, украинская история демонстрирует прямо сейчас. Не жалея красок.

Что же касается рациональности инициативы Коломойского, то, со своей стороны, уточню, что вице-премьер Владимир Гройсман знаком с уже готовым законопроектом своего ведущего советника по децентрализации Анатолия Ткачука о Слобожанщине. (Текст читайте на сайте ZN.UA) Где эксперт предлагает, учитывая сложившуюся критическую ситуацию на Донбассе, передать в подчинение Харьковской области 11 районов Луганщины. Тем самым восстановив историческую справедливость. И сохранив те самые территории безопасности за Украиной.

Немаловажно, что по данным и.о. губернатора Луганской области Ирины Веригиной 9 (!) районов, которые Ткачук предлагает передать Харькову, и сейчас под контролем украинского государства. Частично нами контролируется Новый Айдар. И только Станично-Луганское отошел к ЛНР. Возможно это и есть определенный выход?

ПРОЕКТ

Закон України "Про окремі питання адміністративно-територіального устрою Донецької, Луганської та Харківської областей"

Зважаючи на загрози життю й здоров'ю громадян і проблеми з реалізацією повноважень органів виконавчої влади та місцевого самоврядування, які стали наслідком діяльності диверсійних груп і терористичних організацій на окремих територіях Донецької та Луганської областей, включаючи міста – адміністративні центри цих областей; керуючись п. 13 статті 92, статтями 132 і 133 Конституції України, Верховна Рада України постановляє:

1. Передати до складу Харківської області України райони, які історично були частиною Слобідської України, а відтак економічно та культурно відрізняються від решти частин Донецької та Луганської областей, в складі яких перебувають.

2. Виключити зі складу Донецької області і включити до складу Харківської області Краснолиманський район, площею 1,2 тис. кв. км., включаючи місто обласного значення Красний Лиман.

3. Виключити зі складу Луганської області і включити до складу Харківської області:

  1. Біловодський район, площею 1,6 тис. кв. км.;
  2. Білокуракинський район, площею 1,4 тис. кв. км.;
  3. Кремінський район, площею 1,6 тис. кв. км.;
  4. Марківський район, площею 1,2 тис. кв. км.;
  5. Міловський район, площею 1,0 тис. кв. км.;
  6. Новоайдарський район, площею 1,5 тис. кв. км.;
  7. Новопсковський район, площею 1,6 тис. кв. км.;
  8. Сватівський район, площею 1,7 тис. кв. км.;
  9. Станично-Луганський район, площею 1,9 тис. кв. км.;
  10. Старобільський район, площею 1,6 тис. кв. км.;
  11. Троїцький район, площею 1,6 тис. кв. км.

4. Утворити у складі Харківської області дванадцять нових районів:

  1. Біловодський район, центр – сел. Біловодськ;
  2. Білокуракинський район, центр – сел. Білокуракине;
  3. Краснолиманський район, центр – м. Красний Лиман;
  4. Кремінський район, центр – м. Кремінна;
  5. Марківський район, центр – сел. Марківка;
  6. Міловський район, центр – сел. Мілове;
  7. Новоайдарський район, центр – сел. Новоайдар;
  8. Новопсковський район, центр – сел. Новопсков;
  9. Сватівський район, центр – м. Сватове;
  10. Станично-Луганський район, центр – сел. Станиця Луганська;
  11. Старобільський район, центр – м. Старобільськ;
  12. Троїцький район, центр – сел. Троїцьке.

5. Прикінцеві та перехідні положення:

  1. Закон набирає чинності з дня, наступного за днем його опублікування.
  2. Кабінету Міністрів України, органам виконавчої влади та органам місцевого самоврядування впродовж одного місяця після набрання чинності цим Законом внести зміни до своїх актів з урахуванням підпорядкування Харківській області відповідних районів, що належали до складу Донецької та Луганської областей.

Голова Верховної Ради України