UA / RU
Поддержать ZN.ua

ТриД-синдром

Украина оказалась тем "сильным" звеном современности, которая через Майдан впервые четко и ясно задекларировала существование ТриД-синдрома.

Автор: Александр Павенцкий-Фильц

Каждое расстройство, а тем более каждая болезнь, нуждается в диагнозе. То, что Украина как государство длительное время находится в состоянии расстройства, а в течение последнего года тяжело "болеет" - сомнений не вызывает. О терминах можно спорить, но сущностные признаки нынешнего состояния очевидны. А вот с диагнозом общественно-политического недуга, усиливающегося на территории нашей страны, значительно сложнее. Почти ежедневно мы слышим, видим и читаем десятки версий, и цель каждой из них - приблизиться к единственно правильной интерпретации локально-украинской и геополитической ситуации года 2014-го от Рождества Христового. И каждая из этих версий несет в себе долю разумного. Только целостный диагноз остается пока что невыясненным. Так уверенно можно утверждать, если принять во внимание следующие простые и понятные три аргумента.

Во-первых, диагноз - это выявление причины того или иного расстройства (здесь даже речь не идет о медицинском значении этого слова, ведь слово "диа-гнозис" означает распознавание истинного положения дел из нескольких вариантов); во-вторых, правильный диагноз дает возможность квалифицированно исправлять выявленное нарушение. Не вслепую и не хаотически, а компетентно. Третьим обязательным компонентом правильного диагноза является высокая вероятность правильного прогноза, т.е. умение видеть, с какими последствиями необходимо считаться вследствие пережитой "болезни".

В медицине такая ситуация обычная. Поэтому издавна медики, не имея возможности установить "окончательный диагноз", идут на компромисс: они описывают типичные признаки расстройства, дающие понять наличие той или иной болезни, ее причины и следствия. И этот компромисс называется синдромом (совместным путем нескольких характерных нарушений, син-дромом).

Мне бы хотелось поделиться наблюдениями и соображениями по поводу нынешнего кризисного синдрома. Его можно было бы описать как ТриД (3Д )-синдром.

Итак, речь идет о типичных признаках происходящего. Первым из них, вне всякого сомнения, является ДЕЗИНТЕГРАЦИЯ. Ее проявления дали о себе знать еще в конце ХХ в. в двух самых важных плоскостях. Прежде всего - в сфере общеобщественных ценностей, полностью разрушенных последней волной французской "культурной" революции с ее самолюбованием в постмодерном абсурде. И параллельно с этим - в дезинтеграционных территориально-политических процессах в СССР, бывшей Югославии, а в течение последнего времени - в Европе и некоторых арабских странах. Не обошла эта угроза и Украину.

Вторым признаком ТриД-синдрома является ДЕПРЕССИЯ. У этого признака две плоскости: общественно-экономическая и массово-психологическая. В первой плоскости депрессия является настолько очевидным триггером нарастания международной агрессии, что не нуждается в какой-либо дополнительной аргументации. Ведь и Первая, и Вторая мировые войны вырастали из недр меланхоличного fin de siecle (конца XIX в.) и Великой депрессии 30-х прошлого века. Здесь совсем нетрудно провести параллели к общественно-экономической депрессии начала нынешней поры.

В то же время редко когда берется во внимание скрытая (и хорошо известная по психоаналитическому опыту) особенность депрессии, в частности механизмов ее возникновения. Имеется в виду неестественное торможение агрессии, которая до определенного времени не находит цивилизованного выхода наружу. Это и является психологической составляющей, которая в массовом измерении приводит сначала к поиску вины внутри сообщества (или государства в целом), а затем конвертируется в нахождение виновников извне. Агрессивная реакция на это состояние - только вопрос времени и соответствующих обстоятельств.

О третьей компоненте ТриД-синдрома, по моему мнению, дискутируют меньше всего. Точнее, о ней говорят ежегодно, но при этом не учитывается особый характер этой компоненты. Я бы назвал ее ДИС-ИНФОРМАЦИЕЙ. Следует уточнить: речь не идет о ДЕЗ-ИНФОРМАЦИИ, т.е. сознательной манипуляции ошибочными сообщениями, и не о пропаганде. Речь идет о другом. Слово "дис" (латинское) обозначает собой "расстройство" (как, например, дис-функция, дис-гармония и т.п.). Следовательно, под термином "ДИС-ИНФОРМАЦИЯ" следовало бы понимать состояние расстроенного информирования, т.е. процесс, практически и осознанно не контролируемый. Его критерием могло бы быть такое состояние информации, когда общая масса фальшивых нереалистичных, надуманных и непроверенных сообщений начинает доминировать в глобально-медийном пространстве. Поэтому информационное расстройство само собой становится фактом дезинтеграции и вместе с тем усиливает феномен массового недоверия ко всему общественного укладу, включительно с социальной, экономической и политической составляющими.

Из всего изложенного напрашивается простой вывод: Украина оказалась тем "сильным" звеном современности, которая через Майдан впервые четко и ясно задекларировала существование ТриД-синдрома. Именно Украина выступила против дезинтеграции (за целостность и неприкосновенность территории), созналась в глубокой социальной депрессии, найдя внутреннего виновника, а главное - сформировала активный протест против дис-информации в собственном обществе. Жаль только, что не до конца осознанным остается основной диагноз. Зато ТриД-синдром как таковой касается не только, и даже не столько нас с вами, как тех, кто этим синдромом страдает больше всего, - нынешней Европы и России, прежде всего.

А прогноз?.. Если Украина способна стать еще и терапевтом для этих двух "больных", то шансы есть.