"Власть имущие решили, что противотуберкулезный санаторий детям не нужен. Рейдерским способом были захвачены третий спальный корпус, спортивная площадка, павильон сна у моря, пляж...". Это слова симеизской общественницы Светланы Еленчиной из распространенного в феврале нынешнего года видеообращения к президенту Виктору Януковичу с просьбой лично вмешаться в ситуацию и остановить дальнейшее уничтожение противотуберкулезного санатория "Юность". Того самого, который сегодня у всех на устах в связи с трагедией - смертью десятилетней Дианы Сидельник, получившей многочисленные травмы при обрушении балкона санаторного корпуса. На аматорском видео с обращением симеизцев - разграбленный санаторий "Юность", половина территории которого оказалась за каменным забором частной структуры. В том числе и доведенная до плачевного состояния дача Свиягина - памятник архитектуры, в недавнем прошлом служивший лечебным корпусом, с верандами, где летом тоже стояли койки. Когда-то пациенты противотуберкулезного санатория могли круглые сутки дышать целебным крымским воздухом в климатопавильоне, построенном на самом берегу моря. Однако и на его месте теперь выстроен частный коттедж, а отобранный у больных детей пляж отгорожен. Сам санаторий потерял четвертую часть коек - их количество сократилось со 160 до 120. Как следует из приказа Минздрава 2007 г., коечность сокращалась временно...
Впрочем, все, рассказанное президенту симеизскими активистами, давно не новость. Печальную историю уничтожения санатория "Юность" слышал не только нынешний президент, но и предыдущий, а также все премьеры, министры здравоохранения и Кабмин в целом. Журналистские расследования доказывали незаконность отчуждения недвижимости противотуберкулезного (тогда еще подросткового) санатория, а также попытки нового собственника заполучить половину земельного участка здравницы. "Зеркало недели" еще в 2010 г. писало о том, что незаконные действия совершались при активном участии конкретных руководителей Минздрава, дававших добро на отказ от земли в пользу коммерческой структуры. Прокуратура Крыма два года судилась за отмену решения Симеизского поссовета по изъятию почти двух гектаров земли санатория, и летом 2012 г. иск таки был удовлетворен. Да вот беда - никто не спешит исполнить решение Высшего хозсуда! При этом оставшиеся у санатория здания и сооружения постепенно приводятся в состояние полной непригодности. И симеизцы утверждают, что делается это намеренно, дабы освободить место под частную застройку, а в качестве доказательства указывают на груду обломков на месте жилого дома для сотрудников санатория, который неожиданно был признан аварийным и снесен, а люди - выселены с территории. Такая же участь может постичь и детские корпуса, причем не в последнюю очередь - благодаря многолетней преступной бездеятельности чиновников Минздрава Украины, не изыскивающих средства на капитальный ремонт.
Сегодня руководство министерства четко дает понять, что вся ответственность за трагедию, в которой один ребенок погиб, а второй был травмирован, всецело лежит на руководстве санатория, которое самоуправно поселило детей в аварийный корпус.
"На сегодняшний день установлено, что нарушены требования Министерства здравоохранения. Без санкций Минздрава главврач разместил детей, прибывших из Львовской области, в корпусе, который нельзя было использовать ни для лечения, ни для пребывания детей", - заявил на пресс-конференции в понедельник заместитель министра здравоохранения Александр Толстанов. И слукавил, причем не один раз раз.
Во-первых, в министерстве разве не знали, что в санатории "Юность" летом находится не 120, а все 160 детей? Должны были знать! Потому что уже который год финансирование санаторно-курортных учреждений Минздрава Украины в Крыму держится на уровне 40% от потребности, и мы об этом не так давно писали, рассказывая о плачевном состоянии еще одной противотуберкулезной здравницы - детского санатория имени А.Боброва. Остальное главврачи обязаны зарабатывать сами, принимая на отдых (именно отдых, а не лечение) в детские противотуберкулезные здравницы курортников, в том числе взрослых. Для них строятся деревянные щитовые домики, как в санатории им. Боброва и в "Юности", или же используются иные помещения. В детском противотуберкулезном санатории "Москва" дополнительные койки ставят в школьном корпусе, в этом году добавится и отсуженное у арендаторов здание климатопавильона. На протяжении нескольких лет на дополнительно созданных местах здесь отдыхают дети из Татарстана, нынешним летом их будет 90, при том что количество коек в санатории - 120. Деньги, заработанные таким образом, как говорят врачи, поступают в спецфонд и расходуются на те нужды здравницы, которые не покрываются из бюджета. Каждой здравнице министерством доводится план по зарабатыванию средств для спецфонда. Как мы уже писали, для санатория им. Боброва эта сумма составляет миллион гривен. По рассказам главврачей, на одном из совещаний в министерстве руководителю феодосийской детской здравницы, не выполнившему план, было заявлено: если не будут зарабатывать сами, встанет вопрос о целесообразности существования данного учреждения.
Во-вторых, нужно обратить внимание на количество путевок, выданных (проданных) на этот трагический заезд в "Юность". Как рассказали врачи крымских санаториев, с которыми мы беседовали (в том числе главврачи и завмеды), система распределения путевок следующая. В конце каждого года, в декабре, здравницы подают в министерство данные о плановом количестве коек. Министерство распределяет их по тубдиспансерам, и те, на основании решений комиссий, выдают бюджетные путевки детям, нуждающимся в санаторном лечении. В интервью журналистам мама погибшей Дианы Сидельник рассказывала, что путевку они купили за 1250 грн, при этом девочка никогда не состояла на учете в тубдиспансере. По данным "Комсомольской правды в Украине", печати на всех путевках, по которым ездила группа львовских детей, ставили во Львовском областном тубдиспансере. Опросы журналистами детей из Ривненской области, которые сейчас находятся в "Юности", показали, что их родители за путевку доплачивали по 900 грн. Но количество путевок по каждой здравнице на каждый месяц, а также их распределение по областным тубдиспансерам - компетенция чиновников министерства. Поэтому они должны были знать, сколько детей будет в "Юности", где количество коек сокращено до 120, и задаться вопросом, где поселят 40 "дополнительных" детей?
Сегодня по уголовному производству в качестве подозреваемых проходят только три сотрудника санатория - главврач, его заместитель и инженер, то есть господа-товарищи, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением всевозможных норм и выдача разрешений. Они у следствия вне подозрений. Очень хочется надеяться, что это временно.
Но в данном трагическом случае речь нужно вести не только о правовой ответственности, но также о моральной и политической. Последняя, как уже не раз говорилась, должна включать честную оценку того состояния, в котором санаторно-курортный комплекс оказался вследствие "оптимизации" Дмитрия Табачника, в ранге вице-премьера руководившего в 2003–2004 гг. межведомственной комиссией. Деятельность этой комиссии предопределила судьбу, в частности, противотуберкулезных здравниц Крыма и дала старт схемам приватизации их недвижимости, а затем и земли, что законом категорически запрещено, но власть предержащим, оказывается, можно. Процесс окончательного уничтожения санаториев как лечебных учреждений, приватизации их корпусов и парков завершается сегодня, в пору "медицинской реформы" Виктора Януковича в исполнении министра Раисы Богатыревой. Еще год-два такой реформы - и о государственном санаторном лечении туберкулеза, из эпидемии которого страна не может выкарабкаться полтора десятилетия, нужно будет забыть: работать будет некому. Ставка врача, работающего с туберкулезными больными, - две тысячи гривен, поэтому врачей не хватает, а те, которые есть, подхватывают дежурства в соседних санаториях.
Теперь о морали - в ее первоначальном значении, а также о неписаных общепринятых правилах и традициях той части общества, которая сегодня определяет жизнь нашей с вами Родины и принимает правила писаные, возводя свои моральные ценности в ранг всеобщего закона. В данном случае очень важно персонифицировать главных участников процесса уничтожения противотуберкулезной здравницы, дабы понимать, кто же должен нести моральную, правовую, а также политическую ответственность за преступное и безнравственное отношение к детям, которое забирает их жизни.
В наших предыдущих публикациях о ситуации вокруг "Юности" мы подробно описывали схему, по которой ООО "Димекс", а затем ООО "Коралл Лимитед" отошли спальный корпус - дача Свиягина, климатопавильон на берегу моря, спортплощадка и даже проходная санатория. Схема классическая для отчуждения имущества санаториев: аренда, ремонт с неотъемлемыми улучшениями, судебное понуждение к заключению договора купли-продажи и быстрая перепродажа другой родственной фирме с выводом активов куда-нибудь на Кипр или БВО. Одновременно - изъятие земли санатория и оформление землеотвода для обслуживания объектов недвижимости, для чего по закону необходимо согласие Кабмина. Но "Коралл Лимитед" и Симеизскому поссовету хватило письма замминистра здравоохранения Украины Валерия Бедного. Как уже говорилось, крымские прокуроры два года добивалась в судах возврата санаторию 1,8 га земли, однако решение ВХСУ уже почти год не исполняется. Не снята ограда на пути к пляжу, хотя и на это прокуратура Ялты получила решение суда, а отсутствие собственного пляжа у санатория, как утверждают симеизцы, приводило к трагедиям.
"Дети вынуждены убегать купаться в скалы и на переполненный городской пляж. Были травмы и смертельные случаи, о которых сообщали, что происходили они на детском санаторном пляже. Это ложь!" - утверждает Светлана Еленчина. Проверить эту информацию нам пока не удалось, но надеемся, что она заинтересует правоохранителей.
В общем, в этой дикой ситуации не очень удивит, если Симеизский поссовет примет новое решение об изъятии земли у санатория: нуждающиеся в ней - люди известные и денежные.
Нам пришлось изрядно потратиться на кипрские реестры: конечные бенефициары старательно спрятали каждую из двух фирм - учредителей ООО "Коралл лимитед" в набор "матрешек". Между тем опосредованные связи кипрских офшорок с бизнесом экс-народного депутата от Партии регионов Дмитрия Сандлера и его ближайших родственников настолько очевидна, что почти не вызывает сомнений. Так, компания "Мортсел холдингс Лимитед" является также учредителем ООО "Генерация Лимитед", возглавляемого Владимиром Сандлером. По одному адресу с "Коралл Лимитед" в Киеве зарегистрированы также ООО "Твеелинген Украина", которым руководит Ирина Сандлер, и ООО "Студия Санд", учрежденное Юлией Сандлер - супругой экс-нардепа.
После публикаций в СМИ о попытке "отрезать" у детского санатория половину земли и иска прокуратуры на одном из входов на территорию "Коралл Лимитед" появилась табличка, обозначающая переход актива: "База отдыха Сельскохозяйственного общества с ограниченной ответственностью "Дружба-Нова". И это очень интересный поворот в истории сомнительно приватизированной части санатория "Юность".
Учредителями этой крупнейшей копмании-латифундиста до апреля нынешнего года были два известных черниговских агрария и упоминавшееся уже "Твеелинген Украина". Собственно, в эти дни мы стали свидетелями завершения продажи "Дружбы-Нова". В апреле основатель группы компаний "Кернел" Андрей Веревский подтвердил Forbes факт покупки агрохолдинга "Дружба-Нова". При этом источник издания сообщил, что Веревский покупает около 70% акций "Дружба-Нова", принадлежащих компании "Твеелинген Групп", которую связывают с Дмитрием Сандлером. И буквально пару дней назад АМКУ разрешил компании "Эрсте Б.В.", входящей в структуру группы "Кернел", приобрести контрольный пакет акций компании "Твеелинген Украина" - учредителя "Дружба-Нова". Поэтому, чья теперь собственность за возведенным забором, разделяющим "Юность" на ад и рай, пока точно не известно. Но кто бы он ни был, ему передастся бремя ответственности, "наработанное" арендаторами-прихватизаторами, а также сговорчивыми чиновниками Минздрава и руководством санатория.