UA / RU
Поддержать ZN.ua

Новый удар по энергосистеме. Чего ждать?

Седьмая волна террора

Автор: Игорь Маскалевич

В ближайшее время ожидается очередной, седьмой по счету, массированный удар по энергетике. По версии Кремля — добивающий.

Цель — путем максимально возможного террора и замораживания населения принудить Украину к капитуляции. Аналогичное пробовали нацисты в 1942 году в родном Путину Ленинграде. У них не вышло, не выйдет и у этого фюрера. Выстоим. Но будет крайне сложно — подолгу не будет ни электричества, ни воды, ни отопления, об остальных благах цивилизации, как то связь, Интернет и прочее, лучше даже не думать.

Читайте также: Зло всегда заканчивает одинаково: оккупант становится капитулянтом — Зеленский

Энергосистему массировано выбивали из седла с октября. Основные удары приходились по ключевым трансформаторным подстанциям. На сегодняшний день повреждены и разбиты десятки крупных трансформаторов. Еще есть резервы на замену, но они очень ограничены. Трансформатор — товар штучный. Сделать либо заказать новый — это минимум 8–10 месяцев. Плюс доставка. Плюс инсталляция. Дорого и долго.

Вот почему 23 ноября, на восьмой неделе массированных обстрелов, РФ таки удалось развалить систему электропередачи на части.

Последствия мы знаем: остановились все атомные станции, объединенная энергосистема Украины распалась на несколько локальных частей. До двух третей потребителей остались без электричества. Заново сшить систему смогли достаточно быстро. Героическими усилиями энергетиков быстро удалось обеспечить около половины потребности страны в электричестве. А за неделю — довести эту цифру до 80%, и это на фоне ухудшающейся погоды, а значит, и роста потребления населением.

Сказать, что мы уже справились со всеми последствиями, не получится. Разгребать их придется долго. Беды с разрушениями подстанций — годами. После каждого удара восстановленное на скорую руку оборудование имеет все меньший запас устойчивости.

Россияне это знают, мы десятки лет, вплоть до 24 февраля, работали в единой энергосистеме. Им неплохо известны наши уязвимые места. К счастью, не все, а один фактор они очень недооценили — профессионализм наших энергетиков.

Читайте также: Чего не хватает инвесторам для оказания помощи Украине на восстановление энергосистемы: ответ ЕС

Вообще любая западноевропейская система рухнула бы уже после третьего налета, мы выдержали шесть.

Спешим напомнить странам НАТО, что в 1999-м бомбардировки Югославии были отсрочены на три недели, на конец мая, потому что из-за ударов по линиям электропередачи, питающим военные заводы, страдало и мерзло мирное население. Какая тогда была температура в 200 км от Средиземноморья? Градусов 15? Но если такие страдания посчитали недопустимыми, может, стоит напомнить, что в Украине зимой минус, и стоит приложить больше усилий?

Нам нужна как помощь в импорте электроэнергии и необходимого оборудования, так и военная помощь в отражении ударов с воздуха.

Убегая из Херсона, россияне взорвали высоковольтную подстанцию — огромные трансформаторы буквально сбросило с фундаментов. При ударе по сетям «вылетели» и семь ядерных реакторов всех трех находящихся в работе атомных электростанций, а также прекратилось энергоснабжение захваченной Запорожской.

Читайте также: Полностью уничтожена: как выглядит подстанция, которая обеспечивала энергоснабжение Херсона и области

Без преувеличения это беспрецедентный в мировой истории акт ядерного терроризма. То, что Москве на это наплевать, понятно (за это там еще и ордена вручат), а вот почему Европа никак не реагирует — не ясно. Да, в этот раз чудом пронесло, но надеяться только на чудо — вопиющая безответственность. Ведь ветер в разные стороны дует. И выводы из происходящего надо делать не только нам и жителям Тирасполя.

Справедливости ради, у нас недоработок тоже с головой. Например, по поводу остановки всех ядерных блоков есть разные мнения, в том числе такое, что пару-тройку из них можно было удержать если не в единой сети, то в автономном режиме. Вроде как тонкости, но у нас налицо дефицит генерации.

Есть и другие нюансы, пусть не все из них стоит озвучивать во время войны, но помнить следует. Как минимум, чтобы потом поинтересоваться, правда ли, что Украина отказывалась от автономных газовых электростанций, предлагаемых союзниками летом? Предложение поставить такие генераторы — на столе в Минэнэрго до сих пор. С их помощью можно удержать ключевые услуги: отопление и водоснабжение, которые тоже требуют энергоснабжения. Блэкаут без воды и тепла и блэкаут с ними — совсем разные вещи. Но ни премьер, ни градоначальники о таком предложении не знают, поскольку профильное ведомство решило не возиться с координацией, перебросив задачу на Минрегион — министерство, в котором нет министра.

И пока вы теоретически прикидываете, сколько сил и денег нам бы такое сотрудничество сэкономило, мы перейдем к практической части.

Что нужно в первую очередь, так это максимально усилить защиту станций и подстанций — габионы, арочные перекрытия и прочее. Не все трансформаторы повреждаются прямыми попаданиями, а от осколков и части «шахедов» такие конструкции неплохо защищают.

И, конечно, сбивать максимум возможного. На практике это сложнее, чем кажется. Поставки западных систем скромны по уважительной причине — их и у них самих немного. Но лучше хоть что-то. Шведы вон поставили нам зенитки, принятые на вооружение еще при Сталине. Против «шахедов» вполне так пойдет.

Надеяться, что у россиян закончатся ракеты, глупо. Еще глупее не пытаться ограничить поток импортных компонентов для них. В каждой сбитой ракете привычно находят десятки западных микросхем, — их производители должны разделить ответственность с РФ за нынешний террор в Украине. А мы обязаны об этом говорить много и на всех возможных уровнях и… бить в ответ.

Читайте также: В Воздушных силах рассказали, сколько ракет Россия уже выпустила по Украине

Да, бесконечно уворачиваться от ударов — плохая идея. Сила — единственный аргумент, воспринимаемый нашим противником. Тот же «шахед» вполне по силам сделать и самим — на 80% он состоит из западных компонентов. Назвать его как-то поэтично, и пусть полетает над их станциями. Сбился с пути. Ведь после удара по Дарницкой ТЭЦ россияне заявили, что никаких прилетов по Киеву в тот день не было. Ну, не было, так не было. Вот и Воронеж тоже никто не бомбит.

И не менее важная составляющая — коммуникации.

Людей, измученных тьмой и холодом, раздражают спикеры (половина которых непонятно откуда взялись и слабо в теме), непрерывно обещающие, что еще пару дней и все будет почти норм. Не будет.

Идет война с сильным врагом. Все новые налеты приурочены к завершению восстановительных работ, в этом смысл террора. На некоторые ключевые подстанции прилетало уже по десять раз и прилетит еще. Пожалуй, пора уже говорить правду и фильтровать фейки. Все соцсети забиты вбросами. О том, что электричества нет потому, что его продают на экспорт, которого нет с 10 октября. О том, что пора бы уже национализировать и так государственную НЭК «Укрэнерго» и разобраться, куда все продали! О том, что ДТЭК включает свет в ЖК за взятки, что абсурдно как по сути, так и технически.

В коммуникации, наверное, тоже не стоит начинать выяснять отношения на уровне «сколько часов после скольких ракет можно сидеть без света». Вы удивитесь, но медиа-застрельщики уже готовят почву к дискуссии о «поиске виноватых в блэкауте среди энергетиков». Кому война, а кому окно кадровых возможностей. Задача — сковырнуть руководство «Укрэнерго» под шумок ругани, чем российские пропагандисты не преминули воспользоваться уже сейчас.

Ясно, что до октября основной массе людей было плевать на устройство энергосистемы, но, может, мы все-таки заполним этот вакуум раньше врагов и идиотов?

Нужны видеоролики на 2–3 минуты с наглядным описанием ситуаций, схемами, картами и честным текстом. Что до весны в Киеве, например, свет будут включать на 5–6 часов. И это не самый плохой сценарий. Город был дефицитным по электричеству и до войны. И виновата в этом разве что урбанизация.

Не пускать на самотек организацию обеспечения водой и «Пунктів незламності». И источников воды, и пунктов должно быть много, а не тысяча для города с тремя миллионами жителей и 11 тысячами многоэтажек. Они должны быть не для галочки.

Читайте также: Мэр Днепра Борис Филатов: «Я пока не встречал ни одного мэра, который был бы доволен коммуникацией с центральной властью»

И да, готовить людей к сценариям эвакуации, не боясь паники. Все, кто сейчас находится в городах, уже отпаниковали свое.

Вообще поменьше бы пиара и побольше работы. Понимаю, немало людей шли во власть просто попилить землю и порешать вопросы. Война в их планы не входила.

А у многих и не входит. Попытки освоить ресурсы (которых и так мало) с весны становились все настойчивее. Во Вторую мировую за это расстреливали, и часто за дело.

Придется забыть о выборах и вспомнить о централизации. Даже если очень не хочется.

Ставки слишком уж высоки. Речь идет буквально о выживании.

Больше статей Игоря Маскалевича читайте по ссылке.