Черноморский регион нынче обделен вниманием. Такие геополитические игроки, как Европейский Союз и Соединенные Штаты, занятые своими проблемами, время от времени вспоминают о нем в связи с проектами газо- и нефтепроводов, открытием новых паромных переправ или экологическими катастрофами. Более того, стратегического интереса не проявляют и многие причерноморские государства. В общем, «продолжается процесс маргинализации региона», констатировал директор Центра международных и европейских исследований турецкого Университета Кадир Хас Димитриос Триантафиллоу на круглом столе «Черноморский регион: геополитическая дилемма или высокоприоритетное пространство», проведенном в Одессе фондом Open Ukraine.
Отсутствие интереса вовсе не способствует повышению безопасности в этой части света. Пусть угрозы в Черноморском регионе и не столь явны, как, например, на Балканах или Ближнем Востоке, Северном Кавказе или Центральной Азии, но, как показали события августа 2008-го, угольки тлеют.
Директор румынского Центра предотвращения конфликтов и раннего предупреждения Юлиан Кифу перечислил три основные, на его взгляд, угрозы: замороженные конфликты, терроризм и российский Черноморский флот в Севастополе, который может спровоцировать милитаризацию в регионе. В свою очередь Пал Дунои из Женевского центра по политике безопасности полагает: «Энергетическая безопасность является основным конфликтным источником в регионе». Влияют на стабильность экономические и политические проблемы ряда причерноморских держав, оргпреступность (наркотрафик, торговля людьми и прочее), нелегальная миграция. Не говоря уже об амбициях таких государств, как Россия, Румыния, Турция.
Как же повысить безопасность в Черноморском регионе? Каким образом вернуть к нему интерес со стороны ведущих геополитических игроков? Увы, пока что эти вопросы интересуют преимущественно независимых экспертов и аналитиков. Политиков больше занимают внутренние проблемы их стран, контртеррористическая операция в Афганистане и «революции» на Ближнем Востоке.
Безусловно, главную роль в снижении уровня конфликтности должны сыграть сами причерноморские государства. «Наша задача - обратить на себя внимание, сделать нас интересными», - заметил на круглом столе посол по особым поручениям МИД Украины Андрей Веселовский. Питер Гавлик из Венского института международных экономических исследований считает: «Регион не должен рассчитывать на внешнюю помощь. Основные инициативы должны идти от него». Это не сложно, если страны экономически успешны и политически стабильны, а созданные ранее региональные организации - ОЧЭС, ГУАМ - будут работать в соответствии с задекларированными целями. Но также очевидно, что повысить безопасность в регионе невозможно без участия РФ, США, ЕС. Восстановить же угасший интерес Вашингтона и Брюсселя можно только многосторонними проектами. Прежде всего в сфере экономики и энергетики. И здесь свою роль может сыграть евросоюзовский проект газопровода «Набукко». Ведь, как показывают события последних лет, интерес Евросоюза к региону зачастую был вызван именно этим проектом транспортировки каспийского газа в европейские страны-потребители.
Пока же эксперты констатируют: сегодня государства региона имеют разные интересы и больше заняты выяснением спорных вопросов, нежели реализацией совместных проектов. И вместо того, чтобы активно решать замороженные конфликты, продолжают спокойно жить рядом с этими очагами дестабилизации. Ведь многие страны не просто привыкли жить с ними, их устраивает существующий статус-кво. Что касается Соединенных Штатов, то нынешняя администрация занята борьбой с терроризмом и пытается стабилизировать ситуацию в Афганистане. Внутри же Евросоюза пока нет страны, которая бы четко формулировала политику относительно региона. Хотя такие члены ЕС, как Германия, Польша, Швеция, и могли бы взять на себя роль лидера. Ведь в прошлом именно благодаря усилиям Берлина формализовалась евросоюзовская инициатива «Черноморская синергия». Правда, ничем себя не проявившая и теперь изрядно забытая…
А вот для России, по мнению Димитриоса Триантафиллоу, Черноморский регион является вопросом особой приоритетности. Реализуя свои геополитические амбиции, Москва активно проводит курс на сближение с Анкарой. Да только будет ли этот российско-турецкий альянс способствовать безопасности в регионе? Существуют опасения, что Россия и Турция станут реализовывать свои интересы за счет других причерноморских держав. А как это умеет делать Москва, мировое сообщество имело возможность наблюдать не только летом 2008-го, но и во время многократных российско-украинских и российско-белорусских газовых и молочных противостояний…
Пал Дунои полагает, что российско-турецкие отношения переживают зыбкий «медовый месяц». Возможно, это сближение действительно временное. Юлиан Кифу, например, отмечает, что если посмотреть на достижения нынешнего российско-турецкого сближения, то сделано намного меньше, чем заявлено. Но следует помнить: в Анкаре, где давно уже рассматривают свою страну как самостоятельного геополитического игрока, полагают, что Черноморский регион - это задворки Турции.
С таким распределением ролей не согласны в Бухаресте: Румыния также претендует на региональное лидерство. И во многом благодаря Бухаресту, его согласию на размещение элементов американских ПРО на своей территории, у Вашингтона вновь проявился хоть какой-то интерес к Черноморскому региону. Очевидно, что он будет усиливаться по мере роста транзита энергоносителей через Черное море и территорию прилегающих к нему государств.
В этой ситуации Киев не должен быть молчаливым статистом. А это роль, которая ему уготована в будущем, поскольку сегодня украинская власть не имеет ни стратегии национальной безопасности, ни целостной политики относительно Черноморского региона. Интерес Киева к региону возникает спорадически и преимущественно в контексте реализации проекта газопровода «Южный поток» или развития двусторонних отношений с причерноморскими государствами. Но если Украина и далее претендует на роль регионального лидера, а такие амбиции время от времени появляются у руководства страны, то Киеву следует уже сегодня укреплять свои позиции в регионе. В том числе и через энергетическую и транспортную составляющую ГУАМ, и через активизацию усилий по урегулированию хотя бы приднестровского конфликта. Это не просто даст возможность Киеву заявить о себе в регионе, но и усилит его переговорные позиции с такими игроками, как Анкара, Москва, Бухарест и Брюссель, в вопросах стабилизации Черноморского региона.