UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лучше поздно, чем никогда

Европа и Америка ввели санкции против украинской власти

Автор: Владимир Кравченко

Сколько человек должно погибнуть, чтобы сообщество демократических стран решилось на точечные санкции против политиков и чиновников, ответственных за похищения, убийства, издевательства, пытки в стране, расположенной в Восточной Европе? Один? Сто? Миллион? Украина получила ответ на этот вопрос в четверг, когда количество убитых превысило сто человек. Только тогда Европейский Союз принял решение ввести санкции против виновных в убийствах мирных граждан.

Все три месяца противостояния украинского народа и коррумпированного режима Виктора Януковича в адрес Запада постоянно звучали настойчивые призывы ввести визовые, банковские и финансовые санкции против чиновников и бизнесменов, имеющих тесные связи с президентом и его Семьей. Санкции не решили бы все украинские проблемы. Но для тех ястребов из окружения Януковича, которые любят пить кофе в Ницце, а деньги хранить в швейцарских и австрийских банках, они были бы серьезным сдерживающим фактором. Это, во-первых. Во-вторых, стимулировали бы к переговорам по выходу из политического кризиса.

Раздражение вялостью и нерешительностью Европейского Союза и Соединенных Штатов (политики которых так любят говорить о необходимости приверженности демократическим ценностям, но не спешат оказать помощь тем, кто за эти ценности борется в Украине на евромайданах) можно было не только уловить в соцсетях, но также услышать и в маршрутке, и в магазине, и просто на улице от случайных прохожих. И как много украинцев готовы были подписаться под словами замгоссекретаря Виктории Нуланд!

"Санкции! Санкции!", - неслось волной по Евромайдану в декабре во время выступления американских сенаторов Джона Маккейна и Криса Мерфи. Эта волна, как мы надеялись, должна была докатиться и до лидеров стран Евросоюза. В ответ на протяжении трех месяцев мы постоянно слышали, что Европейский Союз, претендовавший на роль "лучшего" посредника в урегулировании кризиса, то "обеспокоен", то даже "глубоко обеспокоен". Как мы устали от этих слов! А политики из ЕС все твердили, что "пока в Украине продолжается диалог, мы не должны ни при каких обстоятельствах применять санкции". Вот только где они разглядели "диалог"?

Временами складывалось впечатление, что в Евросоюзе готовы были закрыть глаза на многое, даже на то, что Украину превращают в заасфальтированную площадку. Лишь бы только "не было эскалации конфликта". И то, что произошло в Киеве на этой неделе, - в том числе и на совести европейских политиков, уж слишком неторопливых. Слишком привыкших боязливо оглядываться на Россию. Слишком уверовавших, наивно и беспочвенно, в здравомыслие Виктора Януковича и его готовность сесть за стол переговоров. И это развязывало руки сторонникам жестких мер в Украине.

Поведение Брюсселя убеждало многих на Банковой в том, что санкций не будет. После обнародования в январе информации посольства Соединенных Штатов в Украине о первых визовых санкциях, хватало тех, кто сомневался, что Вашингтон, а уж тем более нерешительный Брюссель, пойдут дальше. И даже в день заседания министров иностранных дел ЕС Сергей Клюев, alter ego Андрея Клюева, в интервью газете "День" самонадеянно заметил, что "никто никаких санкций не собирается вводить".

Лишь когда раскрутился новый виток противостояния, когда мир увидел полусоженный Майдан Незалежности и был потрясен количеством погибших, страны Старого и Нового Света перешли от жвачки "китайских предупреждений" к жестким действиям. Чтобы это произошло, в самой большой стране Восточной Европы бойцы спецподразделений должны были убить более ста протестующих. И только тогда в Брюсселе и других европейских столицах, наконец, осознали, что у восточных границ Евросоюза может разгореться конфликт, подобный югославскому, с непредсказуемыми последствиями для всей Европы.

И дело не только в том, что из Украины в ЕС могут хлынуть потоки беженцев. Агентство Bloomberg со ссылкой на оценки аналитиков Societe Generale SA сообщило, что вероятность дефолта Украины по долговым обязательствам в общей сложности на 60 млрд евро в краткосрочной и среднесрочной перспективе остается высокой. Международное рейтинговое агентство Standard & Poor's также полагает, что при отсутствии значительных позитивных изменений вполне вероятен дефолт Украины. По мнению же британской The Telegraph, сильнее всего в результате кризиса в Украине пострадают страны Восточной Европы, в первую очередь Россия. В пятницу S&P понизило долгосрочный рейтинг Украины по обязательствам в иностранной валюте на одну ступень - с "CCC+" до "CCC". Прогноз по рейтингу - негативный.

Украинский кризис вдруг стал для ЕС очередным тестом не только на способность быстро реагировать на кризисы, но и на его способность выжить в новых геополитических условиях.

Впрочем, первыми на кровь на Майдане Незалежности отреагировали американцы. В среду высокопоставленный представитель госдепартамента заявила о том, что США вводят визовые санкции в отношении примерно 20 украинских чиновников, которых считают виновными в применении насилия. Американские дипломаты традиционно не назвали имен. После этого CNN сообщил, что на столе у Барака Обамы лежит на подпись документ, который заморозит счета причастных к подавлению демонстраций. Не осталась в стороне и Канада, власти которой, как сообщил канадский телеканал CBC со ссылкой на премьера страны Стивена Харпера, ввели в отношении Виктора Януковича и высокопоставленных представителей украинского правительства визовые ограничения и заморозили их финансовые активы.

А уже в четверг, вслед за Соединенными Штатами, принял решение о введении точечных санкций против "ответственных за нарушения прав человека, насилие и чрезмерное применение силы", наконец, и Европейский Союз. Как отметил глава Европейского Совета Герман ван Ромпей, у ЕС есть консенсус относительно необходимости наказать виновных в гибели людей в Украине. "Мы не можем забыть трагические смерти последних дней. Именно поэтому министры собрались, чтобы ввести санкции в отношении тех, кто отвечает за насилие", - в свою очередь заявил глава Еврокомиссии Жозе Мануель Баррозу.

Итак, как сказано в Выводах Совета по Украине, Евросоюз принял решение применить целевые санкции в отношении ответственных за насилие в Украине в виде запрета на въезд и замораживание банковских счетов. ЕС также приостанавливает лицензии на экспорт оборудования, которое может быть использовано для внутренних репрессий. Как позже пояснили агентству "Интерфакс-Украина", речь идет о водометах, спецтехнике для разбора заградительных сооружений, взрывчатке.

Ожидается, что в ближайшие дни будет составлен список лиц, подпадающих под санкции Евросоюза. Как отметила польская Gazeta Wyborcza, в него, скорее всего, будут включены представители украинских министерств внутренних дел и юстиции. При этом, по данным издания, в списке не значится имя президента Украины, поскольку его включение в "санкционный" список может рассматриваться как крайняя мера давления. Как отмечено в Выводах Совета, "масштаб имплементации будет продвигаться в зависимости от развития ситуации в Украине".

А это во многом зависит и от успешности миссии министров иностранных дел "Веймарского треугольника" - Лорана Фабиуса, Франка-Вальтера Штайнмайера, Радослава Сикорского, встречавшихся 20–21 февраля с Виктором Януковичем. Консенсусное решение Европейского Союза стало возможным во многом благодаря действиям литовцев и поляков, немцев и французов. При этом роль Германии в урегулировании ситуации в последние дни значительно выросла. А Владимиру Путину так и не удалось "переманить" Меркель, чтобы Берлин занял позицию, близкую российской. Показательно, что Ангела Меркель и Франсуа Олланд в ходе своего разговора назвали события в Украине "отвратительными и неприемлемыми" и выступили за санкции.

Сегодня Брюссель пересматривает свою политику в отношении Украины. Достойным шагом в этой непростой ситуации для него было бы не только повторение мантры "предложение о политической ассоциации и экономической интеграции остается на столе". И не ограничение пусть и многообещающим, но весьма расплывчатым обещанием, что "Соглашение об ассоциации, включая создание глубокой и всеобъемлющей зоны свободной торговли, не является окончательной целью в сотрудничестве между ЕС и Украиной". Для нашей страны чрезвычайно важной сегодня является реализация Евросоюзом и США нового "плана Маршалла". Но не менее важной стала бы и четкая запись в евросоюзовских документах о перспективе членства Украины в ЕС.

Мы, украинцы, этого заслужили.